Кобелева Наталья
Проект для старшей группы «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Моя семья»
Актуальность:
Семья – это первый коллектив ребёнка, естественная среда его обитания, со всем многообразием отношений между её членами, богатством и непосредственностью чувств, обилием форм их проявления – всем тем, что создаёт благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности. В настоящее время нельзя не отметить, что во многих семьях наблюдается ослабление связей между детьми и родителями. Это ведёт к потере традиций, которые и являются фундаментом культурной жизни человеческого общества. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Каждое поколение, воспринимая ряд традиций, должно выбирать не только будущее, но и чтить своё прошлое, свято и бережно хранить не только традиции своей семьи, но и своего народа. Злободневны в настоящее время и проблемы нравственно патриотического воспитания подрастающего поколения.
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из важных задач образовательного учреждения. В «Концепции модернизации российского образования» сформулированы важнейшие цели воспитания: «Формирование у детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации и активной адаптации в жизни».
Большое значение для решения этих задач имеет семья, именно семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания патриотических качеств ребенка.
Поэтому задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознавать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей.
Цель проекта :
Формирование патриотических качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.
Задачи проекта :
1. Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.
2. Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т. е. потребность к формированию семейных ценностей.
3. Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.
4. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
5. Формировать у детей доброжелательное отношение к родным и близким.
Тип проекта : Информационно-практико-ориентированный, групповой, долгосрочный (сентябрь-май).
Предполагаемый результат:
1. Расширение представлений детей о семье, родственных отношениях, истории семьи, семейных традициях.
2. Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.
3. Умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.
4. Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.
Участники проекта : дети 5-6 лет, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Методы и приё мы: наглядные, словесные, игровые, практические:
- рассматривание картин, демонстрационного материала
- беседы,
- чтение художественной литературы,
- разучивание стихов, пословиц,
- просмотр мультфильмов,
- игры,
- художественное творчество.
Продукты проекта : консультации для родителей «Что такое семейные традиции», «Роль отца в семье и воспитании детей», «Права и обязанности ребёнка», родительское собрание «Семья и семейные ценности», выставки детских рисунков «Мамин портрет», «Моя семья», фотовыставка «Семейные традиции», совместное развлечение воспитанников с родителями к Международному дню семей.
Этапы реализации проекта
I. Подготовительный этап:
– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
– подбор методической литературы для реализации проекта;
– составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий;
– подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, репродукций картин, организация развивающей среды в группе.
II. Основной этап:
Месяц Мероприятие
Сентябрь С воспитанниками:
- НОД «Моя семья»
- пальчиковая игра «Семья»
- беседа о бабушках и дедушках
- разучивание стихов о бабушках и дедушках
- изготовление подарков для пенсионеров
С родителями:
- участие бабушек и дедушек в мероприятиях детского сада ко Дню пожилого человека: выставка «Добрые руки не знают скуки», «Озорные весёлые старты», литературная гостиная «Бабушка рядышком с дедушкой»
Октябрь С воспитанниками:
- разучивание считалки «Раз, два, три, четыре, кто живёт у нас в квартире?.»
- беседа «Как я помогаю дома»
- чтение «Сыновья» (В. Осеева)
Ноябрь С воспитанниками:
- заучивание пословицы «При солнышке тепло, при матери добро»
- выставка рисунков «Портрет мамы»
С родителями:
- родительское собрание «Семья и семейные ценности»
Декабрь С воспитанниками:
- дидактическая игра «Кто я в семье?»
- беседа о братьях и сёстрах
- пальчиковая игра «Мальчик-пальчик…»
- чтение «Две сестры глядят на братца» (А. Барто)
С родителями:
- консультация «Что такое семейные традиции»
Январь С воспитанниками:
- беседа «Новогодний праздник в семье»
- сюжетно-ролевая игра «Пришли гости»
- разучивание пословицы «Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют»
С родителями:
- фотовыставка «Семейные традиции»
Февраль С воспитанниками:
- беседа «Что я люблю делать вместе с папой»
- изготовление подарков для пап ко Дню защитника Отечества
- разучивание стихов, песен к празднику
С родителями:
- утренник ко Дню защитника Отечества
- консультация «Роль отца в семье и воспитании детей»
Март С воспитанниками:
- изготовление подарков для мам к празднику 8 Марта
- разучивание стихов, песен к празднику
- дидактическая игра «Назови ласково»
С родителями:
- утренник ко Дню 8 Марта
Апрель С воспитанниками:
- заучивание пословицы «Вся семья вместе, так и душа на месте»
- просмотр мультфильма «Северная сказка» (ненецкая народная сказка «Кукушка»)
С родителями:
- консультация «Права и обязанности ребёнка»
Май С воспитанниками:
- выставка рисунков «Моя семья»
- чтение «Про любовь» (О. Бундур)
- сюжетно-ролевая игра «Семья»
Совместное развлечение воспитанников с родителями
к Международному дню семей
III. Заключительный этап:
1. Выставка детских рисунков «Моя семья»
2. Музыкальное совместное развлечение воспитанников с родителями к Международному дню семей.
Вывод:
За время реализации проекта «Моя семья» повысился уровень знаний детей о семье, у детей развился интерес к истории семьи, семейным традициям. Работа способствовала также воспитанию у детей чувства гордости за семью, любви и уважения к членам семьи.