Козлова Людмила Николаевна
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе «Я — часть России»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор проекта : Козлова Людмила Николаевна
Воспитатель МАДОУ
«Детский сад № 13 г. Сосногорска»
2017г.
Паспорт проекта
Цель проекта Воспитание нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста, развитие интереса к истории и культуре России
Задачи проекта Закрепить знания о государственной символике РФ
Воспитывать чувство гордости за свою страну
Воспитывать интерес к истории своей Родины
Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе „Я — часть России“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты
- Родина, Россия. Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Расширять представление о национальной культуре русского народа, знакомить детей с русскими народными сказками, народным прикладным искусством
Закреплять знания о праздниках России, о русских народных праздниках
Расширять знания о малой родине
Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада
Прививать интерес к традициям семьи, уважение к старшим
Расширять предметно-развивающую среду
Воспитывать интерес к чтению художественной литературы
Воспитывать активную жизненную позицию
Расширять словарный запас
Участники проекта - дети подготовительной группы
- воспитатель
- родители
Срок реализации 6 месяцев
Ожидаемый результат проекта Для детей :
Дети испытывают гордость за свою страну, интересуются историей Родины.
Знают традиции родного народа, символику России, историю малой родины.
У детей более глубокие знания о России, Республике Коми.
Для родителей (законных представителей) :
Родители стали понимать важность воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте
Для педагогов:
Повышение уровня педагогического мастерства
8. Возрастная группа : воспитанники подготовительной к школе группы (дети 6 -7 лет).
9. Тема проекта : «Я - часть России».
10. Продолжительность: средней продолжительности.
11. Итоговое мероприятие: создание презентации: «Я часть России».
12. Вид проекта : групповой, информационный - практика – ориентированный.
13. Ф. И. О. педагога, ответственного за мероприятие: Козлова Людмила Николаевна.
14. Участники : педагоги, дети, родители (законные представители).
Актуальность проекта
Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения.
Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны.
А. Н. Толстой говорил: «Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше. Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней».
Воспитание патриотизма это не простой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в сознание ребёнка с самого детства. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребёнку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребёнок ни чего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.
Этапы реализации проекта :
№ п/п Мероприятие Результат
1 этап - подготовительный
1 Подбор методической, научно-популярной и художественно1литературы, иллюстрированного материала по данной теме. Подобрана методическая литература, детская художественная литература, выявлен уровень представлений детей.
2 Поиск формы реализации проекта Составлен план проекта
3 Доведение до родителей (законных представителей) важности темы проекта. Подготовка информационного листка с приглашением к участию в проекте. Родители (законные представители) ознакомлены с планом, оказана помощь в поиске материалов.
2 этап - основной
1 Беседы:
«Традиции моей семьи»
«Права ребёнка на имя»
«Мамочка моя»
«Мой любимый детский сад»
«День пожилых людей»
«Мой город»
«История возникновения России»
«Государственные символы России»
«Президент России»
«Богатства России»
«Москва – столица России»
«Башни Кремля»
«История праздника Новый год»
«Праздник – это весело»
«Народные промыслы»
«Устное народное творчество»
«Русская матрёшка»
«Хороводные игры на Руси»
«День Защитника Отечества»
«Военные»
«Наша родная армия»
«Масляная неделя». Расширялись представления детей о семье, о истории имени, о матери, о детском саде, о людях пожилого возраста (бабушки, дедушки, о родном городе.
2 Рассматривание фотоальбомов и иллюстраций: Фотоальбомы с семейными фотографиями, «Ах как хорошо в садике живётся», «Значение моего имени»,
«Перелётные птицы России», «Мой город», «Россия – моя страна», Карта России, иллюстрации «Животные России», «Военно-воздушные силы России», «Символика РФ», «Правители Росси», Красная книга России, Коми, открытки на тему «Новый год», «Русский народный костюм», «Зимующие птицы России», работа с глобусом.
Иллюстрации «Народные промыслы» (хохлома, гжель, дымковская игрушка, городецкая роспись, «Русская матрёшка», «Русский народный костюм», «Костюмы народов России», «Военная техника», «Вооружённые силы РФ», «ВВС России», «Ордена и медали России», «Праздник Масленица».
3 Чтение художественной литературы: Я. Аким «Моя родня», В. Драгунский «Моя сестра Ксения», З. Александрова «Посидим в тишине», ненецкая народная сказка «Кукушка», «Айога», заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью.
Русские народные сказки «Крошечка-ховрошечка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», чтение и разучивание стихотворений о России.
РНС «Сивка Бурка», «Василиса Прекрасная», Н. Телешова «Крупеничка»,
Разучивание стихов и песен об армии и военных. Чтение глав из книги Алексеева «Сто рассказов о войне», рассказ Ю. Коваля «На границе», Я. Длуголенский «Что могут солдаты», чтение и разучивание стихотворение, пословиц и поговорок про масленицу. Развитие интереса к художественной литературе.
4 Художественное творчество:
Рисование «Дом, в котором я живу», «Моя семья»
Аппликация «Овощи на зиму»
Аппликация «Открытка для бабушки»
Рисование по сказкам Бажова
Аппликация горох + рисование «Флаг РФ»
Рисование «Кремль»
Рисование по сказкам А. С. Пушкина
Рисование «Новый год»
Валяние «Ёлочка»
Граттаж – «Зима в деревне»
Рисование «Чайник расписанный гжелью», «Хохломская досочка»,
Аппликация «Дымковская барышня»,
изготовление объёмной матрёшки в технике «Папье-маше».
Рисование: «Пограничник с собакой», «Портрет защитника Отечества».
Аппликация «Открытка для папы»
Обрывная аппликация: «Солнышко». Развитие интереса к художественному выражению красоты родной природы, семьи, праздников, символов государства.
5 Развлечение: «День знаний»
Праздник: «Новый год у ворот»
Новогодняя выставка «Валенок»
Праздники: «День защитника отечества», «Масленица». Формирование потребности к участию в праздниках и устойчивого интереса к проявлению своих творческих способностей.
6 Д/игры «Кто старше?», «У кого сегодня день рожденья?», упражнения «Кем ты приходишься своим родителям?», «Кто ты для бабушки?», «Дом, улица, город», «Заборчик», «Дом», «Что мы делаем?», «Флаг России», «Подбери признак», «Кому что нужно», «Назови войска».
Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери», «Пограничники», «Танкисты», «Летчики», «Военный парад», «Мы моряки».
Подвижные игры: «Пирог», «Горелки», «Карусели», «Совушка», «Горелки с платочком», «Два мороза», «Гуси - лебеди», «Кто быстрее доставит донесение в штаб», «Самый меткий», «Самый смелый», «Разведчики».
Пальчиковая гимнастика: «Дружная семейка», «Наша квартира», «Много мам на белом свете», «Наша квартира», «Строим дом», «Здравствуй, Родина моя», «Строим дом», «Наряжаем ёлку», «Наконец пришла зима», «Матрёшки», «На постой», «Капитан». Расширялись представления детей о семье, о истории имени, о матери, о бабушке и других членах семьи ребенка.
7 Экскурсии:
«По родному городу», в детскую библиотеку. Расширялись представления детей об истории родного города, его писателях и поэтах, его достопримечательностях.
8 Демонстрация видеоролика для родителей: «Мы против насилия над детьми»
Консультации:
«Традиции семьи в воспитании детей – дошкольников»
«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».
«Какие русские народные сказки читать детям?»
«Ребёнок и его родина»
Родительское собрание: «Готовимся к школе»
Создание альбома рисунков «Право на имя, значение моего имени». Педагогическое просвещение родителей (законных представителей).
3 этап - заключительный
1 Создание презентации проекта : «Я часть России» Повысить педагогическую компетентность родителей (законных представителей) в патриотическом воспитании детей.
Результативность проекта :
• Созданы картотеки: «Стихи о России», «Стихи о народном прикладном искусстве», «Русские народные игры», «Пословицы и поговорки»; Фотоальбомы: «Мой город», «Кремль», «Боевая техника России», «Ах как хорошо в садике живётся», «Перелётные птицы России», «Бабочки России», «Русский народный костюм», «Костюмы народов России».
• Созданы макеты: «Русская изба», «Коми изба».
Выставки детских работ: «Красная площадь», «Флаг России», «Матрёшка», «Хохлома», «Гжель», «Дымковская игрушка».
• Состоялась презентация проекта «Я часть России» для родителей (законных представителей).
• Дети стали интересоваться историей своей страны, гордятся Россией. Более глубоко изучили историю родного города, с помощью целевых прогулок и экскурсий закрепили названия улиц, познакомились с учреждениями культуры и образования.
• Дети познакомились с историей России, образованием государства, знают первого царя, и президентов, расширились знания детей о народах, проживающих на территории России, закрепили знания о символике Российской Федерации, её значении, расширились знания о столице России, памятниках культуры.
• Дети с помощью красной книги России и Республики Коми познакомились с исчезающими видами животных. С удовольствием изучали гжельскую роспись, хохлому, Дымковскую роспись, расширяли знания о матрёшке, познакомились с валянием. Продолжили знакомство с устным народным творчеством, русскими народными инструментами, закрепили знания о русских народных праздниках и о государственных праздниках России.
• Совместно с родителями расширили предметно-развивающую среду группы. Родители принимали активное участие в реализации проекта.
В ходе образовательной деятельности используются следующие формы взаимодействия:
•Непосредственно образовательная деятельность
•Экскурсии
•Викторины
•Праздники
•Чтение художественной литературы
•Беседы
•Игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, пальчиковые)
•Художественное творчество
•Наблюдение, прогулки
•Мультимедийные презентации
•Консультации
•Совместная работа с детьми
•Участие в конкурсах
•Помощь в подготовке праздников и развлечений.
Литература:
1. Зеленова Н. Г. Мы живем в России : старшая группа. Мы живем в России : подготовительная к школе группа. М. : Скрипторий. 2003, 2008.
2. Российская символика. Е. Ривина. Москва. 2004г.
3. Логинова Л. В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. М. : Скрипторий 2003, 2008.
4. Народные праздники. В. Ищук. Ярославль 2000.
5. Белая К. Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М. : Школьная пресса, 2007.