Светлана Гладкова
Проект для подготовительной группы «Учимся трудиться»
▼ Скачать + Заказать документы
«Без труда не может быть чистой и радостной жизни.»
А. П. Чехов
«Труд – целительный бальзам, он – добродетели источник.»
И. Гердер
1. Введение:
Трудовому воспитанию, т. е. привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей, принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребёнка.
Публикация «Проект для подготовительной группы „Учимся трудиться“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Трудовое воспитание. Проекты, проектная деятельность
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Главная цель трудового воспитания детей – это формирование у них нравственных ориентиров, трудолюбия, осознания полезности труда.
Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно.
Проект ориентирован в конечном итоге на решение главной проблемы – формирование у дошкольников представлений о труде, его значении в жизни человека, накопление практического опыта, формирование навыков и умений.
Показать, что воспитание у ребенка готовности к труду - одна из основных задач при подготовке детей к школе, ведь успешность обучения во многом зависит от того, насколько ребенок приучен трудиться и сформированы ли у него необходимые личностные качества, позволяющие ему продуктивно справляться с учебными заданиями.
Проектом предусмотрен объект исследования, которыми выступают условия важные условия для организации навыков трудового поведения; необходима такая организация жизни детей, при которой их учат совершать надлежащие действия. Взрослым необходимо помнить, что только постоянным и многократным повторением привычки закрепляются, становятся потребностью, важнейшим механизмом действий.
Предметом деятельности является процесс осознания детьми необходимости и пользы труда в жизни ребёнка. Нужно, чтобы дети убедились в том, что выполнение трудовых поручений позволяет им самоутвердиться, чувствовать себя самостоятельным, умелым.
2. Актуальность создания проекта.
В дошкольном возрасте ребенок активно осваивает азы трудовой деятельности. В труде формируются его нравственные качества, чувство коллективизма, уважения к людям.
Роль труда так велика, что его влияние на развитие личности ребенка не может компенсироваться никаким другим видом деятельности. Своевременное освоение трудовой деятельности дает возможность ребенку самоутвердиться, чувствовать себя самостоятельным, умелым. Важно, чтобы ребенок испытывал положительные эмоции в ходе выполнения трудовых процессов, чувство радости от достигнутого результата; стремился к признанию своей самостоятельности, самоутверждению, получению одобрения взрослых за умелость.
Основная задача взрослых – помочь ребенку в расширении круга общения с другими людьми, освоении способов поведения, осознании значимости трудовой деятельности взрослых.
Вовлечение дошкольника в трудовую деятельность, постоянное руководство им со стороны взрослого - непременное условие всестороннего развития психики ребенка.
Именно поэтому актуальна становится разработка проекта «Учимся трудиться!». Воспитание современного ребёнка и его познавательных способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики, особенно в современных условиях, поскольку нужны личности с творческим мышлением, умением управлять своими действиями; самостоятельные, умелые, уверенные в себе.
3. Цели, задачи, ожидаемые результаты.
Стратегические цели:
- создание условий для формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста;
- формирование элементарных знаний о труде и его значении.
Тактические цели:
- сформировать у детей элементарные трудовые навыки;
- научить детей выполнять трудовые действия и поручения;
- развивать самостоятельность, уверенность в себе.
Задачи:
1. Сформировать у детей целостного отношения к труду, труду других людей и его результатам;
2. Формировать у детей умение работать в коллективе, прийти на помощь;
3. Формировать умение планировать последовательность своей работы;
4. Учить самостоятельно выполнять необходимые трудовые действия (подготовить место и инвентарь для работы; совершенствовать умение мыть игрушки, вытирать пыль, наводить порядок в книжном уголке и т. д.);
5. Воспитывать аккуратность, трудолюбие, ответственность за порученное дело, взаимовыручку, чувство удовлетворения от реализации трудового замысла;
Ожидаемые результаты:
1. У детей сформировано целостное отношение к труду, труду других людей и его результатам;
2. У детей сформировано умение работать в коллективе, умение приходить на помощь;
3. У детей сформировано умение планировать последовательность своей работы;
4. Овладение умением самостоятельно выполнять необходимые трудовые действия;
5. У детей выработаны аккуратность, трудолюбие, ответственность за порученное дело. Дети чувствуют удовлетворение от реализации трудового замысла;
4. Аннотация проекта.
В старшем дошкольном возрасте у детей уже есть все предпосылки для воспитания трудолюбия, ответственности, самостоятельности.
В ходе обучения трудовым навыкам воспитатель формирует у детей желание выполнять самостоятельно все то, что им посильно, приходя на помощь всякий раз, когда они нуждаются в ней.
Поощрение любой попытки ребенка проявить самостоятельность помогает ему преодолеть трудности, наполняет чувством радости от собственной умелости, воспитывает начала трудолюбия. Необходимо помнить о том, что труд должен приносить детям радость: от достигнутых результатов, от своей полезности другим.
В детском саду решается задача формирования у детей умения трудиться в коллективе. Происходит это постепенно, путем объединения детей в процессе труда в небольшие группы с общим заданием. В процессе такого труда воспитатель формирует у детей представления об общей ответственности за порученное дело, умение самостоятельно и согласованно действовать, распределять между собой работу, приходя на помощь друг другу и стремясь совместными усилиями достичь результата. Все это обогащает их опыт взаимоотношений в деятельности, придает им положительный характер.
1. Этапы реализации проекта программы
Проект краткосрочный.
Реализация проекта рассчитана на две недели с 13 апреля по 24 апреля 2015 года.
Этапы:
1. Подготовительно – проектировочный этап;
2. Практический этап;
3. Обобщающе – результативный этап.
2. План мероприятий.
I. Подготовительно – ориентировочный
1. Постановка целей, задач, прогнозирование результатов. Сроки: 13-14 апреля. Ответственные: Воспитатели.
2. Составление плана реализации проекта. Сроки: 14-15 апреля. Ответственные: Воспитатели.
3. Изучение проблемы по данному вопросу через методическую литературу. Подготовка консультаций, рекомендаций для родителей. Сроки:15-16 апреля. Ответственные: Воспитатели.
4. Изготовление картотеки игр, подбор художественной литературы по данной теме, дидактических и сюжетно – ролевых игр в соответствии с возрастом детей. Сроки: 16 – 17 апреля. Ответственные: Воспитатели.
II этап. Практический
1. Беседы
«Трудиться – всегда пригодится!». Сроки: 20 апреля. Ответственные: Воспитатели.
«Мамины помощники». Сроки: 22 апреля. Ответственные: воспитатели.
2. Чтение художественной литературы.
Т. Шорыгина «Сказка о трёх братьях»
А. Барто «Девочка чумазая»
Е. Пермяк «Мамина работа»
В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»
Л. Слуцкая «Трудится Земля».
Сроки: в течение всего периода. Ответственные: воспитатели.
3. Игровая деятельность
Дидактические игры
«Кому что нужно для работы?»
«Угадай, что я делаю»
«Назови профессию»
Сроки: в течение всего периода. Ответственные: воспитатели.
Сюжетно – ролевые игры
«Детский сад», «Делаем уборку», «К нам придут гости», «Магазин», «Кафе»
Сроки: в течение всего периода. Ответственные: воспитатели.
4. Продуктивная деятельность
Рисование «Профессия моей мамы». Сроки: 23 апреля. Ответственные: воспитатели.
5. Оформление наглядного материала для детей: схемы «Мытьё рук», «Дежурство по столовой», «Как правильно одеваться». Сроки: 16-17 апреля. Ответственные: воспитатели, родители.
6. Изготовление папки – передвижки «Люби дело – мастером будешь!». Сроки: 20-21 апреля. Ответственные: воспитатели.
7. Трудовая деятельность
«Трудовой десант» (помощь в уборке участка). Сроки: 21 апреля. Ответственные: воспитатели.
Уборка игрушек в группе. Сроки: в течение всего периода. Ответственные: воспитатели.
Дежурство по занятиям. Сроки: в течение всего периода. Ответственные: воспитатели.
III этап. Обобщающе – результативный
1. Открытый показ «Организация трудовой деятельности в режимных моментах» (коллективный труд). Сроки: 24 апреля. Ответственные: воспитатели.
2. Изготовлен альбом с пословицами и поговорками о труде и трудолюбии. Сроки: 20-24 апреля. Ответственные: воспитатели, родители.
3. Выставка детских рисунков «Кем я хочу стать, когда вырасту». Сроки: 23 апреля. Ответственные: воспитатели.
4. Изготовлены рекомендации для родителей
«Домашние обязанности для детей. Без напоминания и с удовольствием».
«Как руководить деятельностью ребёнка»
«Какой труд доступен детям»
Сроки: 20-22 апреля. Ответственные: воспитатели.
7. Выводы:
Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающимся проблемами детства.
Трудовое воспитание дошкольников – целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.
Своевременное привлечение детей дошкольного возраста к посильному систематическому труду необходимо для его всестороннего развития. Труд укрепляет физические силы, здоровье ребёнка, движения его становятся увереннее, точнее. Труд требует от дошкольника сообразительности, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память. Труд развивает мышление – ребёнку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело.
В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер, и позволит не только расширить знания детей о труде, его полезности, его необходимости в повседневной жизни, но и даст толчок для детей в их стремлении трудиться, овладевать трудовыми навыками и умениями, быть самостоятельными и целеустремлёнными.