Елена Сазонова
Исследовательско-творческий проект «Тайны камней»
▼ Скачать +Заказ
Паспорт проекта
«Тайны камней»
«Самое лучшее открытие - то,
которое ребенок делает сам». (Р. Эмерсон)
Вид проекта: исследовательско - творческий.
Участники проекта: дети и родители старшей группы «Лучик», воспитатель.
Сроки реализации проекта: 5 месяцев (октябрь - февраль).
Цель: Знакомство детей с разнообразием камней в природе их особенностями. Задачи:
1 .Обогатить знания детей о живой и неживой природе.
Публикация «Исследовательско-творческий проект „Тайны камней“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Проекты для детей
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
2. Формировать у детей представления о разнообразии мира камней, их особенностями, уметь классифицировать их по разным признакам.
3. Познакомить с полезными ископаемыми Курского края и России, дать представление об использовании подземных природных богатств (камней) в жизни человека.
5. Формировать навыки исследовательской деятельности, умение делать элементарные выводы и умозаключения.
7. Обогатить знания детей о зодиакальных знаках и камнях - талисманах.
8. Продолжать развивать коммуникативные способности, творческое мышление, моторику.
9. Развивать у детей навыки партнерской деятельности и сотрудничества, умение взаимодействовать друг с другом.
10. Активизировать словарный запас по теме проекта.
11. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру и любовь к родному краю.
12. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
Предполагаемый результат:
- Открытие детьми новых знаний о разнообразии камней в природе;
- Знакомятся с полезными ископаемыми родного края и России.
- Дети получат знания о своих зодиакальных знаках и камнях - талисманах,
- Вовлечь родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепить их заинтересованность в сотрудничестве с воспитателем.
Продукты проектной деятельности:
1. Большая книга о камнях.
2. Коллекция камней.
3. Альбом «Камни - талисманы детей группы «Лучик».
4. Альбом «Полезные ископаемые Курского края»
Акту а л ьн ость:
Взрослых и особенно детей всегда тянет к чему - то неизвестному, непознанному, возникает' желание раскрыть тайны предмета, объекта и узнать о нем больше. Я заметила, что дети, гуляя на прогулке, часто находили различные камешки и подолгу их рассматривали. Показывая камень, они задавали того вопросов не только те, но и родителям. Этот интерес детей и лег в основу моего проекта.
Погружение в проблему;
Педагог: Дети, сегодня Лиза и ее мама Марина Александровна принесли в детский сад камень, посмотрите какой красивый (дети рассматривают камень). Где же вы нашли такой камень?
Лиза: он лежал вблизи железной дороги.
Педагог: А хотите его рассмотреть? Дети с воспитателем рассматривают камень (он состоит из мелких кристалликов розового и серого цвета с черными вкраплениями, смотрите, а на солнце он переливается).
- Что же это за камень, вы не знаете? А хотели бы узнать?
- Скажите, а где мы можем узнать о камнях и раскрыть их тайны?
(спросить у родителей, поискать в книгах, интернете и т,д.).
Реализация проекта:
[b]1этап. Подготовительный[/b]
Деятельность педагога
- Сбор материала по теме проекта;
- Определение тематики бесед;
- Разработка этапов проекта, сценариев, непосредственно — образовательной деятельности;
- Подготовка материалов и оборудования для экспериментальной деятельности;
- Подбор художественной литературы по проекту;
- Подготовка презентаций для успешной реализации проекта. - Погружение в проект (беседы, проблемные ситуации);
взаимодействие с детьми
- Деление детей на 3 подгруппы по их желанию;
1 - создание книги камней;
2 - коллекция камней;
3 - полезные ископаемые.
- Выдвижение гипотез;
- Работа с художественной литературой (чтение сказок, рассматривание книг);
Взаимодействие с родителями:
- Работа по
взаимодействию в рамках проекта;
- Консультация
«Как собирать камни для коллекции»;
- Участие родителей в создании коллекции камней, оформлении альбомов;
- Задания на дом: Экскурсии с детьми в ювелирные магазины. Изготовление мини - проектов «Знак зодиака и камень - талисман»;
- Помощь в оформлении презентаций, книги, уголка для экспериментирования.
2этап. Основной
Октябрь
-Беседа: «Живая и
неживая природа
земли»
Цель: Закрепить
признаки живой и неживой природы.
- Д/и «Живая - неживая природа»,рассматривание плаката «Живое -неживое». Консультация для родителей «Как собрать камни для коллекции».
Ноябрь
Беседа «Природная кладовая земли:камни»
Задачи: Познакомить детей с полезными ископаемыми (камнями).Формировать
представление о полезных ископаемых Курского края и России. Воспитывать любовь к родному краю.
- Работа с 3 - й подгруппой детей создание альбома: «Полезные ископаемые Курского края».
- Худ. Чтение «Про соль» А, Ивич;
- Рассматривание «Каменная соль»;
- Эксперимент:«Превращение соли в камень».
- Работа с загадками о полезных ископаемых;
- Исследовательская деятельность:1. «Каменный
уголь»2.«Мел».
- Худ. чтение:Сказка «Самый главный камень на земле» (Г. Юрмии)
- Оформление альбома «полезные ископаемые Курского края»;
- видео презентация "Полезные ископаемые Курского края";
- эксперимент "Испарение воды";
- Составление рассказов «Цепочка превращений» (по опыту);
- Исследовательская деятельность: рассматривание с использованием лупы (соль, мел, уголь).
- Рисование мелом, угольками.
- Помощь родителей в подборе материала для альбома «Полезные ископаемые Курского края».
- экскурсия в детскую модельную библиотеку;
- Пополнение коллекции камней экспонатами; продолжить работу по оснащению мини - лаборатории;
Декабрь
НОД. «Какими бывают камни»
Задачи: Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами с помощью
эксперимента. Формировать умение классифицировать камни по разным признакам.
Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
НОД, «Как человек использует камни»
Задачи: Познакомить детей с использованием камней в жизни человека.
Формировать представления о неразрывной связи человека с природой.
НОД, Худ. Творчество:
Изготовление коллажа
«Использование камней человеком»
Задачи:
Совершенствовать технику вырезания ножницами (по контуру и на глаз). Формировать композиционные умения - размещать объекты по заданному признаку.
- Работа с 1 -й подгруппой детей:
создание
большой книги
камней;
- Исследование новых камней в коллекции;
- словесная игра «Описание»;
- Худ. Чтение: П. Бажов «Серебряное копытце».
- Просмотр мультфильма «Малахитовая шкатулка» Бажов.
- Д/игра «Что для чего нужно»;
- Настольный театр «Три поросенка»;
- Игра «Камень,ножницы, бумага»;
- Худ. Чтение: Сказка «Бусы»;
- экспериментальная деятельность «Создаем музыкальный инструмент»;
- Рассматривание большой энциклопедии природы (камни и минералы);
- Игры - исследования: выкладывание камней от больших до маленьких, шершавые, гладкие, красивые, тяжелые, легкие, выкладывание узоров, цифр из камней;
- Рассматривание иллюстраций к сказкам;
- Просмотр видео презентаций "использование камней (в строительстве, как украшения в саду и т. д.)
- Инсценировка сказки «Три поросенка»:
- интеллектуально - исследовательская игра «Собери бусы по образцу» (по схеме);
- Советы родителям:«О чем поговорить с детьми во время экскурсии»;
- Организовать экскурсию в Краеведческий музей г. Курска;
Задание на дом:
- подобрать иллюстрации,фотографии камней для оформления книги.
Консультация в родительский уголок «Играем с пальчиками»
Январь
НОД,«Послание из прошлого»
Цель: Раскрыть одну из тайн камней (камни могут передавать послания из прошлого через отпечатки растений и животных). (познание, коммуникация, социализация, музыка)
Лепка - экспериментирование «Древнее жилище людей»
Задачи: Создать условия для экспериментирования с разными
материалами (камни, веточки, пластилин). Учить лепить, сочетая скульптурный и конструктивный способы.
-Слушание аудио записи «Крики динозавров»;
- Видео - экскурсия «Гиганты прошлого»;
-Худ. Чтение «Камень» Р. Сефа;
-Беседа «Древнее жилище людей»;
-Просмотр мультфильма «Кот, который гулял сам по себе»;
Работа со 2 - й подгруппой:
презентация «Коллекция камней»;
-Работа с раскрасками «Динозавры»;
-Подготовить фотографии для рассматривания «Отпечатки прошлого в камнях»;
-Рассматривание: «Большая энциклопедия для детей» «Динозавры». «Древние люди»:
- исследовательские игры с набором фигурок «Динозавры»;
Февраль
НОД,«Камни по знакам зодиака»
Задачи: Познакомить детей с камнями —талисманами по знакам
Зодиака. Воспитывать интерес к окружающему миру.
НОД, Худ. Творчество «Волшебные превращения».
Задачи: Создать условия для рисования гуашью на камнях разного размера, используя технические навыки (рисование всей кистью двигаясь в разных направлениях)
НОД, «Декоративные и драгоценные камни»
Задачи: Познакомить детей с драгоценными и декоративными
камнями их особенностями и свойствами. Формировать эстетическое восприятие окружающего.
- Работа с загадками о знаках Зодиака;
- Презентация Мини-проектов «Мой камень - талисман»;
- Легенды о камнях;
- Оформление альбома «Камни - талисманы детей группы «Лучик»
- Худ. Чтение «О чем шептались камешки» И. Рыжов;
- Худ. чтение Сказка «суп из камня»;
- Худ. Чтение (Персидская сказка) «Искусственные жемчужиныАли Аббаса»;
- Экспериментальная деятельность:
с янтарем:1 .Янтарь «электрический камень»;
2. Янтарь - мягкий камень?;
3. Янтарь и смола дерева;
4,Тонет - не тонет;
- Словесная игра «Клад»;
- Худ. Чтение «Алмазная гора» В. Кудрявцева;
- Рисование «Камешки из сказки»;
- Рассматривание видео презентации "драгоценные камни"
- задание на дом: «камни. которые живут у вас дома»
Составить рассказ - описание о камнях;
3 этап. Заключительный.
1. Презентация проекта «Тайны камней» (путешествие к Хозяйке медной горы).
2. Создание книги о камнях.
3. Представление альбома «Камни - талисманы детей группы «Лучик».
4. Рефлексия.
5. Награждение участников каждой подгруппы в своей номинации:
- «Знатоки подземной кладовой»;
- «Будущие археологи»;
- «Знатоки полезных ископаемых Курского края»;