Наталья Широкова
Проект «Девочки и мальчики — два разных мира» для детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : Познавательно-творческий.
Продолжительность проекта : 1 неделя.
Участники проекта : дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели
Актуальность проблемы:
Как известно в детстве происходит становление образа Я мальчика (девочки) и приобретения им (ею) полоролевого опыта как пространства, где ребенок открывает для себя свой пол (физический, социальный, поведенческий, ролевой и т. д.) Самовыражение личности (мальчика, девочки, ее саморазвития начинается с самого близкого для него – с семьи: родителей, бабушек и дедушек, дома, в котором он живет.
Публикация «Проект „Девочки и мальчики — два разных мира“ для детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Проекты
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Семья играет ведущую роль в становлении самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. Именно в семье, на основе наблюдаемых ребенком форм поведения взрослых, он приобретает первый полоролевой опыт.
В семье дети знакомятся с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности, их ролями в семье, формирования навыков и умений поведения, а также отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений между девочками и мальчиками в группе. Поэтому семья была и есть основа гендерного воспитания детей дошкольного возраста. Это мы усматриваем и в русских национальных семейных традициях, и в русском фольклоре.
Ведущей деятельностью дошкольного возраста является игровая деятельность. Благодаря игре формируется система потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способов поведения характерных для того или иного пола, который протекает под влиянием окружающих взрослых и сверстников.
Не удивительно, что одной из целей деятельности нашего учреждения является воспитание у мальчиков и девочек гендерной устойчивости, которая зависит в первую очередь от отношения родителей к ребенку в семейном воспитании, а также от воспитания его в дошкольном учреждении.
Идея проекта :
Создание условий для естественного развития ребенка дошкольного возраста в детском саду и в семье с учетом гендерной идентичности.
Задачи проекта :
• Формировать адекватное представление о собственной половой принадлежности.
• Закрепить знание о круге увлечений, интересов и различных видах деятельности ребят в зависимости то пола. Закреплять представление о зависимости имени человека от его половой принадлежности. Активизировать словарь детей. Закрепить и упорядочить последовательность возрастного и полового развития человека.
• Прививать нравственные качества, характерные для мальчиков и девочек посредством игровой и художественно-продуктивной деятельности;
• Воспитывать у детей доброжелательное и чуткое отношение друг к другу
• Повысить активность родителей в совместной деятельности по гендерному воспитанию детей.
• Организационный этап
• Подбор наглядных и дидактических материалов:
Шкатулка с зеркалом на дне, безликие модели человека без признаков гендерной принадлежности, письмо от жителей Добролюбии, два подноса синего и красного цвета с подбором предметов и игрушек для мальчиков и девочек, «препятствия» - кубы, ворота, узкая дорожка, картина «Семья», ноутбук.
• Подбор литературы и предварительное чтение:
• Предварительная работа:
Подбор дидактических игр:
«Дом дружбы», «Домашние заботы», «Родственники»,
Диагностическая беседа с детьми для выявления уровня знаний ребенка об осознании будущей социальной семейной роли – женщины – мамы, мужчины – папы.
Проживание с детьми вопросов: «Игры мальчиков и игры девочек. Какие они?». «В какие игры вы бы хотели играть в группе?»
• Подготовка материалов для творческой деятельности: столы, листы белой бумаги для конструирования в технике оригами.
Продуктивный этап
1. Организационный момент: звучит песня «Улыбка», означающая момент сбора детей в круг.
- Я очень рада вас видеть. Вы такие нарядные, красивые и, конечно же, веселые и сообразительные.
Ребята, сегодня во сне я увидела необычное лесное озеро. Гуляя по его берегу я заглянула в озеро и увидела того, кто живет в озере. Я улыбнулась ему, и он ответил мне улыбкой. Я захватила капельку того озера и спрятала в волшебную шкатулку.
Хотите в нее заглянуть?
Игра «Лесное озеро»
(дети по очереди заглядывают в шкатулку и видят там собственное отражение)
-Ребята, вы увидели того, кто живет в лесном озере?
-Он вам понравился?
-На кого он похож?
(дети отвечают на вопросы и делают вывод, что увидели собственное отражение)
-Ребята, пожалуйста. внимательно посмотрите друг на друга и скажите, чем отличаются вы отличаетесь?
(рост, одежда, цвет глаз и волос, именами)
-Но самое главное отличие – что вы (показываю) мальчики, а вы девочки.
Посмотрите на доску, что вы видете?
( на доске выставлены безликие модели человека без признаков гендерной принадлежности: на моделях нет волос, одежды, аксессуаров)
-Понятно ли вам, где здесь мальчик, а где девочка? Почему?
- Я предлагаю вам оживить наши модели, одну из них превратить в мальчика. А другую в девочку. Мальчики будут оживлять девочку. А девочки мальчика.
(для выпорлнения задания детям предлагаются готовые образцы одежды, прически, аксессуаров, которые они должны наклеить на модель. Правильность выполнения задания у девочек проверят мальчики, у мальчиков проверяют девочки).
Задание «Оживи куклу»
-Вот видите, ребята, какие вы разные, и отличаетесь не только внешне, у вас разные интересы, то что любят мальчики может совсем не нравится девочкам, и наоборот, то чем нравится заниматься девочкам совсем не нравится мальчикам.
Но это не мешает вам оставаться добрыми друзьями. Это правильно?
Тогда возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Вы вместе и это прекрасно.
2. Введение в проблему:
Я знаю, что все мальчики и девочки любят сказки, потому что в них происходят разные чудеса. И я знаю, что даже каждый взрослый мечтает очутиться в сказке. В какую именно сказку и зачем?
3. Формулирование проблемы
Раздается стук в дверь.
-Ребята, нам прислали письмо, давайте его прочитаем.
«Дорогие, дети средней группы №2, помогите! Раньше, в нашей стране Добролюбии, царил повсюду мир, согласие, взаимопонимание и любовь. Мальчики были смелые и ловкие, а девочки добрые и заботливые. Они жили дружно и весело и никогда не ссорились. Но однажды, над страной пролетал злой волшебник. Задумал он разлучить их. И поставил между мальчиками и девочками высокую, каменную стену. Так появилась страна мальчиков и страна девочек.
- Ребята, посмотрите, какие они стали грустные.
- Как вы думаете, могут ли девочки жить без мальчиков, а мальчики без девочек?
Рассуждения и ответы детей.
(Девочкам без мальчиков тоже плохо. Кто будет защищать девочек? Мальчики сильные и смелые. А если девочки будут играть в «семью», кто будет папой. И без девочек тоже плохо. Если упадешь, девочки пожалеют, потому что они добрые и заботливые и т. д.).
4. Разработка плана действий:
-Что же делать?
Идет свободное обсуждение проблемы
- Как, помочь им соединиться?
-победить волшебника,
-разрушить стену,
-позвать на помощь друзей, родителей.
- позвать доброго волшебника
Правильно, ребята, я с вами согласна. Мы знаем, что в сказках происходят разные чудеса. Давайте позовем добрую Фею, и она нам обязательно поможет.
(появляется Фея и приносит конверт с заданиями)
Стена, очень крепкая, и чтобы разрушить её, нужно выполнить сложные задания. С каждым правильно выполненным заданием, стена будет разрушаться. Таким образом мы победим злого волшебника.
- Вы готовы помочь мальчикам и девочкам страны Добролюбии соединиться?
5. Поэтапное решение проблемы
Задание 1.
Вот и первое задание (дети подходят к толу)
На столе 2 подноса синего и красного цвета, а перед ними лежат предметы и игрушки мальчиков и девочек.
Рассмотрите их и разложите на нужные подносы.
Дети выполняют задание.
Первые камни посыпались со стены.
Задание 2.
Следующее задание:
Впереди вас ждет испытание, которое называется «Взаимное доверие».
Посмотрите, перед вами дорожка препятствий, которые вам нужно обойти, но трудность заключается в том, что у девочек будут завязаны глаза. А мальчики, не говоря ни слова, должны будут так провести девочек между ними, чтобы не задеть эти препятствия.
Игра «Взаимное доверие»
Молодцы, мальчики, настоящие мужчины
- Как, ты себя чувствовала, когда глаза были завязаны?
- Вел ли тебя мальчик бережно, уверенно?
- А как ты ощущал себя, когда вел девочку?
Молодцы, вы доверяете друг другу – это хорошее качество.
Опять стена немного разрушилась.
Задание 3.
А вот конверт еще с одним заданием.
Игра «Назови сказочного героя»
У некоторых сказочных героев двойные имена. Я вам буду называть первую часть имени, а вы догадайтесь, о каком сказочном герое идет речь и называйте вторую часть имени.
Отвечают только девочки :
· Елена (Прекрасная)
· Сестрица (Аленушка)
· Василиса (Премудрая)
· Крошечка (Хаврошечка)
· Марья (Искусница)
А сейчас, отвечают мальчики :
· Кощей (Бессмертный)
· Мальчик (с пальчик)
· Иван (Царевич)
· Змей (Горыныч)
· Братец (Иванушка)
Молодцы, и с этим заданием вы справились.
Опять стена немного разрушилась.
Задание 4.
Ребята, внимательно посмотрите на эту картину.
Рассматривание картины «Семья»
- Кого, вы здесь видите? (Дедушка, бабушка, папа, мама, дочка, сын).
- Как их можно назвать одним словом? (семья)
- Как вы думаете, какие обязанности по дому выполняет папа? Значит, какой он?
- А какие обязанности по дому выполняет мама? Она, какая?
- А дедушка с бабушкой?
А дочка с сыном?
Стена опять продолжает рушиться.
- Ребята, а в конверте еще что-то есть, посмотрим?
- Это же картинки с лицами детей и записка : «Мы, девочки и мальчики из страны Добролюбии, хотим подарить вам улыбающихся человечков, но к сожалению мы забыли как выглядит улыбка».
-А вы, ребята, знаете как выглядит улыбка?
Давайте ее нарисуем. Садитесь за столы.
(звучит песня «Улыбка», дети рисуют)
А теперь подарите ваши улыбки друг другу и обнимитесь.
- Ребята, к нам опять кто то стучится.
Какие красивые шары, интересно от кого?
Здесь записка:
Дорогие ребята, большое вам спасибо! Вы справились со всеми заданиями, победили злого волшебника и у нас все хорошо. Мальчики и девочки снова дружно живут все вместе. В благодарность мы дарим вам эти шарики и хотим, чтобы вы всегда улыбались и оставались такими же дружными.
Презентативный этап
Звучит спокойная, плавная музыка, означающая момент сбора детей в круг.
Воспитатель: Дети давайте расскажем, чем мы сегодня занимались?
Дети рассказывают о своей деятельности и демонстрируют улыбающихся человечков.
В завершении проекта организовывается выставка детских рисунков на тему «От улыбки станет всем светлей».
Список литературы
Н. А. Баранникова «О мальчишках и девчонках, а также их родителях», Т. Н. Доронова «Девочки и мальчики 3 – 4 лет в семье и в детском саду» В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман «Мальчики и девочки два разных мира», Интернет – ресурсы
Журналы «Обруч», «Дошкольное воспитание»