Ольга Ситникова
Проект «Чудо-мастерская» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Чудо - мастерская»
Вид проекта : семейно-групповой, долгосрочный, познавательно – творческий.
Сроки реализации: январь – апрель.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.
Публикация «Проект „Чудо-мастерская“ для старшей группы» размещена в разделах
Актуальность: наблюдая за детьми в процессе конструкторской деятельности, было отмечено, что дети создают однотипные постройки (заборчик, ворота, не умеют работать коллективно, объединять свои поделки и постройки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять, затрудняются подбирать материал с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина).
Так как в процессе конструктивной деятельности у детей формируются умения целенаправленно рассматривать предметы, анализировать их и на основе такого анализа сравнивать однородные предметы, отмечая в них общее и различное, делать обобщения. Решая конструктивные задачи, дети учатся анализировать, находить самостоятельные решения, создавать замысел конструкций и в соответствии с ним планировать свою деятельность.
Ребенок должен получать представление о начальном моделировании и конструировании, как о части научно-технического творчества с раннего детства. Основы моделирования и конструирования должны естественным образом включаться в процесс развития ребенка так же, как и изучение формы, цвета и размера.
Проблема: одна из задач педагогов ДОУ - подготовка ребенка к обучению в школе, воспитание психологической готовности к систематическому обучению. Однако, проблемы развития внимания, интеллектуально-познавательной деятельности дошкольников, воображения в настоящее время стали актуальными. Следовательно, возникает необходимость поиска инновационных путей решения данного вопроса.
Цель проекта : развитие творческих способностей, конструкторских умений и навыков, всех сторон речи; воспитание личностей, способных самостоятельно ставить перед собой задачи и решать их, находя оригинальные способы решения.
Задачи:
1. Развивать умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
2. Воспитывать умение работать в группе, аккуратное отношение к постройкам.
3. Развивать умение детей работать со схемами.
4. Развивать познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности.
5. Развивать фантазию, конструктивное воображение и умение творчески использовать приобретённые навыки и создавать привлекательную игровую ситуации, способствующую возникновению у детей собственных замыслов.
Основные формы и методы образовательной деятельности:
- конструирование, творческие исследования, презентация своих моделей, соревнования между группами;
- словесный (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение);
- наглядный (показ, работа по инструкции);
- практический (сборка моделей);
- репродуктивный метод (восприятие и усвоение готовой информации);
- частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);
- исследовательский метод;
- метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые эмоциональные ситуации, похвала, поощрение.
Ресурсное обеспечение:
1. Строительный материал - объемные (или плоскостные) деревянные окрашенные (или неокрашенные) строительные детали простой геометрической формы.
2. Природный материал (желуди, шишки, кора, ракушки, веточки и др.).
3. Бумага, палочки.
4. Бросовый материал (спичечные коробки, разные по величине, форме, материалу упаковочные коробки, пластмассовые банки, бутылки, ящики и т.
п.).
5. Цветные мягкие и твердые объемные крупногабаритные модули.
6. Конструирование из влажного песка и снега.
7. Разные виды конструктора.
Образовательные области: познавательная, социально – коммуникативная, художественно – эстетическая, физическая, речевое развитие.
Предполагаемый результат:
1. Дети создают разнообразные постройки.
2. Умеют работать коллективно.
3. Объединяют свои поделки и постройки в соответствии с общим замыслом, договариваются, кто какую часть работы будет выполнять.
4. Самостоятельно подбирают материал с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина).
Продукты проектной деятельности :
Для детей:
1. Выставка поделок из бросового материала «Очумелые ручки»
2. Создание чучела «Масленица»
3. Выставка поделок из бумаги «Цветы для мамы».
4. Выставка работ семейного творчества.
Для педагогов:
1. Подбор и оформление дидактических игр и художественных произведений по теме проекта.
Для родителей:
1. Создание альбома совместного детско-родительского творчества «Строить из конструктора вместе веселей».
2. Оформление фотовыставки «Наши любимые постройки из конструктора».
Этапы реализации проекта
№ п/п Этапы Цель Сроки
1. Подготовительно-проектировочный этап Пополнение конструктивного уголка конструктором с разными способами крепления.
Подборка элементарных рисунков, фотографий, схем, чертежей, моделей.
Мотивация детей на конструктивную деятельность через чтение художественной литературы, рассматривание картин и беседы. январь
2. Практический этап Совместная модельно – конструктивная деятельность детей и родителей при подготовке выставок и конкурсов работ. январь - апрель
3. Обобщающе - результативный этап Мониторинг результатов и подведение итогов апрель
4. Презентация проекта Обобщение и внедрение передового педагогического опыта. апрель
Реализации проектной деятельности :
Месяц Совместная деятельность взрослых и детей Совместная работа с родителями
январь 1Знакомство видами и с деталями конструктора.
2. Беседа «Мои любимые игрушки» классификация геометрических фигур по форме.
3. Чтение художественной литературы: Стихи: К. Лукаш «Мне конструктор папа подарил»
4. беседа: «Правила использования алгоритмов и схем»
5. «Парад снеговиков» Закреплять знания детей о свойствах снега и воды.
1. размещение материалов в родительских уголках по теме: «Место конструктора в развитии дошкольников»
февраль 1. Конструктивно-модельная деятельность «В геометрическом лесу - зима»
2. Конструктивно-модельная деятельность по оригами «Лиса»
3. Игры – головоломки: «Волшебный круг»;
4. подвижная игра:
«Чья команда быстрей постоит башню»
5. Игра «Чудесный мешочек» - определить и назвать детали строителя на ощупь.
1. Знакомство с технологическими картами разных конструкторов.
2. Консультации:
«Детское конструирование, что это такое?»
Март 1. Просмотр мультфильма: «Веселый конструктор»
2. рассматривание иллюстраций в альбомах и энциклопедиях:
«Строительная техника»,
«Строительные профессии»,
«Строительные материалы»,
«Замки»,
«Мосты»,
«Транспорт»
«Люди рабочих профессий»
3. Чтение сказки: «Три поросенка»
4. Дидактические игры:
«Найди такую же деталь»,
«Запомни расположение»
5. Конструирование «Дома бывают разные», «Микрорайон» 1. Консультация для родителей «Конструирование в детском саду»
2. Консультация для родителей "Значение конструирования из строительного материала в умственном развитии ребёнка"
3. Создание Оформление фотовыставки «Наши любимые постройки из конструктора».
Апрель 1. Дидактические игры:
«Что изменилось?»;
«Выложи вторую половину»;
«Чья команда быстрее построит».
2. Конструирование «Вот что я умею»
3. Сюжетно-ролевая игра «Мост для поезда»
4. Подвижные игры:
«Кто быстрей схватит кубик»
«Найди такую же деталь»
5. Игра «Повтори» Предложить детям схемы простейших построек из палочек Кьюзинера Создание альбома совместного детско-родительского творчества «Строить из конструктора вместе веселей».
Выводы по проекту : подводя итоги проделанной работы, нужно отметить эмоциональный подъем у детей, почти полное исключение скованности и страха в общении или в выражении собственного мнения, проявлении самостоятельности в выборе материала для конструирования в свободное время. Ощутимо проявляется стремление детей экспериментировать в сочетании техник нетрадиционного рисования доступного материала или лепкой из пластилина. Появляются новые идеи и желания пополнить мир детей чем - то интересным и увлекательным.
Перспективы дальнейшей работы: целенаправленная работа по развитию творческих способностей через нетрадиционные приемы рисования на первом этапе дала положительный результат. Динамика развития умений и навыков в художественном творчестве воспитанников возросла. Развивать умственные и творческие способности через конструктивную деятельность.