Бородина Лариса
Проект «Дикие животные наших лесов» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение г. Новосибирска "Детский сад № 510 комбинированного вида "Калинка"
Проект : «Дикие животные наших лесов»
(старшая группа)
Выполнила:
Воспитатель Бородина Л. Н
Г. Новосибирск 2020г.
Публикация «Проект „Дикие животные наших лесов“ (старшая группа)» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Проекты
- Животные. В мире животных
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность данного проекта :дети имеют довольно скудные сведения о диких животных лесов России, об их повадках и жизнедеятельности. Поэтому необходимо более близко познакомить их с объектами ближайшего окружения.
Цель проекта : Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе проекта. Формирование целостного представления о диких животных, их характерных отличительных способностях, закрепление понятия «дикое животное».
Задачи проекта :
1. Познакомить детей с повадками, особенностями поведения диких животных нашего края, их пользе для природы.
2. Закрепить и обобщить знания детей о диких животных, их приспособлении к условиям жизни.
3. Расширять, обогащать и активизировать словарь по теме.
4. Упражнять детей в образовании относительных и притяжательных прилагательных, закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами.
5. Развивать связную речь, мышление.
6. Воспитывать интерес, желание больше узнать о диких животных. Формировать заботливое отношение к животным, окружающей природе.
Вид проекта : творческий
По - методу информационный, фронтальный
По - содержанию – лес и его обитатели
По - количеству участников – групповой
По - продолжительности краткосрочный
Участники проекта :
1. Педагоги: воспитатели группы.
2. Дети старшей группы.
3. Родители и другие члены семьи.
Длительность проекта : 1 неделя
Ожидаемый результат в процессе взаимодействия педагог – дети - родители в реализации проекта :
Дети:
• овладевают знаниями о диких животных нашего края, об их жизнедеятельности в сезонных изменениях природы; обогащение пассивного и активного словарного запаса;
• проявляют доброту, заботу, бережное отношение к природе ;
• возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности,
Родители:
• обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
• повышение педагогической компетентности родителей.
Педагоги: проектирование заставляет педагога находиться в пространстве возможностей, что изменяет мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует творческого, личностного роста.
Основные направления реализации проекта :
1) Познание: «Дикие животные наших лесов»
2) Чтение художественной литературы «Теремок».
3) Аппликация «В лесу».
4) Рисование «Зайка беленький сидит» (рисование в нетрадиционной технике)
5) КВН.
6) Итоговое занятие «Дикие животные», с использованием драматизации сказки «Теремок;
Этапы проектной деятельности :
1 этап
• Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.
• Подбор иллюстративного материала по теме, дидактических игр, игрушек, диких животных, материалов для игр, настольный театр сказки «Теремок».
• Подготовка к итоговому занятию «Дикие животные наших лесов».
• Подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок по теме, аудиозаписей.
2 этап
• Проведение бесед, занятий с детьми о диких животных, живущих в нашем краю.
• Речевые ситуации, составление рассказов, отгадывание загадок, театрализованные игры и постановки, драматизация сказок, дидактические игры, пальчиковые игры, физминутки и т. д.
• Провести работу с родителями. (Консультации, беседы по теме «Береги природу»)
3 этап
• Оформление выставки творческих работ детей.
• Проведение КВН по теме «Дикие животные нашего края».
• Показ театрализованных представлений, настольных театров: сказки «Теремок», «Колобок», «Лиса и заяц».
Итоговое занятие «Дикие животные», с использованием драматизации сказки «Теремок;
План реализации проекта
№ Мероприятия Ответственные
Подготовительный этап
1. Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы. Воспитатели
2. Подбор иллюстративного материала по теме, дидактических игр, игрушек, диких животных, материалов для игр, настольный театр сказки «Теремок». Подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок по теме, аудиозаписей. Воспитатели
родители
3. Подготовка к итоговому занятию «Дикие животные наших лесов» с элементами драматизации. Воспитатели
Основной этап
1.
2.
3.
4. Беседа с детьми о диких животных, живущих в нашем краю
Составление рассказов по схеме.
Речевые игры.
Пальчиковые игры. Воспитатели
5.
6. Стихи и загадки о животных.
Чтение художественной литературы: А. Прокопьев «Белка»; «Сказка про храброго Зайца – длинные уши», С. Козлов; «Приключение Мишки – Ушастика», И. Янчарский; «Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу»; «В. Бианки «Холодно в лесу, холодно»; «Лиса Патрикеевна», р. н. с., обр. К. Ушинский; «Волчишко», Е. Чарушин: «У страха глаза велики», р. н. с. Дети,
Воспитатели,
родители
7. Занятия с детьми:
(П. Р.)
«Дикие животные наших лесов».
(Х. Э. Р.)
«В лесу» (Аппликация).
«Зайка беленький сидит» (рисование в нетрадиционной технике).
КВН «Дикие животные» Дети,
воспитатели
5. Дидактические игры: «Чья мама?»,«Угадай кто я?»,«Кто где живет?», «У кого какое жилище?»,«Помоги животным подготовиться к зиме», «Собери картинку», «Чья семья», «У кого, что?»«Чьи лапы, чей хвост?», «Собери картинку». Дети,
воспитатели
6.
7. Подвижные игры: «Лиса в курятнике», «У медведя во бору», «Зайцы и лиса», «Бездомный заяц».
Физминутки: «Звериная зарядка»,»Звери шли на водопой», «Ёж и барабан». Дети,
воспитатели
8.
9.
10. Привлечь родителей к сбору информации для создания красочной странички «Наши друзья- дикие животные» в индивидуальных дневниках.
Предложить родителям подборку стихов, загадок, книг о лесных животных.
Консультация для родителей «Дикие животные».
Воспитатели родители
Воспитатели
1. Заключительный этап
Оформление выставки детского творчества. Дети,
воспитатели,
родители
2. Постановка детских спектаклей: «Теремок», «Колобок», «Лиса и заяц». Дети,
Воспитатели
3. Итоговое мероприятие «Дикие животные наших лесов» с элементами драматизации. Дети,
Воспитатели
Приложение №1.
Загадки про диких животных.
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?
(медведь)
Он мохнатый, он большой,
Спит в берлоге он зимой.
Летом ягоды жуёт,
Дикий мед у пчел берёт.
Грозно может зареветь
Косолапый зверь….
(медведь)
Зимой спит,
Летом ульи ворошит.
(медведь)
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
(медведь)
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придёт весна,
Просыпается от сна.
(медведь)
Хозяин лесной
просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
(медведь)
***
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной.
(ёж)
Лежала под елками
Подушечка с иголками.
Лежала, лежала
Да побежала.
(ёж)
Колюч он, но не ёлочка,
В иголках, но не сосёнка.
В клубок свернуться может.
Конечно, это.
(ёжик)
***
Рыже-огненный комочек,
С хвостиком как парашют,
По деревьям быстро скачет,
Был он там…
Теперь уж тут.
Быстрый он как стрелочка.
Так ведь это…
(белочка)
Зверька узнали мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке - летом.
(белка)
И по соснам, и по елям
Быстро бегает она,
Видит, шишки где поспели,
Где грибная целина.
(белка)
Кто на ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз?
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
(белка)
***
За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара.
(лиса)
Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
В сарай попала,
Кур пересчитала.
(лиса)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
Как зовут её?
(лиса)
В лесу живёт,
Кур в деревне крадёт.
(лиса)
Какой зверь опасный
Ходит в шубе красной,
Снег разгребает,
Мышек хватает
За собой все следы заметает?
(лиса)
***
Кто осенью холодной
Ходит хмурый и голодный?
(волк)
На овчарку он похож,
Что ни зуб - то острый нож,
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
(волк)
Все время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щелк,
Кто скажите это - …
(волк)
Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех…
(волк)
***
Есть в реке работники,
Не столяры, не плотники.
А выстроят плотину,
Хоть пиши картину.
(бобры)
Работящие зверьки
Строят дом среди реки.
Если в гости кто придет,
Знайте, что из речки вход!
(бобры)
***
Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый.
Любит снежные луга.
(олень)
***
Много бед таят леса.
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверёк живёт в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверёк зовётся?.
(зайка)
Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета –
На зиму, на лето.
(заяц)
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку.
(заяц)
Быстрый прыжок,
Тёплый пушок,
Красный глазок.
(заяц)
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы —
Уши больше головы?
(заяц)
***
Он из леса вышел снова,
Не олень и не корова.
Повстречаться нам пришлось
Познакомьтесь это.
(лось)
Очень сильный и высокий
По колено снег глубокий.
Не олень, но он рогатый,
Все зовут его сохатый.
(лось)
Автор: С. Чертков
Продираясь сквозь чащобы
Он имеет нрав особый.
Славится могучим бегом
По полям покрытым снегом.
(лось)
***
Хвост длинен, сами крошки,
боимся очень кошки;
все под полом живём
и всё туда несё м:
хлеб, сало, даже ватку -
детишкам на кроватку.
(мышь)
* * *
Маленький шарик
под лавкой шарит.
(мышь)
* * *
Под полом-полом
шевелит хвостом,
в щели глядится,
вылезти боится.
(мышь)
* * *
Мала,
а никому не мила.
(мышь)
* * *
Угадай,
что за зверь:
зубы точит,
в половице дверь
сделать хочет?
(мышь)
Приложение №2.
Конспект НОД по познавательному развитию. (Старшая группа)
Тема: «Дикие животные зимой»
Цель:расширение знаний о диких животных, расширение представлений об особенностях приспособления животных к окружающей среде.
Задачи:
1. Упражнять в умении соотносить внешние особенности со средой обитания, повадки со способами питания.
2. Упражнять в умении выделять и называть отличительные особенности внешнего вида.
3. Уточнять и расширять словарь по теме «Дикие животные».
4. Развивать у детей словообразовательные навыки. Развить координацию речи с движениями.
5. Развивать зрительное внимание.
6. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Материалы и оборудование:картинки с изображением диких животных с загадками;запись музыки, массажные шарики.
Ход занятия:
--Дети,посмотрите какая у меня красивая снежинка. Сейчас мы будем передавать её друг другу и называть любое слово,связанное с зимой. (мороз,снег,метель,вьюга,лёд,санки и т. д.)
--На прошлом занятии мы говорили с вами о зимующих птицах.
Назовите их. (ответы детей).
--Легко ли птицам зимой (нет)
--Как вы думаете,кому ещё зимой приходится трудно (дик. жив-ым)
--Хотите узнать как зимуют животные в лесу. (Да)
--Давайте отправимся в путешествие,влес. Только на чём (ответы)
--Дети,так,как сейчас зима,предлагаю отправиться на лыжах.
--Ну что ж,одевайте (имитируют)шапки,куртки,сапоги и лыжи.
Берём палки и вперёд (звучит музыка со звуками метели и вьюги).
(выставляется картина «Зимний лес»).
--Вот мы и в лесу. Посмотрите как красиво здесь. Что вы видите на картине (ответы детей).
--Здесь очень красиво,но мы пришли сюда для того,чтобы узнать как зимуют животные.
(воспитатель подводит детей к картинке,
Которая стоит оборотной стороной).
--Для того чтобы мы узнали,кто здесь живёт, нужно отгадать загадку:
По снегу бежит-петляет
К лету шубку меняет
На снегу его не видно
Волку и лисе обидно. (заяц)
(воспитатель поворачивает картинку)
--Какой заяц (трусливый,пугливый,маленький,длинноухий….)
--Какая шубка у него? А летом (ответы)
--Зачем он меняет её(ответы детей)
--Есть ли дом у зайца (ответы детей)
--У зайца какой хвост (короткий)
--Значит заяц какой (короткохвостый)
--Что вы можете сказать о лапах (передние-короткие,а задние-длинные)
--Да,этотак. Во время прыжка он выбрасывает сначала длинные задние ноги,а потом короткие передние. Поэтому заяц легко взбегает на горку,а вот спуститься с горы ему очень трудно. Есть такая пословица»В гору вскачь,а с горы хоть плач»
--Чем питается заяц (корой деревьев,замёрзшей ягодой….
--Значит заяц- это какое животное (травоядное)
--Ну что,о зайце мы всё узнали,идёмдельше.
(подходим к следующей картинке)
Загадка: Хвост пушистый,мех золотистый
В лесу живёт,а в деревне кур крадёт.
(лиса)
(поворачиваем картинку)
--Какая лиса (рыжая,пушистая,красивая)
--У лисы какой хвост (длинный)
--Значит лиса какая (длиннохвостая)
--Как вы думаете,она запасает корм на зиму? Чем она питается?
(ответы детей)
--Под снегом она чувствует,где пробежала мышь или другой мелкий грызун,ловитзайцев. Ну а если не довелось поймать зайца,лиса идёт в ближайшую деревню и ворует кур.
--Можем ли мы назвать лису травоядной?
--А как называют таких животных (хищники)
(идём дельше)
--Дети, а почему мы в лесу не видим ежа (зимой спят)
--Где спят ежи (в норках)
--Сейчас я расскажу о еже сказку,а вы мне поможете.
Массаж с колючим мячиком «Маленький ёжик»
(дети стоят в кругу,у каждого в руках массажный мячик)
--Катится колючий ёжик,нет ни головы,ни ножек.
--По ладошке бежит,ипыхтит,пыхтит,пыхтит.
(шарик между ладошками)
--Мне по пальчикам бежит,бегает туда-сюда
--Мне щекотно,да,да,да, уходи колючий ёж
--В тёмный лес,где ты живёшь.
(пускаем мяч по ладошке и ловим подушками пальцев)
(подходим к следующей картинке)
Загадка: Хожу в пушистой шубке
Живу в густом лесу
В лесу на старом дубе
Орешки я грызу (белка)
(поворачиваем картинку)
--Как называется дом, в котором живёт белка (дупло)
--А как зимует белка (ответы детей)
--К зиме белка утепляет своё гнездо. Строит она его в развилках веток, в дуплах деревьев,делаетзапасы,может съесть побеги кустарников и почки деревьев.
--Почему так говорят»Белку ловить-ножки отбить»(ответы детей)
--Белка очень ловкий и проворный зверёк. целый день прыгает с ветки на ветку. Прячется от своих врагов среди густых ветвей и в дуплах.
--Чем служит хвост для белки (он согревает её в морозы и помогает при прыжках)
--Чем питается белка зимой (ответы детей)
--Значит белка какое животное (травоядное)
Пальчиковая гимнастика»Сидит белка на тележке»
(подходим к следующей картинке)
Загадка: День и ночь по лесу рыщет
День и ночь добычу ищет
Ходит бродит он молчком
Уши серые торчком (Волк)
(поворачиваем картинку)
--Какой волк (серый,лохматый,большой)
--Как называется его дом (логово)
--Значит чьё это логово (волчье)
---Что вы знаете об этом животном (ответы детей)
--Чем питается волк (ответы детей)
--Значит волк кто (хищник)
Загадка: Кто в лесу огромней всех?
Кто богатый носит мех?
Кто в берлоге до весны
Днём и ночью смотрит сны? (Медведь)
--Как называется жилище медведя (берлога)
--Значит это чья берлога (медвежья)
--Кто знает в какое время года у медведицы рождаются медвежата?
--Зимой. Потому,что только зимой у медведя есть дом.
--Пока медведи спят,мы поиграем в игру.
Физ. минутка: «У медведя во бору»
(подходим к следующей картинке)
Этого лесного красавца вы узнаете,если отгадаете
Загадка: Тяжелы рога по весу
Ходит важно он по лесу
Он хозяин,а не гость-
Хмурый и сердитый. (Лось)
(поворачиваем картинку)
--Как вы думаете,чем питается лось (ответы детей)
--К числу основных кормов лосей относится ива,сосна,осина,рябина
--В оттепели они гложут кору. За сутки зимой взрослый лось съедает 12-15 кг.
--Дети,подумайте и ответьте,могут ли выжить лесные животные без кормов зимой (нет)
--Кормят и заботятся о лесных животных-лесники. Для всех животных в лесу они делают «Пункты питания»
--Ну, что ж,наше путешествие закончилось. Пора возвращаться домой. Поехали (имитация езды на лыжах под музыку)
Итог:
--Понравилось ли вам наше путешествие?
--Что нового вы узнали (ответы детей)
--Будем оберегать птиц и зверей (Да)