Меньшикова Людмила Викторовна
Проект «Дошкольная лаборатория» с детьми среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольная лаборатория
Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди – часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира. Образ мира — это сложная целостная система знаний о человеке, о
мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.
Публикация «Проект „Дошкольная лаборатория“ с детьми среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
В словаре Е. А. Шашенкова (Словарь. -М. : УЦ «Перспектива») исследовательская деятельность трактуется как специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели. Определение конкретных способов и средств действий, через постановку проблемы, вычленение объекта исследования, проведение эксперимента, описание и объяснение фактов, полученных в эксперименте, создание гипотезы (теории, предсказание и проверка полученного знания определяют специфику и сущность этой деятельности.
Познавательная деятельность, трактуется как — сознательная деятельность субъекта, направленная на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности выступает одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в дальнейшем в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое – основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет
познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.
ПРОЕКТ «ДОШКОЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ»
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.
Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является детское экспериментирование.
Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и
синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
В процессе экспериментирования ребенок развивается в разных направлениях в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования :
- социально-коммуникативное развитие: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ
безопасного поведения в быту, социуме, природе;
- познавательное развитие: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
- речевое развитие: владение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной
диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества;
- художественно-эстетическое развитие: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной и др.);
- физическое развитие: развитие координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.
В Федеральном государственном образовательном стандарте среди видов детской деятельности в раннем возрасте (1-3 года) выделено экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр., в дошкольном возрасте (3-8 лет)
– познавательно-исследовательская деятельность (исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с ними).
Для дошкольного возраста разработано достаточно большое количество практического материала для проведения опытно-экспериментальной деятельности с водой, светом, электричеством и т. д. Однако практически отсутствуют материалы по проведению химических опытов с детьми дошкольного возраста, опытов с
продуктами, металлами, опытов с познанием механики, собственного тела, что дает возможность ребенку оперировать знаниями в окружающей обстановке.
Для того чтобы у ребенка развивались познавательные способности, ему необходимо усвоить формы исследовательской деятельности на каждой ступени обучения. В законе РФ «Об образовании в РФ» указано на обеспечение равных стартовых возможностей и плавного перехода на следующий уровень обучения.