Мария Ершова
Проект для обучающихся 1 и 10 классов «Школа — целый мир!»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : «Школа – целый мир!»
Участники проекта : обучающиеся 1-х и 10-го класса, классные руководители, педагог-психолог, сотрудники общеобразовательного учреждения.
Актуальность и значимость проекта. Адаптация к школе – это перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.
Публикация «Проект для обучающихся 1 и 10 классов „Школа — целый мир!“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1 класс
- Проекты
- Старшая школа 10 класс
- Старшая школа. 10-11 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Школьные, ученические проекты, исследовательские работы
- Темочки
Основными особенностями систематического школьного обучения являются осуществление учебной деятельности и выполнение ряда для всех одинаковых правил, которым подчинено все поведение ученика во время его пребывания в школе.
Тем самым, психологическая адаптация, понимается как адекватное включение ребенка в новую социальную ситуацию, которая является важным фактором развития личности ребенка. Благополучное сочетание социальных внешних условий ведет к адаптированности, неблагополучное к дезадаптации.
Практически все дети переживают и волнуются, приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию. Выражается это по-разному: одни стараются всячески привлечь к себе внимание и действительно привлекают его своей подвижностью и не всегда оправданной активностью, другие, наоборот, как будто замирают, говорят тише, чем обычно, с трудом вступают в контакт с другими детьми и учителем. При всем многообразии различных проявлений поведения детей в период адаптации, можно сказать, что все обучающиеся в этот нелегкий для них период нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослых.
Таким образом, появилась идея реализации данного социально-коммуникативного проекта квест-игры «Школа-целый мир!»
Объект проекта : процесс адаптации, а так же развития социально-коммуникативных навыков обучающихся 1-х и 10-го классов.
Гипотеза проекта : процесс адаптации происходит легче, а развитие социально-коммуникативных навыков эффективно у обучающихся 1-х и 10-го классов посредством использования квест-технологии в обучении.
Новизна заключается в уточнении и обобщении материалов по проблеме успешной адаптации ребенка к школе.
Цель проекта : процесс адаптации и развитие социально – коммуникативных навыков обучающихся 1-х и 10-го классов посредством квест-технологии в совместной деятельности детей и взрослых.
Вид и тип проекта : социально-коммуникативный проект квест –игра «Школа целый мир!» является групповым, профилактическим и развивающим.
Сроки реализации проекта : проект квест-игра «Здравствуй школа!» реализуется в течение одного дня. Состоит из шести модулей, временные рамки прохождение и количество модулей можно увеличивать или уменьшать в зависимости от поставленной цели и задач (1 модуль от 5 до 15 мин).
Этапы реализации проекта отражены в таблице № 2 ниже:
Таблица №2
Рабочий план этапов реализации проекта
Этапы Содержание деятельности педагога-психолога с классными руководителями, сотрудниками, детьми Содержание деятельности педагога-психолога с родителями
I этап. Подготовительный 1. Определение названия проекта. Формулирование цели и задач проекта. 1. Информирование родителей о цели, задачах и содержании проекта.
2. Составление плана реализации основного этапа проекта, распределение ролей между участниками проекта 2. Подбор материалов консультации и памяток для родителей.
3. Подбор информационного и наглядного материала для проекта.
4. Подготовка атрибутов и сопутствующих материалов проекта
II этап. Основной Организация и проведение квест-игры согласно маршрутному листу/ карте путешествия Проведение консультации для родителей.
III этап. Заключительный 1. Подведение итогов игры с первоклассниками (обратная связь)
2. Вручение сувенира-колокольчика
3. Подведение итогов проекта с классными руководителями
4. Оформление рекомендаций для классных руководителей на тему: «Адаптация первоклассников». Проведение консультаций для классных руководителей первоклассников
Таблица №3
Ожидаемые результаты
в соответствии с контингентом участников проекта
Контингент проекта Обучающиеся Классные руководители Педагог-психолог Родители
1-е классы 10 класс
Ожидаемые результаты Получение первичных знаний о школе, правилах и традициях школы Развитие социально-коммуникативных навыков, работы в команде Повышение педагогической компетенции Профилактика дезадаптации обучающихся 1-х и 10-го классов Повышение педагогической компетенции по вопросам адаптации и развитию социально-коммуникативных навыков
Развитие познавательной активности и учебной мотивации Профориентационная проба в роли экскурсовода - выступление перед детьми с демонстрацией экспозиций школьного музея Накопление методических материалов Профилактика тревожности у обучающихся 1-х и 10-го классов
Развитие социально-коммуникативных навыков Профориентационная проба в роли фото и видео оператора - фотоотчет и видео презентация квеста родителям первоклассников Психопросвещение и профориентационная работа со старшеклассниками
Заключение
По окончанию проекта у всех участников проекта ожидаемые результаты были достигнуты.
Квест-технология обладает огромным развивающим потенциалом, так как нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, познавательной активности.
В заключение отметим, что предложенная квест-технология может быть использована в первичной психологической профилактике, направленной на весь заявленный контингент обучающихся и являющейся частью воспитательной работы образовательного учреждения.
Список литературы
1 Лутковская, Е. Школа : всё получится! : Навигатор для родителей от детского психолога [Текст] / Е. Лутковская; ред. А. Симкина. - М. : Никея, 2019. - 336 с.
2 Мирошина, А. Б. Адаптация родителей к школе [Текст] / А. Б. Мирошина; ред. Ю. С. Шевченко. - 2-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2020. - 189 с.
3 Первушина, Е. В. Как выжить в начальной школе [Текст] / Е. Первушина ; ред. М. Маряшина. - М. : ИД Городец, 2020. - 256 с. - (Союз охраны психического здоровья)
Книги детям и для чтения с детьми
4 Алешковский, Ю. Кыш и Двапортфеля [Текст] / Ю. Алешковский ; худ. Г. О. Вальк. - М. : Эксмодетство, 2016. - 352 с. - (Золотое наследие)
5 Весёлые истории о школьниках [Текст] / В. В. Голявкин, В. А. Осеева, В. Ю. Драгунский; худ. К. О. Почтенная, В. В. Юдин, С. Сачков; ред. Г. М. Коненкина. - М. : Малыш, 2018. - 160 с.
6 Парвела, Т. Элла в первом классе [Текст] / Т. Парвела ; худ. С. Вилхарм ; пер. А. Сидорова, Е. Тиновицкая. - М. : Розовый жираф, 2019. - 136 с.