Ирина Ардатова
Конспект занятия «Сине-голубое чудо — удивительная, сказочная гжель»
▼ Скачать + Заказать документы
СИНЕ- ГОЛУБОЕ ЧУДО – УДИВИТЕЛЬНАЯ СКАЗОЧНАЯ «ГЖЕЛЬ»
Программное задачи:
Обучающие задачи формировать у детей понятие «декоративно – прикладное искусство», продолжать знакомить с народным промыслом Гжели, обучать видеть удивительную красоту, своеобразие и самобытность гжельских изделий, обучать составлять узор на тарелочках из папье маше, выполняя в центре узор из растительных элементов, по краям кайму, бордюр.
Публикация «Конспект занятия „Сине-голубое чудо — удивительная, сказочная гжель“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
Развивающие задачи: Приобщать детей к истокам русской народной культуры. Развивать наблюдательность, умение видеть характерные отличительные особенности изделий: качество материала,, фон, колорит росписи, элементы узора. Закреплять умение сравнивать и делать вывод, развивать фантазию и воображение, навыки самостоятельного творческого мышления.
Воспитательные задачи: Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к народным традициям и промыслам, к миру, любовь к Родине, её истории и культуре, воспитывать в детях чувство прекрасного, чувство высокой человеческой духовности, чувство уважения к мастерам народного творчества.
Материал и оборудование:
, гжельская керамика, Гуашь синяя, белая, палитра, кисти, вода, салфетка ватные палочки, силуэтные заготовки посуды папье маше (тарелочка.)
Предварительная работа: Знакомство с помыслом Гжели, элементами гжельской росписи, рассматривание открыток, альбома, книг, посуды, игрушек, просмотр видео фильма об изготовлении гжельской посуды.
Методы и приемы по структуре деятельности:
Ход занятия
Дети встают в круг на ковре.
Воспитатель. Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, легкий ветерок!
Здравствуй, маленький листок!
Мы живем в родном краю.
Всех я вас приветствую!
Воспитатель:
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев.
(играет мелодия Гжель)
Входят девочки, одетые в гжельские костюмы, в руках у них корзинка с гжельской посудой. Все дети походят к столу, на который, воспитатель выставляет гжельские изделия.
Ребенок:
Наш любимый край – Россия,
Где в озерах синева
Где березки молодые
Нарядились в кружева.
Небо синее в России.
Реки синие в России.
Васильки и незабудки
Не растут нигде красивей.
Есть в России такое местечко,
Где белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра слышней:
Расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель.
В Богата и привольна Родина моя
И промыслом народным славится она.
Есть Тула, Гжель и Суздаль
И Павловский - Посад,
Загорская матрешка,
И хохломской наряд.
По всей России-матушке,
Куда не бросишь взгляд,
Народные умельцы
С любовью мастерят.
Девочки в гжельских костюмах все вместе :
Славится русская земля мастерами!
Славится Россия своими делами!
ребенок
Сине-голубые Розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые, Каждый удивится.
Чудо на фарфоре – Синяя купель.
Это называется Просто роспись… (гжель).
Рассматривают гжельские изделия.
воспитатель
Что за предметы здесь мы видим? (Посуда)
Что за мастера творят такое чудо? (Гжельские)
Из чего сделана посуда? (Из глины)
Какого цвета использовалась краска (Синего)
Издавна русские люди славились народно-прикладным искусством. Что это такое?
Дети: народно-прикладное искусство –это изделия народных промыслов, которые люди мастерят своими руками
Славится наша Родина своими мастерами. Издавна русский народ передает свою любовь к Родине, ее величию и красоте в своем мастерстве. Не зря говорят в народе:
Ребенок:
“С мастерством люди не родятся,
Но добытым мастерством гордятся”.
Воспитатель: ребята, а Семен вам предлагаю послушать интересную сказку. Проходите и садитесь на свои места. (ребенок рассказывает сказку)
В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, среди лесов и полей стоит город Гжель.
Давным-давно жили-были смелые и умелые, веселые и красивые мастера. Собрались они думу думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать, да свой край прославить. Думали, думали и придумали. Нашли они в родной стороне глину чудесную, белую, белую, и решили лепить из глины посуду разную, да такую, какой свет не видывал. Но не только лепниной украшали гжельские мастера свои изделия, расписывали свою посуду синей краской различных оттенков. Рисовали на посуде разные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Очень затейливая, нарядная получалась посуда. Полюбилась людям красивая утварь, и стали называть ее «нежно-голубое чудо». По сей день стоит средь лесов и полей старинный город Гжель. Работают в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию – лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду. Вот так и повелось, что каждый свои мастерством всех радовал, своих детей и правнуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. На весь мир прославили мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на нашей земле.
Воспитатель: Беседа по сказке.
-О каком промысле говорится в этой сказке?
-Из чего гжельские мастера делают свои изделия?
(из глины)
-Какую краску используют мастера в гжельской росписи? (синюю)
- Каким узором украшают мастера свои изделия? (широкая и узкая полоса, точка, волна, кустик, лепесток, сетка, листок, капелька)
Почему называют Гжель нежно-голубым чудом?
-Какие изделия делали мастера из глины?
(посуда, различные фигурки)
физкультминутка.
Чудо – птицы прилетели (руки на поясе, повороты вправо,влево,
Прилетели к нам из Гжели (взмахи руками).
На ветвях они присели (присели,
Вдруг вспорхнули, улетели (прыжок,взмахи руками).
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Снежно-белая посуда, расскажи нам – ты откуда?
Видно с севера пришла и цветами расцвела.
Голубыми, синими, нежными, красивым
Воспитатель. Ребята, а хотите побывать гжельскими мастерами? Тогда садитесь поудобнее и проверьте, пожалуйста все ли материалы на месте? Ко всем ли пожаловала королева –кисточка со своими слугами –красками, подругой палитрой. Как вы думаете, ребята, а для чего мы будем использовать ватные палочки? (ответы детей) Правильно, палочки нам пригодятся для рисования элементов гжельской росписи. Приступайте к работе, не спешите, помните пословицы, которые придумал русский народ о тех, кто спешит.
Ребенок: Поспешишь - людей насмешишь. Наскоро делать- переделывать.
Пальчиковая гимнастика.
А сейчас разогреем наши пальчики, приготовим их к работе.
Наши синие цветки распускают лепестки
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши синие цветки закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.
Завтра утром все цветки
Вновь распустят лепестки.
Дети расписывают тарелочки (папье маше)
Работа детей. (во время работы звучит плавная красивая музыка, дети разукрашивают тарелочки.
Воспитатель. Готовые работы несите на выставку. Анализ работ.
Девочка:
Синие птицы по белому небу,
Море цветов голубых,
Кувшины и кружки –
Быль или небыль?
Изделия рук золотых!
Да! Это синяя сказка –
Глазам загляденье,
Словно весною капель!
Ласка, забота, тепло и терпенье –
Русская звонкая Гжель!
Воспитатель: Спасибо, за вашу работу, за старание ваше! – Спасибо вам, ребята! Умеете вы быть трудолюбивыми, настоящими мастерами
В добрых руках работа спорится.
Умелые руки не знают скуки.
Воспитатель:
Тёмно-синее чудо, соловьиная трель.
Всем ты в душу запала,
Наша русская Гжель
Воспитатель: А сейчас, ребята, вам наши девочки гжельские - красавицы хотят подарить вам на память не большие сувенирчики. (девочки дарят детям магнитики с гжельской росписью и приглашают всех в хоровод (звучит русская народная мелодия) «Незабудковая гжель»