Светлана Урванцева
Проект «Чудо-гжель»
▼ Скачать +Заказ
Проект «Чудо – Гжель» МКОУ Пеньковская СОШ «Сказка».
Тип проекта : творческий – информационный
Вид проекта : краткосрочный, групповой
Участники проекта : дети, воспитатель, родители.
Срок реализации Февраль – Апрель 2016г.
Цель:
• Узнать о росписи Гжель, хранительнице доброго мастерства русского народа.
Публикация «Проект „Чудо-гжель“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Гжель. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
• Обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей и педагогов в ходе реализации Проекта «Чудо – Гжель».
Проблема:
У детей слабо развит познавательный интерес об истории народных промыслов, о народных мастерах, особенностях росписи. Недостаточно практических разработок условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей. Что для этого нужно делать?
Задачи:
• Изучить материалы, касающиеся истории гжельской росписи, уточнить методы и приемы, используемые при ознакомлении детей дошкольного возраста с этим промыслом и обучении их росписи.
• Практический материал можно сделать самостоятельно. Нарисовать основные элементы росписи в порядке их усложнения.
• Познакомить детей с гжельской росписью.
• Сформировать у детей навыки рисования гжельских узоров.
• Обучение детей изготовлению объемных гжельских игрушек из бумаги.
• Ознакомление детей с русскими народными промыслами, в частности, с гжельской керамикой при помощи аппликации.
• Освоение традиционного мотива гжельской росписи – цветка и трилистника.
Знакомя детей с изделиями, надо представить каждую вещь ярко, эмоционально, используя различные сравнения, эпитеты. Все это вызовет у дошкольников интерес к народной игрушке, чувство радости от встречи с прекрасным.
Формы и средства реализации проекта :
1. Выставка изделий гжельской керамики.
2. Рассматривание иллюстраций гжельской керамики, альбомов, открыток: «Гжельский фарфор», «Гжель».
3. Рассказ воспитателя о истории и легенде гжельской керамики, и гжельской росписи.
4. Беседы о своеобразии народного искусства Гжель.
5. Художественное слово о Гжели.
6. Просмотр презентации на мультимедиа «Голубая гжель».
7. Дидактические игры по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством: «Найди лишнее», «Узнай элементы узора», «Лото», «Составь узор», «Разрезные картинки», «Выложи узор».
8. Вырезание силуэтов изделий, соответствующих формам гжельской керамики, наклеивание и роспись их элементами орнамента.
9. Выставка детских рисунков «Как у настоящих мастеров из Гжели».
Деятельность воспитателя:
1. Разработать цикл мероприятий по теме проекта.
2. Подобрать художественную и познавательную литературу.
3. Подготовить наглядный материал: посуда и др. изделия с гжельской росписью, иллюстрации гжельских предметов, образцы элементов росписи.
4. Подготовить учебно-методические пособия, наглядность:
-альбомы для детского художественного творчества «Гжельская роспись», «Учимся рисовать».
-наглядно-методическое пособие «Гжель», «Сказочная Гжель»
-альбомы для аппликаций «Вырежи и наклей»
-конспект ННОД по декоративному рисованию «Гжельская роза» (последовательность изображения гжельской розы, «Чайник»
-таблицы с основными элементами росписи.
-таблицы с готовыми узорами: «Гжельская роспись круглых силуэтов изделий», «Растительные узоры в гжельской росписи», «Гжельская роспись на силуэтах посуды».
-книжки-раскраски с подсказкой «Голубая Гжель», «Росиночка».
-изготовить дидактические игры: «Найди лишнее», «Узнай элементы узора», «Лото», «Составь узор», «Разрезные картинки», «Выложи узор», «Найди пару».
5. Презентация ознакомление: «Голубая Гжель».
Деятельность детей:
1. Участие в беседах по ознакомлению с историей возникновения гжельской росписи
2. Рассматривание узоров гжельской росписи
3. Знакомство с техникой рисования и прорисовка элементов гжельской росписи
4. Игры: дидактические и настольные, народные игры и забавы.
5. Чтение художественной литературы: стихи, потешки, загадки, русские народные сказки.
6. Рисование орнамента, окаймляющего орнамента, вырезание силуэтов изделий, выполнение работ по лепке.
7. Участие в танце «Танцующая гжель»
Деятельность родителей:
1. Родительское собрание: «Художественно-эстетическое воспитание в семье»
2. Помощь в оформлении изобразительного уголка «Декоративно-прикладное искусство», Мини-музея «Гжель» (выставка предметов народного промысла Гжель, альбомы)
3. Совместные рисунки и поделки детей и родителей.
4. Мастер-класс по аппликации чайника «Кумган»
5. Шитье костюмов для танца «Танцующая гжель»
6. Роспись платка гжельским узором, для танца
7. Помощь в оформлении папка-раскладушка «Гжель»
8. Чтение детям русских народных сказок, беседа по содержанию.
Этапы реализации проекта
I этап
• Обоснование темы, мотивация её выбора
• Определение целей и задач проекта
• Подбор литературы, пособий, предметов промысла
• Обсуждение с родителями, детьми вопросов связанных с проведением проекта
• Составление тематического планирования материала
II этап (организационный)
• Составление перспективных планов работы с детьми, родителями
• Разработка содержаний ННОД
• Подбор дидактического материала, литературы, предметов промысла, презентаций «Гжель» (история возникновения промысла, посуда)
• Подбор и изготовление костюмов к танцу
III этап (практический)
• Проведение бесед, ННОД по декоративному рисованию
• Дидактических игр с детьми
• Родительского собрания
• Мастер класс для родителей
• Постановка танца
• Изготовление костюмов родителями
• Роспись платков для танца
IV этап (итоговый)
• Беседы
• Мониторинг
Ожидаемые результаты
• Познакомились с гжельским промыслом, его происхождением, технологией изготовления изделий, цветовой гаммой, видом росписи.
• Появился устойчивый интерес к народному прикладному искусству, уважение к труду мастеров
• Обогатился словарь детей, знают стихи, легенду возникновения росписи
• Оформление и пополнение изо уголка пособиями по народно – прикладному искусству.
• Выставка рисунков и поделок: «Как у настоящих мастеров из Гжели», оформление папки-раскладушки «Гжель».
План мероприятий
Название мероприятия Время проведения
1. Беседа «Декоративно-прикладное искусство»
2. Рассматривание альбома «Гжель» учимся рисовать.
3. Дидактическая игра «Найди пару»
4. Рисование узоров «Бордюры, линии, сетка» 1 неделя февраль
1. Беседа «Особенности Гжельской росписи»
2. Чтение и заучивание стихов о гжели
3. Дидактическая игра «Разрезные картинки»
4. Рисование узора капелька «Украшение тарелочки» 2 неделя февраль
1. Беседа «Народный промысел Гжель»
2. Чтение русской народной сказки «Снегурочка»
3. Собираем пазл «Гжель»
4. Рисование узора «Листики и капельки» на Кумгане из бумаги. 3 неделя февраль
1. Беседа «Откуда пошла Гжель», легенда
2. Рассматривание Мини-музея «Гжель», альбома «Гжельская керамика»
3. Разгадывание загадок на тему «Гжель»
4. Роспись Матрешки на бумаге 4 неделя февраль
1. Просмотр фильма «Как делают Гжель?»
2. Конструирование из бумаги Кружечка «Гжель»
3. Дидактическая игра «Найди лишнее»
4. Просмотр презентации «Сказочная Гжель» 1 неделя марта
1. Схема составления описательного рассказа о гжельской росписи.
2. Разгадывание кроссворда
«Декоративно-прикладное искусство»
3. Дидактическая игра «Найди лишнее»
4. Чтение поучительной сказки «Кувшин для масла» 2 неделя марта
1. Прослушивание песни «Васильковая Гжель»
2. Аппликация "Предметы чайного сервиза"
3. Дидактическая игра «Составь узор»
4. Разучивание стихотворения Гжель 3 неделя марта
1. Роспись тарелочки узором
2. Заучивание пословиц и поговорок о труде
3. Дидактическая игра «Назови виды живописи»
4. Разучивание стихотворения «Гжель» 4 неделя марта
1. Беседа «Зимняя сказка Гжели»
2. Рисование и роспись петушка
3. Книжка – раскраска с подсказкой «Узоры России»
4. Разучивание танца «Танцующая гжель» 1 неделя апрель
1. Викторина на знание росписей народных художественных промыслов
2. Физкультминутка «Посуда»
3. Дидактическая игра «Узнай элементы узора»
4. Игра русская народная «Петушок» 2 неделя апрель
1. Беседа с родителями «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье»
2. Изготовление папки – раскладушки «Гжель»
3. Дидактическая игра «Домино»
4. Презентация танца «Танцующая гжель» 3 неделя апрель
В заключении, проводится мониторинг, который показывает динамику интереса детей к занятиям гжельской росписи, повышение творческой активности.