Меньшикова Людмила Викторовна
Дошкольная лаборатория
▼ Скачать + Заказать документы
Путь дошкольника – очень ответственный. Он трудный и радостный, здесь много разных встреч и открытий. Ребенок реагирует на впечатления от конкретного события, действия, человека. Ребенок по своей натуре – исследователь. Дошкольники ведут активный образ жизни, их деятельность разнообразна, и наша задача, как педагогов, направить энергию детей в правильное русло. В современных условиях, воспитание с самого детства творческих людей, людей креативно мыслящих – актуальный вопрос.
Публикация «Дошкольная лаборатория» размещена в разделах
Психолого-педагогические исследования (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Парамонова и др.) показывают, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов, обладающих признаками полезности или субъективной новизны, развитие которых происходит в процессе специально организованного обучения.
Модели различных сооружений люди начали строить очень давно. Однако при этом они часто учитывали только геометрическое соотношение отдельных частей модели и реального объекта, не принимая во внимание различных физических явлений, «связанных, например, с использованием неодинаковых материалов для их постройки. Это было причиной многих неудач, катастроф.
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейшей проблем современности.
Детское экспериментирование, как, и моделирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Актуальность:
Среди детей угасает интерес к техническому моделированию и конструированию моделей из разных материалов. Изготовление интересных для них моделей предполагает значительные возможности для развития их способностей не только в технической направленности, но и общих способностей, которые обеспечивают успешность любого вида деятельности.
Актуальность данного проекта обусловлена общественной потребностью в творчески активных и технически грамотных людях, в возрождении интереса детей к современной технике, в воспитании культуры жизненного и профессионального самоопределения.
Проект «Дошкольная лаборатория в детском саду» предназначен для детей проявляющих интерес и способности к моделированию так и для детей, которым сложно определиться в выборе увлечения. Данный проект предусматривает расширение технического кругозора, развитие пространственного мышления, формирование устойчивого интереса к технике у воспитанников ДОУ. Техническое творчество способствует развитию общего мышления и, в частности, развитию технического мышления. Это объясняется тем, что в этом виде деятельности не стоят отдельно две относительно самостоятельные задачи - формирование понятий, знаний и обучение приемам их использования. Вторая задача не может быть решена без первой. Другими словами можно сказать, что техническое творчество способствует формированию у ребенка преобразующего отношения к действительности. Это позволяет формировать у ребенка способности приобретать новые знания и умения на основе полученных. При этом накапливается практический опыт ребенка, который в определенной степени уменьшает вероятность выбора ошибочного пути при решении технических задач. Важным моментом является формирование у ребенка способности переносить знания и умения в новые условия для достижения новых результатов.
Техническое творчество способствует также расширению политехнического кругозора дошкольников, что предполагает получение информации о технических новинках и способах решения технических задач из разных источников - специальной литературы, консультации специалистов, электронных источников и т. д.
Проблема: в реальной практике дошкольных образовательных учреждений остро ощущается необходимость в организации работы по вызыванию интереса к техническому творчеству и первоначальных технических навыков. Возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно. Данную стратегию обучения и развития в ДОУ можно реализовать в образовательной среде с помощью экспериментирования и моделирования.
Цель: приобщение детей дошкольного возраста к миру науки и техники, повышение их интереса к деятельности ученых и инженеров, к моделированию логических отношений и объектов реального мира, расширение кругозора детей через экспериментирование, создание предпосылок вовлечения дошкольников в техническое творчество, развитие их мыслительных способностей через приобщение к начальному техническому моделированию.
Задачи:
Обучающие:
Изучение методов наблюдения, сбора и систематизации информации;
Формирование умения ставить проблему, выдвигать и обосновывать пути ее решения;
Знакомство детей с миром естественных наук и техники;
Знакомство с простейшими механизмами, приборами, машинами;
Знакомство с различными принципами работы механизмов, основанные на естественнонаучных закономерностях;
Ознакомление с историей развития техники и современными достижениями;
Обучение умению строить простейшие настольные модели;
Формирование системы конструкторских знаний, умений и навыков из области начального технического моделирования;
Расширение знаний о мире профессий;
Овладение простыми навыками моделирования, знакомство с рисунком, схемой и чертежом;
Развитие ориентации в пространстве и на листе бумаги;
Формирование умений принимать ранее полученные знания.
Расширение знаний о мире профессий;
Развивающие:
Развитие технического, объемного, пространственного, логического и креативного мышления;
Стимулирование познавательной активности, интереса к научно-исследовательской деятельности;
Развитие технических, конструкторских способностей, изобретательности и потребности в творческой деятельности.
Развитие эмпатии, то есть способности ребенка представить себя на месте своего товарища, понять его чувства, желания;
Развитие воображения, любознательности, уверенности в своих силах;
Развитие стремление к самостоятельности.
Воспитательные:
Воспитание положительных качеств личности: активность, ответственного отношения к любой деятельности, терпеливость, умение владеть чувствами и эмоциями, участливость, готовность оказать помощь;
Формирования адекватной самооценки;
Формирование умение работать в группе, способности к плодотворной кооперации в совместных действиях;
Создание условий для самоутверждения через участие в техническом творчестве;
Формирования уважения к результатам чужого труда.