Наталья Зырянова
Проект для подготовительной группы «Скоро в школу»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
Поступление в школу - это новый этап в жизни ребёнка. Многие дети с трепетом и тревогой и волнением переступают порог школы. Ведь их личность стала занимать более значимую социальную позицию – школьника. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности. Во избежание негативных эмоций у первоклассников и помощи им в адаптации к школе важную роль играет информация о школе и способ её подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада.
Публикация «Проект для подготовительной группы „Скоро в школу“» размещена в разделах
Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы : «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др.
Наш проект «Скоро в школу» был разработан и подготовлен к совместной деятельности родителей и детей подготовительной к школе группы. Представленный материал предполагает использование разнообразных форм и методов работы: создание предметно – развивающей среды, педагогическое просвещение родителей. Проведение целенаправленной работы в детском саду по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы, способствует повышению социальной и познавательной активности, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.
Цель проекта : формирование представления о школе, воспитание положительного отношения к школе у детей подготовительной группы.
Задачи проекта :
• познакомить детей со школой, ее значением и профессией учителя;
• создать предметно-развивающую среду для ознакомления воспитанников со школой (дидактические и сюжетно-ролевые игры);
• развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь;
• способствовать взаимопониманию, дружелюбию, снятию чувства тревоги перед встречей со школой;
• повысить уровень родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки.
Работа с родителями:
• Привлечь родителей в создании предметно-пространственной среды в группе (книги, картинки, стихи, загадки о насекомых).
• Домашний просмотр мультфильмов о школе.
• Совместное творчество родителей и детей: поделки из природного материала, рисунки
• «Выпускной в детском саду»
Формы организации деятельности
• Непосредственно образовательная деятельность с детьми.
• Совместная деятельность ребенка со взрослыми.
• Самостоятельная деятельность детей.
• Интерактивная работа с родителями.
Методы:
• наглядные - наблюдение, показ, образец;
• словесные – беседы, объяснение, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение;
• практические – показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный);
• игровые методы - игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
Участники проекта : педагоги, дети, родители.
Сроки реализации проекта : сентябрь 2022 г. - май 2023 г.
Тип проекта : познавательно-творческий, долгосрочный.
Ожидаемый результат:
Дети:
• обогащение представлений детей об обучении в школе и профессии учителя;
• формирование у детей положительного отношения детей к школе и желания учиться;
• снижение тревожности у детей связанной со школьным обучением;
• подготовка руки к письму;
• у детей сформируется учебно-познавательный мотив, произвольность поведения.
Родители:
• повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки;
• благоприятное течение адаптационного школьного периода.
• обогащение родительского опыта приёмами взаимодействия и сотрудничества с ребёнком в семье.
• налаживание доверительных отношений между детским садом и семьей.
• повышение интереса родителей к жизни и деятельности детей в детском саду.
Этапы реализации проекта.
I Этап. (Сентябрь 2022г.)Подготовительный
Цель: создание организационно – педагогических условий, обеспечивающих реализацию идеи проекта.
- Проведения мониторинга состояния речевого развития, мотивации к школьному обучению.
- Подбор методического материала для составления перспективных планов работы с детьми и родителями;
- подбор методик, справочной литературы по подготовке детей к школе;
- подготовка необходимого материала для познавательной и продуктивной деятельности (разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед и т. д.);
- Консультация для родителей «Совместная деятельность семьи и педагогов ДОУ по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению»
II Этап (Октябрь 2022г – апрель 2023г.)Основной
Цель: осуществление образовательной деятельности по реализации проекта.
- определение уровня психологической готовности детей к школе;
- укрепление материально- технической базы в ДОО и построение соответствующей развивающей среды;
-беседы с детьми;
- индивидуальные консультации-практикумы для родителей;
развивающая работа с детьми, испытывающими временные трудности в развитии основных познавательных процессов;
- развивающая работа, направленная на личностное развитие ребёнка (мотивационная готовность к школе, развитие умения взаимодействия со сверстниками и взрослыми в новой социальной ситуации);
- встреча с учителями начальных классов;
- родительские собрания;
- изготовление памяток, рекомендаций для родителей и педагогов;
III Этап (Май 2023г.)Итоговый
Цель: подведение итогов реализации проекта.
Завершающий этап включает в себя сбор и обработку диагностических результатов, и соотнесение поставленных задач, прогнозируемых результатов с полученными результатами.
Включает в себя реализацию следующих направлений деятельности:
- оценка эффективности реализации проекта;
- определение проблем, препятствующих достижению ожидаемого результата;
Перспективное планирование по проекту «Скоро в школу»
Дата Совместная деятельность Работа с родителями
Сентябрь -Словесные и дидактические игры школьной тематики. «Домино «Первоклассник»
- Игра - путешествие «Путь от дома до школы»
- Беседа о школе.
- Чтение стихотворений о школе.
- «Что такое школа» Л. А. Арсенова M. Зощенко «Пора вставать!»
- Рассматривание картин, отражающих школьную жизнь и составление рассказов.
-Лепка «Цифры»
- Раскрашивание раскрасок «Школа. Школьные принадлежности»
- Экскурсия в школу (презентация)
- Работа в рабочих тетрадях
Практикум для родителей «Каким я представляю своего ребёнка в школе»
- Анкетирование родителей «Ваш ребёнок скоро станет школьником».
октябрь - Прослушивание детских песен
"Буквы и слова" И. Римденок, «Дважды два - четыре» В. Шаинский
-Д/игра «Дроби»
- Беседа «Мой первый день в школе»
-Работа в рабочих тетрадях
-Конструирование «Стаканчик для карандашей»
-Чтение художественной литературы В. Голявкин «Карусель в голове»
- Памятка для родителей будущих первоклассников «Что должен знать и уметь ребенок 6-7 лет»
-Консультация «Леворукий ребёнок»
ноябрь -Создание выставки предметов и иллюстраций «Школьные принадлежности»
- Лото «Школьные принадлежности. Д/ игры «Собери портфель», «Расшифруй слова»
- Беседа о правилах поведения в школе
- Чтение стихотворений про 1 класс «Слово о моей учительнице»,
А. Линдгрен «Пеппи – длинный чулок», «Принцесса не желавшая играть в куклы».
- Аппликация «Школьные принадлежности»
- Прослушивание песни «Первый раз в первый класс» С. Ярушин
-С/р игра «Школа»
- Работа в рабочих тетрадях
- Памятка родителям будущих первоклассников «Особенности психологии старших дошкольников»
Игры на развитие коммуникации: социально-личностного развития.
• - Советы педагога-психолога родителям «Скоро в школу»
декабрь - Чтение художественной литературы «Три звонка» А. Барто, О. Дриз «Когда человеку шесть»
- Знакомство с пословицами и поговорками об учении.
-Беседа «Профессия учитель»
- Вечер загадок «Скоро в школу».
- Аппликация «Школа»
- Д/игры «Читаем по буквам», «Кубики для всех», «Забавные истории»
- Конструирование «Здание школы»
- Прослушивание песни «Первоклашка» Ю. Энтин, В. Шаинский.
-Работа в рабочих тетрадях
• - Консультация педагога – психолога «Внимание – один из важных психических процессов для развития личности ребенка. Как побороть рассеянность».
-Создание альбома «Школьные годы»
январь - Беседа «Как построить свой день».
-Викторина «Я знаю все»
- Чтение и беседа по произведениям Н. Носов «Незнайка учится» Л. Толстой «Филиппок», В. Голявкин «Моя работа»
-Рисование «Я рисую школу»
- Прослушивание песни «Наташка - первоклашка» Ю. Чичков
- Просмотр мультфильмов на школьную тему.
-Работа в рабочих тетрадях
• - Консультация ««Критерии готовности ребенка к школьному обучению"
- Консультация «Режим дня будущего первоклассника»
•
февраль - Д/ игры «Сложи узор», «Читаем предложения», «Числовые домики»
- Составление рассказа по картине «В школу»
-Конструирование «Портфель»
- Беседа «Мы будущие первоклассники»,
- Развлечение «Папа, мама, я - спортивная семья»
- Час загадок и ребусов о школе.
-Работа в рабочих тетрадях
- Консультация «Готовим руку к письму»
-Мини-музей «Здравствуй школа»
март - Д/игры «Расшифруй слова», «Цепочка слов».
- Беседа «Каким ты представляешь себя в школе»
- Чтение рассказов К. Драгунская «Когда я была маленькая» М. Зощенко. «Не надо врать»
- Рисование «Портрет мамочки» «Цветы для бабушки»
- Прослушивание музыкальных произведений о маме. «Нам в первый класс» Т. Корганов
- «Игры для развития речи».
С/р игра «Школа».
-Работа в рабочих тетрадях
Консультация для родителей Что значит «Быть готовым к школе»?
-Шесть правил адаптации ребенка к школе
апрель - Д/ игра «Считаем и читаем», «Составляем предложение»
- Заучивание стихотворения «Что ждет меня в школе?» В. Моруга
-Конструирование «Школа моей мечты»
-Аппликация «Закладка для книги»
- Прослушивание аудиозаписи ««Здравствуй первый класс!» С. Стемпневский
- Вечер (скороговорки и пословицы о цифрах)
-Работа в рабочих тетрадях
Консультация для родителей будущего первоклассника
"Психологическая готовность к школьному обучению"
- Родителям на заметку «Комната первоклассника»
май - Д/ игры «Готов ли ты к школе», «Читаем по буквам.
- Чтение рассказа В. Кодрян «В школу»
- Заучивание стихотворений: А. Барто «Маленькая школьница» С. Махотин «Вот папа дает!»
- Аппликация «Моя школьная форма»
- Рисование «Школьный ранец»
- Прослушивание песни «На урок» В. Топильницкий
-Работа в рабочих тетрадях - Родительское собрание. «Ребенок на пороге школы. Идём в школу с радостью».
- Оформление фото альбома, презентации о проделанной работе по проекту.
- Итоговое мероприятие «Выпускной утренник».