Пластамак Александра
Проект «Дары Осени» в средней логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Наименование
проекта «Дары Осень»
Авторы
проекта Воспитатель : Фиалковская Татьяна Николаевна
Воспитатель: Пластамак Александра Вячеславовна
Участники проекта : Дети средней логопедической группы, родители воспитанников, воспитатели;
Возраст детей 4-5лет.
Публикация «Проект „Дары Осени“ в средней логопедической группе» размещена в разделах
- Дары осени, урожай. Проекты
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Средняя группа
- Темочки
Вид проекта : Краткосрочный, групповой, экологический, познавательно-исследовательский, творческий
Продолжительность проекта 2 недели, с 12.09.2022г. – 19.09.2022г.
Образовательные
области реализации
проекта :
«Социально – коммуникативное развитие»,
«Познавательное развитие», «Речевое развитие»,
«Физическое развитие», «Художественно –эстетическое развитие»
Аннотация проекта : Проект «Дары Осени» направлен на изучение осенних даров, своеобразного царства грибов и ягод, их отличительных особенностей от других организмов окружающего мира.
Проект состоит из следующих этапов: подготовительный, организационный, основной и итоговый.
Основная цель данного проекта - создание условий, раскрывающих интеллектуальный и творческий потенциал дошкольников, ориентированных на экологическое воспитание, формирование представлений детей о грибах и ягодах, навыках безопасного сбора.
Актуальность проекта : Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка в первые годы жизни в значительной степени зависит от природного окружения. Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Современные городские дети редко общаются с природой. Они неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. Экологическое образование ребёнка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения.
Совершая прогулки, экскурсии в лес, мы видим картину потребительского отношения к природе: разбросанный мусор, поломанные деревья, разорены муравейники. Как смотреть детям в глаза, как объяснить им, что хорошо, а что плохо по отношению к природе. Когда мы рассказываем о правилах поведения в природе, о важности сохранения природы, а в повседневной жизни дети видят совершенно другое. Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, обладать несложными способами наблюдать природу, видеть её красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшая задача дошкольного учреждения. Поэтому, в наше время, когда ребёнок очень мало общается с природой, а свободное время всё больше занимает компьютер, телевизор и другие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребёнку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить её, вызвать желание общаться с ней.
Проблема: На сегодняшний день в России существует проблема отравления ягодами и грибами. Мы можем часто слышать о том, что в каком-то населённом пункте несколько человек отравились грибами или ягодами. Это действительно страшно. Выделяют три основные причины, по которым люди лишаются здоровья и даже погибают, попробовав ягоды или грибы. Основная причина – это недостаточная информированность населения об ядовитых ягодах и грибах, грибах-двойниках. А в последнее время даже съедобные грибы становятся смертельно опасными из-за плохой экологии. Вторая причина отчасти является порождением первой: по статистике Минздрава РФ основное количество погибших от отравления грибами приходится на городское население. В деревнях люди лучше разбираются в этом.
Как построить свою работу, исходя из этой проблемы? Как сделать так, чтобы и взрослые были спокойны, и дети находились в безопасности? Этому способствует планомерная профилактическая работа с детьми в приемлемой для них игровой форме, которая тесно переплетается с познавательным процессом. Формула безопасности для детей гласит: «Надо видеть, предвидеть, учесть, по возможности избежать, если нужно – на помощь позвать».
Цель проекта : Создание условий, раскрывающих интеллектуальный и творческий потенциал дошкольников, ориентированных на экологическое воспитание, формирование представлений детей о грибах и ягодах, навыках безопасного сбора. Закрепить ранее полученные знания детей ; способствовать развитию познавательной активности, любознательности; расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней; укреплять отношения между родителями и детьми.
Задачи:
Для родителей:
Для педагога:
Воспитывающие: формировать бережное и ответственное отношение к миру природы. Привлечь внимание детей к окружающим природным объектам, развивать умение видеть красоту окружающего мира, разнообразие его красок и форм.
Развивающие: развивать связную речь детей. Развивать познавательную активность в процессе наблюдений, рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, на материале дидактических, подвижных и творческих игр. Развивать умение отражать своё отношение к изучаемому объекту в различных видах продуктивной деятельности.
Обучающие: дать детям представление о том, что в природе всё взаимосвязано (например, одно и то же растение может быть ядовитым для человека и лекарственным для животного и т. д.). Расширять, уточнять и систематизировать знания детей о ягодах и грибах; об их строении, разнообразии. Дать понятие «съедобные» и «ядовитые». Познакомить с правилами поведения в лесу, с правилами грибника. Обогатить словарный запас детей, познакомить с рассказами, сказками, стихами, загадками, пословицами, поговорками, народными приметами о грибах и ягодах. Формировать умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.
Способствовать сплочённости родительского коллектива. Обогащать детско – родительские отношения опытом совместной творческой
деятельности.
Обеспечить взаимосвязь с другими видами деятельности: продуктивной, изобразительной, музыкальной, познавательной, художественной литературы.
Предполагаемые результаты:
«Познавательное развитие»
Дети имеют представления о съедобных и ядовитых ягодах и грибах, их строении, правилах сбора, познакомились с правилами поведения в природе. Умеют сравнивать и анализировать, делать выводы. Формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе.
«Речевое развитие».
Знают и называют названия лесных грибов и ягод. Используют в речи образные выражения. Отгадывают загадки. Составляют небольшие рассказы о ягодах и грибах.
«Социально – коммуникативное развитие»
Обогатился социальный опыт детей через различные виды деятельности.
«Художественно – эстетическое развитие»
Вовлечение родителей и детей в творческий процесс группы.
Структура проекта
(этапы) 1 этап – Организационно - подготовительный.
Подбор литературы, иллюстрированного материала, изготовление атрибутов и пособий для игровой деятельности. Подготовка материалов для продуктивной деятельности детей. Изучение методической литературы по теме проекта, разработка конспектов занятий. Подбор детской художественной литературы, настольно –
печатных и дидактических игр. Подбор дидактических пособий, иллюстраций,
2 этап – Внедренческий (основной) этап.
Практическая реализация проекта.
3 этап – Заключительный.
Подведение итогов, оформление материалов по проекту, создание
презентации. Награждение грамотами участников в конкурсе книжек-малышек «Дары осени».
Методы и приемы работы с детьми:
• Наглядные.
• Словесные.
• Игровые.
• Практические.
Формы реализации проекта
• НОД.
• Наблюдения.
• Исследование.
• Лепка, аппликация, рисование.
• Наблюдения, целевые прогулки.
• Индивидуальная работа с детьми.
• Рассматривание тематических альбомов, репродукций картин, иллюстраций, фотографий;
• Чтение художественной литературы о природе.
• Утренние беседы.
• Работа в книжном уголке.
• Взаимодействие с семьей.
Формы работы с родителями в процессе реализации проекта.
• Выставки рисунков;
• Беседы, консультации;
• Изготовление книжек-малышек;
План реализации проекта :
I этап – Организационно – подготовительный.
• Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.
• Создание необходимых условий для реализации проекта.
• Перспективное планирование темы недели.
• Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
• Постановка проблемы детям, поиск информации для изучения материала совместно с детьми.
II этап – Внедренческий (основной) этап:
Практическая реализации проекта.
Задачи Непосредственно образовательная деятельность и совместная деятельность воспитателя с детьми Взаимодействие с родителями
Познавательное развитие
Закрепить обобщающие понятия «грибы», «ягоды»; названия различных грибов и ягод; место их произрастания; существенные признаки. НОД:
«В лес по ягоды и грибы»
«Съедобное и несъедобное»
Беседы:
«Как мы искали грибы и ягоды»
«Грибы. Какие они?»
«Правила поведения в лесу»
Дидактические игры:
«Четвертый лишний»
«Запомни и назови»
«Найди 10 грибов»
«В поисках грибной полянки» (ориентирование по плану)
«Грибной урожай»
Поисково-исследовательская деятельность:
«Как не заблудиться в лесу»
«Как отличить двойника гриба»
«Ядовитые ягоды. Помнить и знать»
Папка – передвижка «Осторожно, ядовитые грибы и ягоды»
Речевое развитие
Развивать навыки составления описательного рассказа с помощью схемы, формировать умение подбирать яркие эпитеты для описания грибов и ягод, закрепить типы словообразования Составление описательного рассказа по опорной схеме «Лесные загадки»
Пересказ рассказа В. Катаева «Грибы»
Дидактические игры:
«Веселый счет»
«Один – много»
«Назови ласково»
«Назови сок из лесных ягод»
«Какое варенье?»
Театрализация сказки В. Сутеева «Под грибом»
Совместное изготовление макета осеннего леса «Грибная поляна»
Чтение художественной литературы
Развивать художественное восприятие и эстетический вкус, знакомить с новыми литературными произведениями. Произведения:
В. Сутеев «Под грибом»
В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»
З. Александрова «В грибном царстве»
В. Потёмкин «Мухомор»
Т. А. Шорыгина «Туесок брусники»
Пословицы, поговорки, загадки о ягодах и грибах. Чтение художественной и познавательной литературы по теме
Художественно-эстетическое развитие
Формировать умение видеть красоту природных объектов, разнообразие цвета. Развивать творческую фантазию. Рисование «Рябина», «Гриб-мухомор»
Лепка «Корзина с грибами», «Ветка рябины»
Рассматривание картины Е. В. Зуева «Дары лесов»
Слушание музыкальных произведений:
Л. Абелян «По грибы»
Раухвергер «Грибок» Изготовление шапочек и масок для детей.
(Весёлые ягоды)
Социально-коммуникативное развитие
Воспитывать заботливое и бережное отношение к лесным дарам, воспитывать познавательные интересы и стремление к преобразующей деятельности.
Сюжетно-ролевая игра «Семья» - сюжеты «Прогулки в грибной лес», «Готовим грибной суп», «Заготовки на зиму». «Варим варенье» Приготовление атрибутов для игры.
Безопасность
Формировать представление о ядовитых ягодах и грибах, о правилах их сбора. Повторить правила поведения в лесу. Беседы:
«Почему нельзя употреблять в пищу незнакомые ягоды и грибы?»
«О правилах безопасного поведения в лесу»
Делали совместно с детьми оригами (клубника)
Физическое развитие
Развивать выносливость, силу, ловкость, совершенствовать навыки различных видов ходьбы, бега, прыжков. Пальчиковая гимнастика «Грибы», «Ягоды»
Физкультминутка «Боровик»
Подвижные игры:
«Охотники и грибы»
«У медведя во бору»
«Сортируем ягоды»
Эстафета «Сбор грибов»
Малоподвижная игра «Найди и промолчи»
Физкультурный досуг «В лес за грибами и за ягодами»
III этап – заключительный.
• подведение итогов,
• оформление материалов по проекту
• создание презентации.
Итог проектной деятельности :
• Обобщающая беседа «Что мы знаем о грибах и ягодах».
• Выставка творческих работ по теме проекта «Книжка - малышка».
• Презентация альбома «Дары осени»
Эффективность реализации проекта
В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты:
1. Дети узнали много нового о ягодах и грибах, их строении, правилах сбора, познакомились с правилами поведения в природе. Пришли к выводу, что необходимо знать об этом как можно больше, чтобы уберечь себя от беды. Важно бережно относиться к природе, ведь это дом для его обитателей.
2. Родители воспитанников принимали активное участие в мероприятиях:
• Рисовали с детьми на тему «В лес мы пойдем – грибы, ягоды найдем»;
• Чтение предложенной литературы.
Участвовали в выставке «Книжка-малышка»
Практическая значимость проекта :
Продуктом деятельности педагога оформление презентации по проекту, изготовление Лэпбуков «Ягоды», «Грибы». Повышение профессионально мастерства, установление партнёрских отношений с родителями и детьми в образовательной деятельности.
Оборудование:
• Раздаточный и демонстрационный материал:
• Картинки «Грибы», «Ягоды».
• Карточки для индивидуальной работы (материалы из раскрасок);
• Карточки с загадками, пословицами и поговорками;
• Фотографии (грибы, ягоды);