Светлана Гордикова
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей «День победы» для подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка познавательного проекта
«Никто не забыт, ничто не забыто…»
по нравственно-патриотическому воспитанию детей
подготовительной к школе группы
Пояснительная записка
к методической разработке долгосрочного проекта
«Никто не забыт, ничто не забыто…» :
Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей „День победы“ для подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая. Проекты
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Проблема организации воспитательно-образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста ДОУ весьма насущна сегодня. Знание специфики работы с дошкольниками, умение соотносить индивидуальные качества детей с целями и задачами образовательной программы нацеливает педагогов на поиск оптимальных форм работы. Проектная деятельность, несомненно, является такой формой и широко распространена в нашей практике работы в ДОУ. Настоящий проект дает возможность реализовать в полном объеме образовательную программу со старшими дошкольниками по познавательному развитию с нравственно-патриотическим направлением. Патриотическая направленность проекта обеспечивает воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Росси – великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим. Нравственная направленность проекта обеспечивает воспитание уважения к традиционным ценностям: любовь и уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.
Сроки реализации проекта охватывают период с февраля по май 2015 года. Проект объединяет педагогов и воспитанников старшего дошкольного возраста, родителей воспитанников.
Цель проекта : нравственно-патриотическое воспитание детей 6-7 лет посредством ознакомления с историческими событиями нашей страны.
Задачи проекта : расширять кругозор детей об историческом периоде Великой Отечественной войны, дать знания о героях-земляках; раскрыть понятие «город-герой»; вызвать интерес к литературе военного периода; воспитывать у детей чувство гордости за свою Родину, армию и солдат; закреплять навыки рисования и прикладного творчества на занятиях художественно – эстетического цикла.
Вид проекта : информационно-творческий.
Состав участников: воспитатели, родители, дети 6-7 лет.
Для наглядного примера проводимой работы с воспитанниками к настоящему проекту прилагается :
-тематический план по патриотическому воспитанию детей подготовительной к школе группы (Приложение 1);
- Сценарий семейной викторины «Мы – Россияне» (Приложение 2);
- Конспект НОД по развитию речи детей подготовительной к школе группы на тему : «Герои Великой Отечественной войны. Маршал Г. К. Жуков» (Приложение 3);
-Материалы презентации «Слава героям павшим, слава героям живым!» (материалы для презентаций накапливаются и обрабатываются для демонстрации детям, где применение информационно-коммуникационных технологий в работе с дошкольниками дают эффективные результаты) (Приложение 4).
Этапы проекта :
1 этап – предварительный /февраль 2018г. /
•подбор и изучение литературы по теме проекта;
•разработка тематического плана по патриотическому воспитанию детей подготовительной к школе группы;
•подбор иллюстрированных книг, познавательного материала о Великой Отечественной войне и о победе, песен военных лет;
• Обогащение развивающей среды: пополнение книжного уголка детской художественной литературой о Великой отечественной войне и о победе. Обогащение игрового уголка настольными, дидактическими, сюжетно-ролевыми играми военной тематики.
Размещение в уголке художественно-творческой деятельности раскрасок, иллюстраций с военной техникой, одеждой, родами войск, символикой.
2 этап – познавательный /март – апрель 2018г. /
• НОД по развитию речи: «Герои Великой Отечественной войны. Маршал Г. К. Жуков», «Военные профессии)»;
•НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) : «Мир солдаты защищали»; «Салют тебе, Победа!»;
•НОД по художественно-эстетическому развитию (конструирование) «Подарок ветерану».
• Беседы с детьми: «Герои-пензенцы»; «Что мы знаем о городах – героях России?»; «Славим солдата Отечества»; «Пусть всегда будет МИР!» «Главный праздник – День Победы!».
Экскурсии с детьми:
• по историческим местам города Пензы: к памятникам и монументам, установленным в честь героев и участников в Великой Отечественной войне:
- монумент воинской и трудовой славы;
- памятник «Проводы»;
- стела «Рабочим фабрики «Маяк революции», не вернувшимся с полей битв 1941-1945 г. г.
• в киноконцертный зал «Пенза» на фотовыставку о героях-земляках «Пензенская область Победе»;
• в библиотеку имени М. Ю. Лермонтова: чтение произведений о Великой Отечественной войне.
• по улицам города Пензы, которым присвоены имена наших земляков, героев ВОВ: Глазунова, Маршала Крылова, Кижеватова, Павлушкина, Гризодубовой, Воронова, Терновского, Космодемьянской, Кошевого, Маресьева и др.).
3этап – познавательно-практический /март – апрель/
Создание журнала «Герои Великой Отечественной войны. Маршал Жуков»; изготовление книжек-малышек со стихами «О войне и о Победе»; оформление папки-раскладушки «Российские города-герои»; изготовление сувениров в подарок ветеранам войны; встречи с ветеранами войны; подготовка к праздничному концерту, посвященному Дню Победы «Не забудем их подвиг великий».
4 этап – работа с родителями /март – апрель/
оформление информационно – иллюстрированного стенда «Награды ВОВ», консультация на тему: «Патриоты России»; оформление литературной газеты: «Имя, оставленное людям» / об улицах города Пензы, названных именами участников Великой Отечественной войны – героев Советского Союза/, семейная викторина «Мы – Россияне».
5 этап – заключительный /май/
презентация итогов проекта : «Слава героям павшим, слава героям живым!»
Праздничный концерт «Не забудем их подвиг великий»
Приложение 1
Тематический план по патриотическому воспитанию детей
Подготовительной к школе группы
(к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне)
№ п/п Тема Цель Дата
1 Экскурсии по историческим местам города Пензы: к памятникам и монументам, установленным в честь героев и участников в Великой Отечественной войне. Помочь детям представить и понять, что наше счастливое детство стало возможным благодаря людям, которые отдали свою жизнь за мир на земле. март
2 Тематическая экскурсия в киноконцертный зал «Пенза» на фотовыставку о героях-земляках «Пензенская область Победе».
Формирование интеллектуальной компетентности дошкольников на примерах жизни детей и взрослых в тылу врага во время Великой Отечественной войны. март
3 Беседа на тему: «Герои-пензенцы». Знакомить детей с историческими фактами военного времени, рассказать о судьбах наших земляков–героев, воспитывать чувство патриотизма. март
4 Экскурсия в библиотеку имени М. Ю. Лермонтова: чтение произведений о Великой Отечественной войне.
Посредством художественной литературы помочь представить Великую Отечественную войну в основных сражениях. март
5 Экскурсия по городу (улицы, названные именами земляков – героев ВОВ, героев Советского Союза). Знакомить дошкольников с расположением улиц, названных именами героев-земляков. Воспитывать чувства гордости и уважения к их подвигу во имя жизни и мира на земле. апрель
6 НОД по познавательному развитию «Военные профессии». Познакомить детей с военными профессиями. Формировать представления о гражданском долге, мужестве, героизме.
Воспитывать уважение к людям военных профессий. март
7 Беседа: «Что мы знаем о городах – героях России?» Знакомить с городами-героями России, содействовать расширению знаний о родной стране. март
8 НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) : «Мир солдаты защищали». Закреплять знания детей о российской армии; воспитывать чувство гордости и уважения к труду людей военной профессии. март
9 НОД по развитию речи «Герои Великой Отечественной войны. Маршал Жуков». Познакомить детей с героем ВОВ маршалом Г. К. Жуковым, расширять знания детей о герое ВОВ, о его имени
желание больше узнать нового, интересного об истории нашей страны.
воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважения к ветеранам ВОВ. апрель
10 «Славим солдата Отечества» (беседа).
«Твои защитники» Л. Кассиль (чтение).
Дать детям знания о роли различных родах войск в годы войны и о деятельности российской армии в мирное время. апрель
11 «Пусть всегда будет мир!» (беседа).
«Мир глазами детей» (рисование). Дать детям представление о значении мира на всей земле, воспитывать у детей чувств толерантности и чувства сострадания к народам, которые и сейчас живут в состоянии войны. апрель
12 НОД по художественно-эстетическому развитию (конструирование) «Подарок ветерану». Вызвать у детей желание изготовить к предстоящему празднику подарок ветеранам ВОВ. май
13 Тематическая встреча с ветеранами Великой Отечественной войны «Помним имя твое».
Вызвать у детей интерес к людям, прошедшим дорогами войны, учить вести беседу, диалог. май
14 «Мой главный праздник – День Победы» (беседа).
«Салют тебе, Победа!» (тематическое рисование). Вызвать у детей желание делиться впечатлениями о предстоящем празднике. Учить составлять короткие рассказы на заданную тему. Развивать желание передавать впечатления через рисунок, используя знакомые приемы рисования.
май
15 «Не забудем их подвиг великий» /подготовка к праздничному концерту/.
Воспитывать у дошкольников чувство сопричастности к всенародному великому празднику Победы; вызвать желание участвовать в празднике, посвященному Дню Победы май
16 Чтение литературных произведений, заучивание стихотворений наизусть. март, апрель, май
№ п/п Познавательно – практическая деятельность Дата
1 Создание журнала «Герои Великой Отечественной войны. Маршал Жуков».
март
2 Оформление папки-раскладушки «Российские Города-герои».
март
3 Изготовление книжек-малышек со стихами «О войне и о Победе».
апрель
4 Оформление информационно – иллюстрированного стенда «Награды ВОВ». апрель
5 Совместное с родителями изготовление сувениров в подарок ветеранам войны; встречи с ветеранами войны.
май
6 Подготовка к праздничному концерту «Не забудем их подвиг великий»
май
№ п/п Работа с родителями Дата
1 Оформление информационно – иллюстрированного стенда «Долгие версты войны…»
март
2 Семейная игра – викторина «Мы патриоты»
март
3 Совместное с детьми изготовление сувениров в подарок ветеранам войны
апрель
4 Оформление литературной газеты «Имя, оставленное людям» / об улицах города Пензы, названных именами участников Великой Отечественной войны – героев Советского Союза/.
апрель
5 Участие родителей в праздничном концерте «Не забудем их подвиг великий». май
Приложение 2
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №139 г. Пензы
Сценарий семейной викторины
«Мы – Россияне»
Пенза
2018
Программное содержание: обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение к государственным символам, закрепить названия крупных российских городов и рек, народов, населяющих РФ, названия народных промыслов, имена знаменитых деятелей культуры и искусства, воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства.
Оборудование и материалы: атрибуты для проведения викторины, изображения гербов и флагов, бумага, маркеры, разрезные картинки, кроссворд.
Ход.
В группу под музыку входят команды, встают друг напротив друга и произносят приветствие.
Воспитатель. Сегодня Мы проводим викторину на тему: «Мы – россияне». В викторине принимают участие две команды: «Васильки» и «Ромашки». Оценивать команду будет жюри. Команды, поприветствуйте друг друга.
Команда «Васильки».
Василек – цветок России,
Он, как небо, синий-синий.
Любит русская душа
Васильковые глаза.
Команда «Ромашки».
Мы – ромашковое поле,
Символ русского раздолья.
Но совсем не горячи
Ромашки белые лучи.
(команды садятся за столы).
Воспитатель. Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. А вы знаете, почему у нашей страны такое название?
За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россия.
Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Как вы думаете, что такое Родина? (Ответы детей и родителей : Родина – значит родная, как мать и отец. Родина – место, где мы родились, страна, в которой мы живем. Родина у каждого человека одна).
Начинаем нашу викторину с разминки. Я буду говорить начало предложения, а вы его закончите.
Наша страна называется …Россия.
Граждане России называются…россияне
Столица России – город …Москва.
Самая известная река России…Волга.
На берегах Волги стоят города…Самара, Казань, Нижний Новгород, Астрахань, Волгоград, Саратов.
Санкт-Петербург основал…Петр 1.
Воспитатель. Молодцы, я вижу, что вы готовы к игре.
Удар в гонг
Конкурс 1. «Государственные символы»
Воспитатель. Какие государственные символы вы знаете? (Герб, флаг, гимн). Что такое государственный гимн? (Главная песня страны, исполняется в особо торжественных случаях, слушать ее надо стоя, проявляя уважение).
Я предлагаю командам выбрать на стенде среди разных флагов российский флаг. Где можно увидеть российский флаг? (На государственных зданиях, кораблях, самолетах, жилых домах в дни государственных праздников).
А теперь найдите наш российский герб среди гербов других стран. Что изображено на нашем гербе? (Золотой двуглавый орел со скипетром и державой, на щите изображен Георгий Победоносец на коне, он копьем поражает змея).
Конкурс 2 «Литературный»
Воспитатель. Сейчас у нас литературный конкурс. Каждая команда подготовила стихотворение о Родине. Жюри оценивает содержание и выразительное чтение.
Конкурс 3 «Города России»
Воспитатель. Россия – самая большая страна в мире! В России свыше тысячи городов, очень много сел, деревень. Назовите города, которые вы знаете. (Команды поочередно называют города). А теперь я предлагаю вам из пазлов собрать картинки и отгадать, достопримечательность какого города там изображена. (Команды получают конверты и собирают картинки, кто собрал первым, называет город).
Конкурс 4»Художественный»
Воспитатель. Я приглашаю по одному игроку от каждой команды пройти к мольбертам. Игроки получают секретное задание. Команды должны отгадать, что нарисовал игрок и в каком городе это находится. (Дети маркерами рисуют достопримечательности Москвы.)
Конкурс 5 «Народы России»
Воспитатель. Много разных народов живет в России, каждый народ имеет свою культуру, свой язык. Все народы ровны между собой. Давайте вспомним, кто живет в России? (Русские, татары, чуваши, башкиры, мордва, евреи, якуты, украинцы и др.)
Конкурс 6 «Пословицы о Родине»
Воспитатель. Русский народ придумал очень много красивых умных поговорок и пословиц о Родине, ее защите, любви к ней. Давайте сейчас вспомним эти пословицы. (Команды поочередно называют пословицы. Жюри подсчитывает баллы.)
Конкурс 7 «Народные промыслы»
Воспитатель. А теперь я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно-прикладного искусства российских мастеров. Отгадайте, что спрятано в волшебном сундучке.
Эта роспись – просто чудо,
Голубая вся посуда.
Роспись с синим завитком
Манит русским васильком.
/Гжель/
Выросла золотая травка на ложке,
Распустился красный цветок на плошке.
/Хохлома/
Из глины козлик в яблоках,
Собою хорош, очень пригож.
А вот олень на стройных ногах,
Вся краса у оленя в рогах.
/Дымковская игрушка/
Добрый мастер сделал сказку,
Оживают звери в сказке,
Мишки, зайцы, колотушки –
Деревянные игрушки.
/Богородская игрушка/
/Дети отгадывают загадки, а воспитатель достает из сундучка отгадки/.
Конкурс 8 «Реки России»
Воспитатель. Следующий конкурс – кроссворд. По ключевому слову догадайтесь, о чем этот кроссворд? Правильно, о реках России. Могучие, полноводные реки России несут свои воды в моря и океаны. На нашем кроссворде есть подсказки.
р
1. н е в а
2. м о с к в а
3. л е н а
1. Эта река протекает в городе, где очень много музеев, старинные парки, прекрасные фонтаны, великолепные дворцы. /Нева/
2. Название этой реки одинаково с названием города. /Москва-река/
3. Эта река созвучна женскому имени. /Лена/
Конкурс 9 «Знаменитые Россияне».
Воспитатель. Богата наша Родина талантами. Сколько замечательных людей прославили Россию своим творчеством и трудом! Вспомните и назовите наших знаменитых соотечественников:
* писатели: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов, Л. Н. Толстой;
* композиторы: П. И. Чайковский, М. Глинка, Н. Римский-Корсаков;
* наши современники: спортсмены (В. Третьяк, П. Буре, М. Сафин, С. Хоркина, А. Кабаева, артисты, ученые.
Воспитатель. Я желаю вам, ребята, чтобы вы выросли большими, умными, сильными и тоже прославили Россию своим трудом и достижениями.
Подумайте и скажите, почему мы гордимся Россией?
*Россия очень большая по территории, богата полезными ископаемыми.
*Первый космонавт на Земле – гражданин России Юрий Гагарин.
*Россия победила фашистов во Второй мировой войне.
*Россия – страна с большой культурой и т. д.
Жюри подводит итоги викторины, награждает победителей. Все команды получают приз – конфеты фабрики «Россия».