Надежда Котова
«Растения рядом с нами». Социальный проект «Экология и ОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
В мире комнатных растений много прекрасного и удивительного. С давних времен люди пытались создать уют в своих домах с помощью растений. Трудно сказать, кто первый принес их в дом и догадался посадить их в глиняный горшок, но этот человек оказал всем неоценимую услугу.
В наш век высоких технологий и больших скоростей все меньше и меньше времени остается на спокойное размышление о суетности этого мира на лоне живой природы. Поэтому каждое растение в доме является маленьким оазисом, где можно любоваться сочной зеленью или вдыхать аромат душистых цветов, дать отдых уставшим от телевизора и компьютера глазам, обрести покой и душевное равновесие.
Публикация «„Растения рядом с нами“, Социальный проект „Экология и ОУ“» размещена в разделах
- В мире растений. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Растения. Изучаем мир растений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Помимо удовлетворения эстетических потребностей человека, растения выполняют еще и санитарно-гигиеническую роль – они очищают воздух. В закрытом помещении углекислого газа в 20 раз больше, чем под открытым небом. Поэтому растения, которые поглощают днем на свету углекислый газ и выделяют кислород, просто необходимы для нас.
Кроме того, комнатные растения увлажняют воздух и выделяют фитонциды – летучие вещества, убивающие болезнетворные организмы, поглощают пыль и частично нейтрализуют вредное воздействие магнитных полей.
Листья и плоды многих комнатных растений используются в медицинских целях.
Тип проекта: долгосрочный, групповой.
Продолжительность:2 месяца.
Возраст детей: 6-7 лет.
Проблема:
Что знаем? Что хотим знать? Как можем узнать?
Комнатные растения растут у нас в комнате. Почему у герани листья, а у кактуса колючки? В детском саду расскажут.
Комнатные растения без воды засыхают. Как комнатные растения размножаются, если у них нет семян? Надо поискать в интернете.
Комнатные растения любят, когда за ними ухаживают. Комнатные растения бывают лекарственными? Можно прочитать в энциклопедии.
Актуальность:
В конце 20 века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты Земля. Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном непосредственном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй половине 20 века, когда особенно резко усилились процессы урбанизации, основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось их поведение: они стали брать от природы все, что им казалось необходимым, ничего не давая ей взамен. Люди перестали «чувствовать» природу.
В настоящее время существует необходимость усиления внимания к природе в общеобразовательных учреждениях любого уровня, в том числе и дошкольных учреждениях: это создание соответствующей развивающей среды, в которой находился бы человек с самого раннего детства. В этой среде он должен не просто жить, но наблюдать за явлениями, происходящими в ней, задавать природе вопросы и получать на них ответы. Именно этой цели служат создаваемые в детских садах уголки природы и экологические комнаты.
Цель проекта: формирование у детей элементарной экологической культуры на основе полученных знаний о жизни комнатных растений, общей эрудиции; воспитание нравственных идеалов как основы поведения ребенка.
Задачи проекта:
• Расширять кругозор детей в области природного окружения, обогащать и уточнять представления детей о видах комнатных растений.
• Развивать умение выделять в процессе восприятия форму, величину, цветовую гамму комнатных растений.
• Развивать познавательно-исседовательскую деятельность детей: продолжать учить исследовать, анализировать, систематизировать, вычленять отличительные особенности разных видов комнатных растений. Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между значением воды, света, тепла и ростом растений.
• Создать возможность для обогащения словарного запаса, совершенствования звуковой культуры речи, образной и грамматической стороны речи.
• Систематизировать имеющиеся у детей знания.
• Развивать память, мышление, воображение, внимание, творческие способности, любознательность.
• Воспитывать у детей доброжелательное, действенное, ответственное отношение к природе.
Участники проекта:
• Дети
• Воспитатели
• Родители
Обязательные условия реализации проекта:
• сочетание разнообразных видов деятельности;
• тесное сотрудничество с семьей;
• учет возрастных особенностей детей;
• доступность изложения материала;
• наличие разнообразного наглядного материала;
• безопасность наглядного материала (комнатных растений).
Предполагаемый результат: сформированность у детей устойчивого интереса к комнатным растениям, ответственного отношения к уходу за комнатными растениями с использованием полученных знаний и умений.
Итоговое мероприятие: «День открытых дверей». В программе:
• Открытое занятие на тему: «Растения рядом с нами».
• Мастер-класс по уходу за комнатными растениями.
• Выставка детских работ на тему: «Мое любимое комнатное растение» (рисование, аппликация, лепка, художественный труд).
• Родители дарят детям комнатные растения, которых у нас в уголке природы нет.
Реализация проекта.
Подготовительный этап.
• Формулирование проблемы проекта;
• Подбор методического материала;
• Подбор демонстрационного материала;
• Оформление дидактических игр по теме;
• Разработка и оформление моделей по экологии.
Основной этап.
Познавательное развитие.
* Моделирование строения растения: корень, стебель, лист, цветок, плод.
* Рассматривание и сравнение комнатных растений с использованием моделирования.
* Классификация комнатных растений по способам ухода.
* Сравнение живого и искусственного комнатных растений для закрепления общих представлений о живом: дышит, питается, растет и развивается, размножается живое растение; искусственное растение сделано руками человека.
* Условия, необходимые для жизни растений: свет, тепло, влага, почва, воздух. Опытно-исследовательская деятельность:
1) влияние света на рост и развитие растения;
2) влияние тепла на рост и развитие растения;
3) влияние воды на рост и развитие растения;
4) влияние почвы на рост и развитие растения;
5) как отличать влаголюбивые растения от засухоустойчивых растений.
* Размножение комнатных растений на основе практической деятельности:
1) черенками;
2) отводками;
3) делением куста;
4) делением корня.
* «Айболит в уголке природы осматривает комнатные растения» (он дает образец правильного осмотра комнатных растений, ставит диагноз и при необходимости назначает лечение).
* Лекарственные растения среди комнатных растений.
* Ознакомление с трудом цветовода.
Речевое развитие.
* Обогащение и активизация словаря детей.
* Составление описательных рассказов о комнатных растениях на основе моделирования.
* «В гостях у бабушки Загадушки» (загадывание, отгадывание и придумывание своих загадок на основе ранее полученных знаний).
Социально-коммуникативное развитие.
* Дидактические игры:
«Найди по описанию»
«Что изменилось?»
«Чего не стало?»
«Третий лишний»
«Откуда родом?»
* Настольные игры:
«Экологическое лото»(классификация растений: деревья, кустарники, садовые цветы, травянистые растения, комнатные растения).
«Разрезные картинки» (картинки комнатных растений из 6-12 частей).
«Перепутаница» (строение растения).
*Сюжетно-ролевая игра «Магазин цветов».
Художественно-эстетическое развитие.
Рисование:
«Мое любимое комнатное растение» (с натуры)
«Как мы ухаживаем за комнатными растениями»
Аппликация:
«Цветы герани»
Лепка:
«Кактус цветет»
Художественный труд:
«Цветок»(оригами, «Чудо-растение в горшке»(бросовый материал.
Физическое развитие.
Физкультминутки.
Игра-эстафета «Собери растение» (с бегом).
Дыхательная гимнастика «Вдыхаем ароматы цветов».
Общеразвивающие упражнения с искусственными цветами.
Подвижная игра «Раз, два, три – к (название растения) беги!»
Заключительный этап.
День открытых дверей «У нас в гостях фея Экология».
• Открытое занятие «Растения рядом с нами».
• Мастер-класс по уходу за комнатными растениями.
• Выставка детских работ «Мое любимое комнатное растение».
• Родители и фея Экология дарят детям комнатные растения, которых в нашем уголке природы пока нет.
Взаимодействие с родителями.
• Анкета для родителей «Комнатные растения у нас дома».
• Круглый стол по итогам анкетирования.
• Папка-передвижка «Экология уже в детском саду».
• Участие родителей в подготовке и проведении экскурсии в магазин «Цветы».
• Фотовыставка родителей «У нас (название комнатного растения). А у вас?».
• Приобретение комнатных растений в дар детскому саду.
Приложения
Загадки
Расскажу я вам стихотворение
Про разные чудесные растения.
Вы смекалку приложите
И растение покажите…
В ствол запрятан белый сок,
Будто кожаный листок,
Может он расти в горшке,
Может в джунглях, на реке.
В Индии рождается.
Как он называется?
(Фикус).
Плоский, длинный, а не брус,
Полосат, но не арбуз.
(Сансевьера).
Чтобы солнце сквозь стекло
Вам в окошко не пекло,
Повешу на распорочку
Узорчатую шторочку,
Не тканую, плетеную,
Живую и зеленую.
(Традесканция).
На окне, на полке
Выросли иголки.
Да цветы атласные:
Алые да красные.
(Кактусы).
В горшочке растенье,
Его листья повисли.
Грустит оно очень.
Угадай его мысли.
Оно хочет напиться.
Водичкой полей.
И дождик струится
Из лейки моей.
Очищают воздух,
Создают уют.
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.
На окне зимой и летом,
Вечно зелен и красив,
Ярко красным цветом
Горит нежно (Бальзамин).
Накрыт бокал с водицей
Ежовой рукавицей.
(Кактус).
С молоком, а не коза,
С корой, а не лоза.
(Фикус).
Вверх по стенке крутой,
По бетонке литой
Многоножка ползет,
С собой листья везет.
(Плющ).
Лист с горбочком,
Желобочком,
Шипы имеет, а ранить не умеет.
Зато лечит нас в любой час.
(Алоэ).
Соблюдение правил
при наблюдении за комнатными растениями.
• Не торопись трогать руками незнакомое тебе растение, ведь некоторые из них могут быть ядовитыми, могут уколоть или обжечь.
• Не торопись срывать и брать в рот незнакомые плоды, посоветуйся со взрослыми.
• При наблюдении выбирай тот способ, который тебе расскажет о природе как можно больше и точнее.
• Рассмотри цвет, размер, форму растения, погладь его, если хочешь узнать свойства поверхности. То, что ты увидел и выделил, назови.
• Если можешь, нарисуй то, что узнал, или подбери об этих свойствах, качествах модели, картинки.
• Обращай внимание на состояние растения. По состоянию растения ты сможешь определить, нужна ли ему твоя помощь.
Соблюдение правил
трудовой деятельности в природе.
• Для того, чтобы растениям было хорошо с тобой, за ними надо ухаживать: поливать и рыхлить землю у растений, обтирать листья от пыли и т. д.
• Прежде, чем приступить к труду, нужно определить его цель. Трудиться надо в том случае, если это действительно требуется комнатному растению. А определить это можно по его состоянию.
• Собираясь трудиться, исходи не из того, что тебе хочется чем-то заниматься, а из действительных потребностей растения.
• Инструменты и материалы подбирай в зависимости от содержания труда и особенностей растения.
• Действуя с растениями, не спеши, будь аккуратен. Поспешишь – можешь уронить горшок с растением, нарушить целостность живого организма.
• Прежде, чем закончить трудиться, вспомни, какую цель ты перед собой ставил. Проверь, достиг ли ты ее.
• Помни, что важно соблюдать культурно-гигиенические правила: мыть руки после работы с землей.
• Если во время труда ты чувствуешь бодрость, удовольствие, радость, то такой труд принесет пользу не только живому существу, но и тебе. Если у тебя появился пот на лбу, покраснело лицо, напряглись мышцы, начинают дрожать ноги – прекрати работу. Излишнее физическое напряжение вредно для твоего организма.
Соблюдение правил
при моделировании.
• При рассматривании и наблюдении за растениями обследуй объект с помощью зрительно-осязательно-двигательных действий и вычленяй на этой основе признаки и свойства живых организмов. Для построения плана обследования объектов, пользуйся картинками, обозначающими способы познавательной деятельности.
• С помощью моделей обозначай выделенные признаки (цвет, форму, величину и т. д.). попробуй описать новые объекты природы с помощью готовой, ранее составленной модели. Сравнивай два объекта между собой по модели, учись выделять признаки различия и сходства.
• Растения нельзя разделять на части. Это можно сделать с помощью модели, отражающей признаки строения объекта.
• С помощью моделей обозначь условия жизни, потребности живых организмов.
• Попробуй выделить функции живых организмов, обозначь их схематически моделями.
Соблюдение правил
при проведении опытов.
• Опыт должен быть безопасным для живого существа и для тебя.
• Учись пользоваться приборами в опытах.
• Во время опыта соблюдай следующие условия: помни о цели, уравняй все условия, кроме одного, значение которого узнаешь.
• Если опыт длительный, попробуй зарисовать его этапы в виде рисунков или моделей.
• Об опыте, его результатах, открытиях расскажи сверстникам, чтобы им было понятно, что ты узнал и как.
Литература.
Сост. О. Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях», Волгоград, «Учитель»,2007г.
С. Н. Николаева «Место игры в экологическом воспитании дошкольников», М., «Новая школа», 1996г.
М. М. Марковская «Уголок природы в детском саду», М., «Просвещение», 1989г.
Ред. З. А. Михайловой «План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду», С-П, «Акцидент», 1997г.
З. Ф. Аксенова «Войди в природу другом», М., ТВ «Сфера», 2011г
А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М. ,ТВ «Сфера», 2007г.
В. А. Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями», М., «Просвещение», 1981г.
В. Н. Чернякова «Экологическая работа в ДОУ», М., ТВ «Сфера», 2008г.
. Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет», Воронеж, ТВ «Учитель»,2007г.
А. И. Иванова «Живая экология», М., ТВ «Сфера», 2009г.
О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», М., Мозаика-Синтез, 2015г.