Ольга Деревягина
Правовая игра для обучающихся с ОВЗ 5–9 классов «Права и обязанности детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Форма проведения: конкурсная программа
Цель:
1. Формирование правовой культуры обучающихся с ОВЗ (нарушениями интеллекта). Ознакомление с Конвенцией о правах ребенка.
2. Отработка умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения.
Задачи:
• познакомить обучающихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка;
• на примере сказочных героев показать, как нарушаются права человека;
Публикация «Правовая игра для обучающихся с ОВЗ 5–9 классов „Права и обязанности детей“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа, 9 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
• помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
Ход мероприятия.
Ведущий: Здравствуйте, ребята!
- По извилистой дорожке
Шли по миру чьи – то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами
Шел малыш знакомиться с правами.
Знать должны и взрослые и дети
О правах, что защищают всех на свете!
С древних времен человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь полностью зависит от взрослых.
Понимая, что дети самое дорогое, что есть в любом государстве, общество стоит перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребенка.
- Ребята, сегодня мы будем говорить о том, что является важным для всех людей – наших правах. Мы вспомним, для чего нам нужны права.
Все лучшее, что в человеке есть:
Его права и жизнь его, и честь.
А жизнью пользуясь по праву,
Я гордо говорю: «Имею право!»
Ведущий:
РАЗМИНКА для всех классов:
Показ презентации.
Слайд №1 – свидетельство о рождении
- Что это? (Документ)
- Что это за документ? (Дети: свидетельство о рождении)
- Правильно, это первый документ каждого человека, выдается он сразу после рождения.
- Что написано в этом документе? (имя, фамилия, отчество)
- Почему выдается этот документ? (чтобы нас не перепутали)
- О каком праве он напоминает? (о праве на имя, фамилию, отчество).
Слайд №2 – букварь
- О каком праве напоминает этот предмет? (о праве на образование)
Слайд №3 – дети посещают кружки
- О каком праве напоминает вам эта картинка? (о праве на отдых и досуг).
Слайд №4 – семья
- О каком праве напоминает вам эта картинка? (о праве жить и воспитываться в семье, общаться со своими родственниками)
Слайд №5–медицинский полис.
- что это за документ? (медицинский полис)
- о каком праве он вам напоминает? (о праве на получение медицинской помощи)
Ведущий: о каких правах вы еще знаете? (ответы детей). Правильно, это право на выражение своего мнения, право на имущество, право на защиту.
Ведущий: Сегодня я предлагаю вам не только поговорить о ваших правах и свободах, но и принять участие в конкурсной программе.
Команды, возьмите маршрутные листы для прохождения по маршруту конкурсной программы! Вы должны пройти по маршруту 5 станций. На каждой станции вас будут ждать интересные задания, за выполнение которых, ведущие станций будут выставлять вам баллы, которые вы заработаете. После прохождения маршрута мы подведем итоги и наградим победителей. Подвести итоги нам помогут уважаемые члены жюри.
Представление членов жюри:
заместитель директора по коррекционной работе
старший воспитатель
социальный педагог
СТАНЦИЯ №1
Ведущий станции №1: Ребята, давайте вспомним историю, и то, как раньше обстояли дела с правами ребенка?
В древней Спарте ребенка, родившегося слабым, сбрасывали со скалы. Во Франции в старину детей, которые были в тягость, родители продавали нищим для попрошайничества, дети были обречены на страдания. В Санкт-Петербурге в прошлом веке появилось много приютов для младенцев, которых бедные родители подбрасывали так называемым «добрым людям». Но с каждым годом развития общества благополучие детей и их права стали вызывать интерес и пристальное внимание международного сообщества. Для этого был создан международный документ.
- Как он называется? (Конвенция о правах ребенка)
- До какого возраста человек является ребенком? (до 18 лет)
- Какой ребенок имеет больше прав, тот, кто родился и живет в городе или ребенок, который проживает в деревне? Почему? (все дети имеют одинаковые права)
- Национальность и пол влияют на наличие прав у ребенка? (все дети имеют одинаковые права)
Ведущий станции №1: Конвенции о правах ребёнка гласит:
Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений.
«Песни о правах»
Звучат песни. Игроки должны сказать, о каких правах идет речь.
1. «Мы маленькие дети» из к/ф «Приключения Электроника» (право на отдых).
2. «Наташка-первоклашка» (право на образование).
СТАНЦИЯ №2
Ведущий станции №2: Государство взяло на себя обязательство заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии.
Конкурс: «Полет на воздушном шаре».
Инструкция.
Представьте, что вы - аэронавты, путешествующие на воздушном шаре. Набрав высоту, шар вдруг начинает стремительно падать вниз. В качестве балласта в корзине находятся «мешки» с названиями прав ребенка. Нужно оставить только те из них, на которых действительно написаны права ребенка. Объясните свой выбор.
Карточки в виде мешочков, на которых написаны права детей:
Право на жизнь.
Право на самое красивое и необычное имя при рождении.
Право на медицинскую помощь.
Право на образование.
Право на отдых и досуг.
Право на оскорбление и унижение окружающих людей.
Право свободно выражать свои взгляды.
Право на освобождение от всех обязанностей.
Право на заботу и воспитание родителями.
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.
СТАНЦИЯ №3
Конкурс «Права литературных героев». На столе выкладываются карточки с названиями сказок. Дети должны прослушать вопрос ведущего и выбрать подходящую карточку, дать объяснение своему выбору.
1. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь, свободу?
(«Красная шапочка», «Волк и семеро козлят»)
2. Какой литературный герой мог пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилья?
(«Заюшкина избушка», «Три поросенка»)
3. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? («Золотой ключик, или Приключения Буратино»)
4. В какой известной сказке С. Маршака нарушено право ребенка на заботу? («Двенадцать месяцев» мачеха послала сироту в декабрьскую стужу в лес за подснежниками и приказала не возвращаться без них обратно).
5. В какой сказке один персонаж, не пользующийся успехом у женщины, совершает похищение молодой красавицы с целью вступления в брак, нарушая право на неприкосновенность и свободу? («Дюймовочка»)
6. Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора места жительства? («Лягушка-путешественница»)
7. В какой сказке французского писателя Ш. Перро нарушено следующее право ребенка: «Ребенок имеет право отдохнуть, поиграть, повеселиться»?
(«Золушка» Мачеха и сестры не разрешали Золушке поехать на бал, а заставляли ее переделать много домашних дел).
СТАНЦИЯ №4
Ведущий станции №4: А сейчас предлагаю обсудить важные вопросы, появившиеся с момента появления первых школ и обучающихся в них: «Что школьники могут делать и чего не могут делать?», «Что они обязаны делать и чего не обязаны?», «На что они имеют право и на что не имеют?».
Школа – это часть государства. Каждый школьник имеет свои права и обязанности. Как вы думаете, можно ли права отделять от обязанностей? (ответы детей).
Ответ: Права и обязанности тесно связаны. Нарушить право – нарушить порядок. Нарушить порядок – нарушить обязанности.
Конкурс «Права и обязанности». Распределите в два столбика права и обязанности школьника, объясняют свой выбор. Дети раскладывают карточки в два столбика. Ведущий оценивает правильность ответов.
1. Уважение мнений всех обучающихся и учителей.
2. Бесплатное образование.
3. Удобное рабочее место.
4. Посещение школы в предназначенное для этого время.
5. Приобретение знаний детьми.
6. Иметь личную собственность.
7. Примерное поведение на уроках и переменах.
8. Соблюдение техники безопасности и правил дорожного движения.
9. Бережное отношение к школьному имуществу.
10. Сотрудничество с учителями.
Ответ: Права: 2, 3, 5, 6, 10. Обязанности: 1, 4, 7, 8, 9
Ведущий станции №4: Помимо прав у каждого человека есть обязанности и ответственность. Права тесно связаны с обязанностями. Реальное соблюдение прав и обязанностей – не такое простое дело. С одной стороны, люди часто не замечают, что пользуются своими правами в ущерб другим, забывая смысл права. Ребята, что бы все мы жили хорошо и дружно, без обид, мы должны не только пользоваться своими правами, но исполнять сои обязанности.
СТАНЦИЯ №5
Ведущий станции №5: Конкурс «Кроссворд» Давайте заполним кроссворд.
1. Документ, в котором отражены все права и обязанности детей (конвенция).
2. Основная ячейка общества и естественная среда для роста и благополучия всех её членов и особенно детей (семья).
3. Лицо, не достигшее совершеннолетия (ребенок).
4. Чем обладает человек с рождения (права).
5. Первый документ человека (свидетельство).
5.
1.
2.
3.
4.