Галина Павлова
Проект «Учимся читать стихи»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : информационно- творческий.
По продолжительности: краткосрочный.
Состав участников: дети, взрослые, родители.
Цель: формирование умения владения речью при художественном чтении стихотворений.
Задачи:
• Создать благоприятные условия для саморазвития ребенка
• Познакомить с понятием «выразительное чтение стихотворения»
• Способствовать развитию связной речи детей
• Обогатить словарный запас воспитанников
• Воспитывать литературный вкус.
Ожидаемые результаты:
Дети:
Публикация «Проект „Учимся читать стихи“» размещена в разделах
Познакомятся с понятием «выразительное чтение»
Обогатится речь, словарный запас.
Будут стараться эмоционально читать стихи.
Родители:
Будут активно помогать развивать речь детей, участвовать в жизни группы (конкурсы чтецов, подготовка чтецов к праздникам, помощь в их организации).
Воспитатель:
Осуществляет инновационную деятельность;
Повышает профессиональный уровень.
Актуальность: Стихотворение имеет то громадное преимущество, что оно действует на душу ребенка силой и обаянием ритма. Законы ритма он постигает легче и быстрее, чем мир форм и цветов.
Тематический план работы с детьми.
Непосредственно- образовательная деятельность:
Развитие речи:
Заучивание стихотворения М. Ю. Лермонтова «Спи младенец, мой прекрасный…»
Цель: помочь детям понять и запомнить новое стихотворение, выразительно читать его.
Познавательно-речевое развитие:
Рассматривание картины «Моя семья»
Цель: ввести понятие «семья» (члены семьи, их взаимоотношения). Учить рассказывать о членах своей семьи.
Художественно- эстетическое развитие:
Рисование:
Тема: «Игрушка для сестренки или братишки»
Цель: воспитывать заботливое отношение к малышам. Учить рисовать предметы круглой, квадратной и прямоугольной формы. Аккуратно закрашивать, не заходя за контур.
Аппликация:
Тема: «Украсим коврик».
Цель: продолжать учить аккуратно пользоваться ножницами и клеем. Учить резать полоску бумаги по прямой, составлять узор из полосок.
Лепка:
Тема: «Погремушки».
Цель: продолжать учить работе с пластилином, умению раскатывать его круговыми и продольными движениями ладоней. Самостоятельно украшать их.
Конструирование:
Тема: «Разные кроватки»
Цель: Закрепить знание названий деталей строительного материала и способы его использования. Уметь обыграть постройку.
Совместная деятельность:
Беседы:
Какие стихи мне нравятся.
Мое любимое стихотворение.
Игровая деятельность:
Дидактические игры и упражнения
1. Подбери картинку к стихотворению.
2. Покажи мимикой, что ты грустный, веселый и т. д.
3. Узнай по картинке, про что стишок.
4. Добавь словечко. Договори слово.
5. Как назвать вторым словом.
6. Что это может быть.
7. Скажи ласково.
Подвижные игры:
1. Лохматый пес.
2. Кот и мыши.
3. У медведя во бору.
Пальчиковая гимнастика:
1. Моя семья.
2. Наш малыш.
3. Встали пальчики.
Инсценировки по стихотворениям :
М. Ивенсен «Разговор по душам» и Л. Введенски «Песня машиниста».
Наблюдения:
Как спит кошка, собака.
Задание на дом:
Как дома укладывают спать малышей.
Взаимодействие с родителями:
Консультация «Как учить стихи дома»
Беседа «Требования к стихам для детей»
Помощь в организации и проведении конкурсов и презентации.
По итогам работы над проектом можно сделать следующий вывод:
Проект направлен на формирование у детей умения владения речью при художественном чтении стихотворений. Цель была достигнута. Участвуя в проекте дети стали выразительно читать стихи, использовать мимику, жесты.
Презентация «Вечер поэзии»
Цель: Помочь детям показать свое умение эмоционально читать стихотворение.
Оборудование: цветы в вазах, салфетки для украшения столов, сладкие призы, чашки с блюдцами для всех участников, угощение.
Взрослый в костюме «Медвежонка».
Ход.
В гости приходит Медвежонок. Разговор с детьми. Почему столько много детей и взрослых. Дети рассказывают ему. Предлагают послушать, как они читают стихи.
После чтения 5-6 стихотворений проводится подвижная игра «Кто позвал тебя, узнай?».
Дети предлагают Медвежонку тоже прочесть стихотворение. Он читает стишок «Почему медведь зимою спит?». Читает невыразительно. Воспитатель обращает внимание детей на прочтение стихотворения, понравилось или нет. Дети учат правильно читать. Затем читают еще стихи.
Медвежонок хвалит детей за хорошее чтение стихов и предлагает поиграть в свою любимую игру «У медведя во бору». Проводится подвижная игра.
Медвежонок вручает призы за хорошее чтение стихов.
Проводится совместное с родителями чаепитие.
Консультация для родителей «Как учить стихи дома».
Одна из важнейших задач, стоящих перед ребенком дошкольного возраста – овладение полноценной речью, без чего невозможно успешное обучение в школе.
В детском саду есть специальные занятия по развитию речи на которых проводится работа по формированию словаря, воспитанию звуковой культуры речи, формированию грамматического строя речи, развитию связной речи, ознакомлению с произведениями художественной литературы. Мы учим отвечать на вопросы по содержанию текста, оценивать поступки героев, характеризовать некоторые нравственные качества (трудолюбивый, добрый, смелый). Есть и занятия по заучиванию потешек и небольших авторских стихотворений. Они позволяют повысить умственную и речевую активность детей. Как мы учим запоминать стихотворение.
1. Чтение стихотворения с установкой на запоминание.
2. Беседа, помогающая понять стихотворение в целом и отдельные его части.
3. Повторное чтение его и беседа о том, как читать те или иные части стихотворения.
Поупражнять детей в выразительном чтении наиболее трудных моментов.
4. Чтение стихотворения детьми хором и индивидуально.
В семьях детям вы довольно много читаете разные произведения, но стихи – редко. Однако дети с удовольствием и пользой для себя могут слушать отрывки из некоторых поэтических произведений классиков (Пушкина, Некрасова, они глубоко воздействуют на чувства. Музыка стиха поэтов- классиков воспитывает ребенка, способствует активному приобщению его к литературе. Но не надо ограничиваться лишь чтением ребенку, обязательно ненавязчиво задавайте детям такие вопросы, которые бы помогали сыну или дочери понять прочитанное, воспитывали бы культуру речи. Можно и нужно учить с детьми стихи наизусть, так как, анализируя стихотворение, проводя упражнения на запоминание и выразительное чтение отрывков,мы способствуем повышению умственной и речевой активности у детей. Но не требуйте у ребенка сразу выразительного чтения, так как он вынужден решать одновременно несколько задач: восстанавливать в памяти, что за чем следует; произносить слова, не искажая и не заменяя их; читать выразительно. И пока он не запомнит текст, выразительность чтения будет страдать. Читая стихотворение самостоятельно, ребенок нуждается в помощи взрослого. Не следует требовать от детей громкого чтения. Нужно приучать их декламировать,не напрягая голоса, с естественными интонациями. Мы в детском саду используем разные игровые приемы для лучшего запоминания текста. Например, можно предложить ребенку заменить имя, которое стоит в тексте, именем своего друга - как бы подарить ему стихотворение и одновременно вызвать читать после себя. Или прием эстафетного чтения (закончивший читать передает, кому хочет, какой-нибудь предмет: флажок, елочку и др.). В некоторых случаях используем драматизации. Полезно разрешать читать вместе со взрослым, но не вслух, а шепотом. Такое чтение учит ребенка четко произносить слова, не пользуясь голосом, совершенствует дикцию, активизирует работу артикуляционного аппарата. Если ребенок застенчив, не настаивайте на том, чтобы он сразу декламировал в присутствии посторонних. Пусть сначала научится это делать среди близких. Яркие образцы художественной литературы помогают детям осмыслить содержание произведения, облегчают выбор нужной интонации. Чтобы пробудить интерес к выразительному чтению, стремление подражать лучшему образцу, понять смысл той или иной интонации, рекомендуем организовывать для детей прослушивание аудиодисков с текстами стихов, радио- и телепередач, в которых участвуют мастера художественного слова.