Ольга Козырева
Проект «Чудо-кукла»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Чудо – кукла»
Сроки реализации: 3 месяца (среднесрочный)
Тип, вид проекта : информационно-творческий; фронтальный (с группой детей и их семьями).
Цели проекта :
Создание условий для развития воображения и художественно-творческих способностей детей в процессе ознакомления с русской народной игрушкой;
Привлечение внимания к истокам создания куклы и выделения ее достоинств;
Развитие навыков исследовательской работы;
Развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления.
Задачи проекта :
Публикация «Проект „Чудо-кукла“» размещена в разделах
Обогащать знания дошкольников об истории возникновения кукол;
Приобщать к истокам духовной культуры русского народа;
Развивать творческие и познавательные способности;
Формировать знания о разнообразии и назначении традиционной русской куклы;
Научить детей изготавливать кукол своими руками;
Закрепить на примере изготовленных кукол понятия о семье, семейных ценностях, традициях и быте русского народа;
Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа;
Совершенствовать навыки самостоятельной и коллективной работы.
Обогащать словарный запас дошкольников.
Планируемый результат.
В ходе реализации проекта :
сформированы знания о разнообразии и назначении кукол;
сформированы знания детей о истории русской народной куклы;
сформированы умения изготовления кукол из разных материалов;
Освоены различные технологий изготовления кукол.
А так же:
дети проявляют познавательные способности; интерес и желание к творческой деятельности;
дети готовы к индивидуальному самовыражению;
дети совершенствуют мелкую моторику рук.
Актуальность проекта.
Мы с вами живем в удивительное время, когда происходит много разных, интересных открытий. Наша жизнь не стоит на месте, она движется вперед по присущим ей законам диалектики. Люди и дети меняются, но природа детства остается прежней, как и сто, двести лет назад: дети растут, играют, познают мир.
Порой поток информации поступает большой и очень сложный. Дети, окунувшись в него, плывут, как и взрослые, по течению. Теряется интерес к нашим сказкам, игрушкам, им на смену приходят мультики и игры Запада.
В семье, да и в детском саду изобилие игрушек, которые покупаются постоянно и не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним у ребенка спонтанное: поиграл и забросил, порвал и забыл. А родителям легче их выбросить, чем отремонтировать вместе с ребенком, прививая любовь и доброе отношение к труду человека.
Великий русский педагог К. Ушинский еще в 19 веке писал, что западный человек (даже менее образованный) ближе к своим корням, истории, культуре, чем русский.
Поэтому мы решили помочь своим воспитанникам, и на примере народной игрушки расширить знания об истории и традициях в использовании кукол, проявить интерес к изготовлению кукол и использованию их в игровой деятельности. А так же воспитать бережное отношение к культуре своего народа.
Стратегия реализации проекта.
Этап I. Подготовительно-организационный.
• Составление паспорта проекта;
• Выстраивание целостного педагогического процесса;
• Составление плана работы с детьми;
• Осуществление связи с социумом;
• Подбор методической литературы;
• Подбор материалов для изготовления кукол;
• Оформление схем последовательности изготовления кукол;
• Подбор сюжетных картинок и иллюстраций;
• Подбор дидактических игр.
Этап II. Формирующий (информационно-творческий)
• Занятия
Темы: «Как появились куклы»; «Как родилась тряпичная кукла»; «Путешествие в прошлое куклы»; «Народная кукла»; «Моя любимая кукла» (Приложение 3)
• Беседы
Темы: «Виды кукол»; «Куклы наших бабушек»; «История кукол»; «Игрушки, которыми я играю»
• Рассматривание иллюстраций
• Рисование
Темы: «Моя любимая игрушка»; «Укрась матрешке сарафан»; «Кукла моей мечты»
• Ручной труд. Изготовление кукол «Обереги», «Закрутки», «Пеленашки» (Приложение 2)
• Изучение песни «Кукла-колокольчик»; разучивание частушек о матрешках;
• Чтение художественной литературы: «Буратино», «Василиса Прекрасная», Нуждина «Мир вещей», загадывание загадок об игрушках;
• Дидактические игры: «Наряди матрешку», Угадай, из чего игрушка сделана», «Одень Машеньку», «Да – нет», «Расставь по порядку»
• Составление творческих рассказов «Моя любимая игрушка»
• Анкетирование детей (Приложение 4)
• Работа с родителями:
-- анкетирование (Приложение 1)
--сбор природного и бросового материала
--привлечь к оформлению мини-музея в детском саду
--социологический опрос «Культурные традиции в вашей семье»
--привлечь к оформлению выставки семейных работ «Кукла своими руками»
Этап III. Презентация.
• Праздник: «В гостях у куклы»
Литература и наглядный материал.
1. Методическая литература.
• Н. Рыжова, Л. Логинова «Мини-музей в детском саду»
Линка-Пресс; Москва,2008
• О. Н. Попова «Моя первая кукла»
Д/В п. 1 – 2009
• А. Греков «Музей игрушки и его основатель
Н. Д. Бортман» Д/В 1 – 2009
• И. Лыкова «Я люблю свою игрушку»
Д/В 1 – 2009
2. Детская литература.
• А. Толстой «Буратино»
• Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»
• Н. Курбатова «Игрушки»
• В. Приходько, Г. Ладонщиков «Стихи о матрешке и куклах»
3. Наглядный материал.
• Иллюстрации к русским народным сказкам
• Слайды и фильмы о куклах
• Наборы открыток, сувениров
• Разнообразные куклы
Продукт проектной деятельности.
Создание мини-музея «Куклы в детском саду»
Создание альбома детских рисунков «Кукла моей мечты»
Выставка семейных работ «Кукла своими руками»
Создание альбома «История куклы»
Презентация для родителей и педагогов