Наталья Марунич
Проект «Домашнее тепло» в рамках реализации программы «Социокультурные истоки»
▼ Скачать + Заказать документы
Домашнее тепло в рамках реализации программы Социокультурные истоки
«Дети слушают отца,
отцы слушают Христа –
идеальная семья,
один дух, одна душа!
Дочка маму почитает,
мама папу уважает.
Жизнь в согласии и
любви – вот мечта любой семьи!»
Иеромонах Иннокентий
Вид проекта : информационно – творческий
По количеству участников: коллективный (воспитатели группы, дети, родители)
Продолжительность проекта : краткосрочный
Категория: «Дружная семья»
Актуальность.
Публикация «Проект „Домашнее тепло“ в рамках реализации программы „Социокультурные истоки“» размещена в разделах
«Семья - это самое важное, что есть в мире. Если у вас нет семьи, считайте, что у вас нет ничего. Семья - это самые прочные узы всей вашей жизни» - так гласит народная мудрость. В настоящее время увидеть идеальную семью, где бы отношения супругов и детей не были ничем омрачены — очень большая редкость. Как подлинная личная святость является драгоценным и редко встречающимся Божественным даром, так даром Божиим является и совершенство семейных отношений.
Сейчас, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители зачастую не успевают оказать достаточно внимания своим детям, что в свою очередь неблагоприятно сказывается на детско-родительских отношениях, утрачивается ценность семьи.
Между тем, семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. К сожалению, в настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходит в прошлое традиционное семейное воспитание.
При беседе с детьми о том, что они знают о семье, выяснилось следующее: у них отсутствуют четкие представления о таких понятиях как «семья», «члены семьи». Дети не знают истории своего рода и семьи. Недооцениваются семейные ценности; интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив. Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека. Мало кто из детей знает свою родословную, уходят в прошлое семейные традиции, праздники. Забыты такие понятия как род, родословная, предки. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения.
Это свидетельствует о том, что теряется связь поколений, семья перестает быть крепостью и опорой для ее членов, забываются традиции, обычаи, прошлое. Постепенно ослабевает воспитательный потенциал семьи. Эту ситуацию можно нивелировать за счет включения семьи в образовательное пространство в ДОУ.
Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Домашнее тепло». Мы считаем, что проект – это идеальный способ поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребенка. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому. Понимая важность семейных ценностей, мы решили запустить проект «Домашнее тепло».
Цель проекта : Продолжать работу по приобщению детей и их родителей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям.
Задачи:
Образовательные:
Формировать у детей представления о семье, о нравственном отношении к семейным традициям.
Расширять знания о ближнем окружении членов семьи.
Учить разбираться в родственных связях, проявлять заботу о родных людях.
Развивающие:
Совершенствовать стиль партнёрских отношений.
Развивать коммуникативные навыки детей.
Обогащать детско-родительские отношения через совместную творческую деятельность.
Воспитательные:
Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, как людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких.
Планируемый результат со стороны детей:
За время реализации проекта «Домашнее тепло» мы планируем повысить уровень знаний детей о семье. Дети узнают больше о своей семье, о родственных отношениях, о том, что у семьи есть обычаи и традиции, о родословной как истории семьи.
Планируемый результат со стороны педагога:
• активизируется поисковая деятельность;
• установятся доверительные и партнёрские отношения с родителями;
• сформируются условия для благоприятного взаимодействия с родителями.
Планируемый результат со стороны родителей:
• повысится активность участия родителей в жизнедеятельности группы;
• повысится педагогическая культура родителей;
• заинтересованность родителей в продолжении сотрудничества.
Этапы работы над проектом :
1 этап – подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы, анкетирование родителей, подборка и изучение литературы.
2 этап – основной (или этап реализации проекта) : проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, НОД, игровая деятельность, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение, совершенствование содержания предметно-игровой среды группы, насыщение развивающим материалом по семейному воспитанию. Организация работы с детьми и родителями.
Дидактические игры - «Ласковое слово», «Собери портрет», «Маленькие помощники», «Закончи предложение», «Кто старше?», «Кто младше?», «Родственные отношения», «Чудесный мешочек», «Назови по имени», «Найди и назови», «Кто главный?», «Как зовут членов семьи», «Моя семья», «Собери семью».
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Магазин», «Больница»
Игровые сюжеты: «Утро в семье», «Обед в семье», «Папа – хороший хозяин», «У нас в семье – младенец», «Вечер в семье», «Мама укладывает детей спать», «Выходной день в семье», «В семье заболел ребенок», «Помогаем маме стирать белье», «Большая уборка дома».
Театрализованные игры: «Фея», «Теремок», «Колобок», «Красная шапочка», «Репка».
Пальчиковые игры: «Дружная семейка», «Наши мамы», «Малыш», «Семья».
Беседы с детьми: «Моя семья», «Мои братья и сестры», «Мой день дома», «Выходной день в нашей семье», «Я и мой папа», «Наши бабушки и дедушки», «Традиции в нашей семье», «О том, как нужно вести себя с мамой, папой и остальными членами семьи».
Приобщение к художественной литературе - заучивание и чтение стихотворений о семье, обсуждение пословиц и поговорок, отгадывание загадок, чтение художественных произведений о семье: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Сказка об умном мышонке» С. Маршак, «Мамина работа» Е. Пермяк, «Посидим в тишине» А. Благинина.
Художественно-эстетическое развитие - прослушивание и разучивание песен о бабушке и маме, рисование «моя семья», «цветы для мамы», аппликация «подарок для мамы», «подарок папе». Оформление стенда «Лады-лады –ладушки любимые дедушки и бабушки».
Мероприятия во взаимодействии с семьёй - весёлые старты «Папа, Мама, я - спортивная семья».
- Конкурс для пап и дедушек - изготовление кормушек для птиц.
- Конкурс -изготовление генеалогического древа семьи.
-Конкурс- Изготовление герба своей семьи.
-Фотовыставка: «Счастливый выходной день с бабушкой и дедушкой», «Моя семья», «Моя семья и зимний спорт», передача опыта молодому поколению «Хозяюшка».
Консультации - «Семейный досуг», «Как провести выходной день с детьми», «Права и обязанности в семье», «Что такое генеалогическое древо семьи», «Семья глазами ребёнка», «Что такое семья», «Роль семейных традиций», «Роль бабушек в воспитании детей», «Роль отца в семье: «Поиграй со мною папа».
Памятки - «Будь хорошим родителем», «Пять путей к сердцу ребенка», «Путешествие в прошлое семьи».
3 этап – заключительный: презентация проекта.
Вывод.
За время реализации проекта «Домашнее тепло» уровень знаний детей о семье значительно повысился. Дети узнали больше о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек. Воспитанники имеют представление о родословной, как истории семьи. В совместной работе дети активно и дружно работали, доводили начатое дело до конца, тем самым развивая в себе коммуникативные, познавательные способности. Были разучены и освоены новые сюжетно-ролевые, подвижные и дидактические игры; загадки, пословицы и стихотворения. Благодаря проекту укрепились детско-родительские отношения, расширился кругозор и обогатился словарный запас детей. Особенность этого проекта, на наш взгляд, в том что в месте с семьей мы не только познаем и осваиваем новое, но и активно трудимся и отдыхаем в одной команде «Воспитатели - дети – родители», где родители превратились из наблюдателей в активных участников жизни детей в детском саду. Чтобы воспитать жизнерадостного, активного. доброго. милосердного и уверенного в себе человека – не просто индивида а личность, родители должны, прежде всего, сами быть нравственно воспитаны относиться к себе и окружающим положительно и быть для ребенка примером! В последнее время многие российские семьи стали обращаться к
православию, воспитывать детей в соответствии с церковными канонами. Программа «Социокультурные истоки» играет в этом процессе не маловажную роль.
Список использованной литературы
1. РАЕН И. А. Кузьмина. «Социокультурные истоки» - Издательский дом «Истоки» 2016,2017.
2. РАЕН И. А. Кузьмина «Истоковедение»
3. Шорыгина Т. А. «Моя семья» Т. Ц. Сфера, 2012.
4. Зверева О. Х., Кротова Т. В., «Общение педагога с родителями в ДОУ» : -М. : Т. Ц. Сфера, 2005.
5. Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции» : -М. : Линка Пресс, 2007.
6. Козлова А. В., Дешулина Р. П. «Работа с семьей» : -М. : Т. У. Сфера, 2004.
7. Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Москва, 2013.
8. Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции» - М, Линка-Пресс, 2007.
9. Козлова А. В., Дешулина Р. П. «Работа с семьей» - М. : Т. У. Сфера, 2004.
10. Дружинин В. Н. Психология семьи. - М., 1996.
11. Сатир В. Как строить себя и свою семью: Пер. с англ. - М. : Педагогика Пресс, 1992. - 192 с.
12. Журнал «Дошкольное воспитание», №2, 2008, №4, 2007.
13. Журнал «Ребёнок в детском саду» №4, 2009.
14. Жуковская Р. И., Пеньевская Л. А. Хрестоматия для детей среднего дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/Сост. Жуковская Р. И., Пеньевская Л. А.