Галина Сысоева
Познавательно-исследовательский проект по гендерному воспитанию детей второй младшей группы «Наши мальчики и девочки»
▼ Скачать + Заказать документы
Оглавление
Пояснительная записка
Этапы реализации проекта :
I этап «Подготовительный»
II этап «Основной»
III этап «Заключительный»
Заключение
Список литературы
Приложение
Пояснительная записка
Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект по гендерному воспитанию детей второй младшей группы „Наши мальчики и девочки“» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
В реальной жизни ребенок, развиваясь, осознает себя как представитель определенного пола. Абстрактного ребенка нет. Есть конкретная личность - мальчик или девочка. Личность, которая «рождается на наших глазах». Исходя из этого, начало поло ролевого воспитания следует отнести к дошкольному возрасту. В противном случае неизбежны отклонения. К чему они могут привести? К эмоциональному неблагополучию среди сверстников.
А в дальнейшем – стать препятствием к выполнению семейных и общественных функций.
На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения.
Как известно в детстве происходит становление образа Я мальчика (девочки) и приобретения им (ею) поло ролевого опыта как пространства, где ребенок открывает для себя свой пол (физический, социальный, поведенческий, ролевой и т. д.)
Ведущей деятельностью дошкольного возраста является игровая деятельность. Благодаря игре формируется система потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способов поведения характерных для того или иного пола, который протекает под влиянием окружающих взрослых и сверстников.
Мальчик и девочка – два разных мира. Если воспитатели и родители заинтересованы в воспитании детей с учетом их гендерных особенностей, то они могут с успехом решить эти задачи.
Актуальность проекта :
К 3-4 годам у детей формируется гендерная устойчивость, которая обусловлена социальными и культурными нормами, взаимоотношениями в семье, взаимоотношениями в коллективе.
В современном образовании этой теме уделено недостаточно внимания. Это приводит к тому, что у детей отсутствуют специфические черты, характерные для пола: мальчики часто лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решительности; девочки – нежности, скромности, терпимости (Т. А. Репина).
Кроме того, после опроса детей : «Кем ты будешь, когда вырастешь?» - нередко можно услышать ответ от мальчика «Буду мамой», а от девочки «Буду папой». Для того чтобы своевременно способствовать формированию гендерной устойчивости, мною разработан проект «Мальчики и девочки» для детей 2 младшей группы.
Цель проекта :
Формирование гендерной устойчивости у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи проекта :
1. Развивать основы социального взаимодействия между мальчиками и девочками.
2. Учить детей определять разницу между мальчиками и девочками по внешним признакам; по одежде.
3. Создать развивающую предметно-пространственную среду в группе с учетом интересов мальчиков и девочек.
4. Воспитывать дружеское, толерантное отношение к противоположному полу.
5. Вовлечь родителей в формирование гендерной устойчивости у детей младшего дошкольного возраста.
Вид проекта : Познавательно-исследовательский
По продолжительности: Среднесрочный
Длительность: 1 месяц
Участники проекта :
- дети 2младшей группы «Солнышко»,
- воспитатель 2 младшей группы;
- родители воспитанников.
Ожидаемый результат:
1. Формирование у детей осознания собственного Я – мальчика (девочки).
2. Развитие ребенка как личности в социуме и семье, пробуждение чувства мужественности (женственности).
3. Определение гендерной позиции по отношению к окружающему миру и людям через игровую деятельность;
4. Проявление благодарности, заботливости и внимания по отношению к родителям, повышение значимости семьи в своей жизни.
Этапы реализации проекта
I этап «Подготовительный» (1-я неделя)
1. Разработка плана мероприятий с детьми и родителями по теме пректа.
2. Консультации для родителей.
3. Подбор наглядно – дидактического пособия, демонстрационный материал.
4. Составление сценариев мероприятий с детьми.
5. Мониторинг уровня развития детей по теме проекта на начало.
II этап «Основной» (2-3 неделя)
Срок
Работа с детьми
Работа с родителями
2 неделя -Тест-опрос детей «Любимые игры мальчиков (девочек)».
- Беседы на темы: «Мы разные», «Кто я?».
- Рассматривание предметов одежды мальчиков и девочек.
- Д. и. «Назови одним словом», «Угадай по описанию».
- Совместные действия мальчиков и девочек по наведению порядка в игровых центрах, по уходу за комнатными растениями.
- Чтение художественной литературы:
В. Осеева «Волшебная иголочка», Н. Носов «Заплатка», «Сказка про то как одежда обиделась»,К. Чуковский «Мойдодыр» Е. Благина «Научу одеваться и братца».
- Отгадывание загадок об игрушках.
- Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Поездка на автобусе».
- Рассматривание коллекций: «Виды транспорта», «Сезонная одежда для кукол».
- Раскрашивание раскрасок для мальчиков и девочек.
- Пальчиковые игры «Дружат в нашей группе», «Семья»
- Игра «Собери игрушки», «Куклы Ваня и Маша у нас в гостях», «Где наши мальчики (девочки?».
- Лепка «Моя игрушка».
-Конструирование «гараж для машин», «Дом для куклы Кати».
- Подвижные игры «Птички и автомобили», с мячом «Я – мальчик, потому что…», «Я – девочка, потому что…».
- Пополнение содержания книжного уголка по гендерному воспитанию детей.
- Консультации «Воспитание мальчиков и девочек», «Чем отличаются мальчики и девочки».
-Пополнение атрибутов к сюжетно-ролевым играм.
- Анкетирование родителей «Ваша роль в воспитании ребёнка?».
3 неделя - Беседы на темы: «Какие дружные ребята у нас в группе», «А ты кто такой?», «Во что играют мальчики (девочки)».
- Д. и. ««Назови ласково», «Кому что нужно?».
-Рассматривание сюжетных картинок: «Мы с папой делаем уборку», «Мама готовит обед».
- Чтение художественной литературы:
С. Маршак «О девочках и мальчиках»;
А. Барто стихи: «Младший брат», «Две сестры глядят на брата».
-Чтение рассказов, сказок, стихотворений об именах, о мальчиках и девочек (их взаимоотношениях).
-Сюжетно-ролевые игры:
«Парикмахерская», «Больница».
- НОД по познанию «Кто я»
-Рассматривание иллюстраций с изображением семьи.
-Рисование «Одежда для мальчика (девочки).
- Подвижная игра «Найди свою пару».
-Совместные действия мальчиков и девочек по наведению порядка в игровых центрах, по уходу за комнатными растениями.
- Игры: «Мальчики и девочки», «Ушки на макушкуе». -Домашнее чтение произведения «Усатый полосатый».
- Консультация «Гедерное воспитание девочек и мальчиков в семьях».
- Изготовление поделок и рисунков на тему «Моя семья».
IIIэтап «Заключительный» (4 неделя)
1. Мониторинг уровня развития детей по теме проекта на конец проекта.
2. Выставка работ совместного творчества родителей с детьми («Моя семья»).
3. Презентация проекта на педагогическом совете.
Заключение
В результате реализации проекта у детей были сформированы первичные представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе и его культурных ценностях. У детей успешно формируется процесс полоролевой социализации дошкольников, предпосылки учебной деятельности.
Родители воспитанников приобрели знания об особенностях воспитания детей разного пола, приняли к сведениям полученную информацию, и некоторые из них пересмотрели свой подход к воспитанию ребенка, стали использовать полученные рекомендации по поводу гендерного воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Подводя итог по данной работе можно сказать, что при гендерном подходе воспитания, развития и обучения дошкольников формируются гендерно-ориентированное поведение; нравственные качества, принятые в обществе; развиваются коммуникативно-речевые навыки; развиваются мышление, память, воображение.