Умакусум
Исследовательско-творческий проект «Осень — чудная пора»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «ОСЕНЬ – ЧУДНАЯ ПОРА»
Автор: Муртазаалиева Умакусум Магомедовна
Вид проекта : исследовательско-творческий.
Продолжительность: 3 месяца. (среднесрочный)
Участники проекта : дети средней группы, воспитатели музыкальный руководитель, родители.
Цель проекта : расширение представления детей об осени, как времени года; становление у детей познавательного, нравственно-эстетического отношения к природе.
Публикация «Исследовательско-творческий проект „Осень — чудная пора“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2019
Актуальность проекта : Особенностями развития ребенка дошкольного возраста являются активное стремление его к познанию окружающего мира, любознательность, желание экспериментировать. Этому способствует высокий потенциал его умственных возможностей, развитие которых реализуется в процессе различных видов деятельности. Например, таких, как речевое общение, восприятие художественно-литературных произведений, наблюдение, экспериментирование, поиск интересующей информации, стремление что-то узнать у взрослых и т. д. Дети в недостаточной степени имеют представления о предметах и явлениях окружающей природы в разное время года, о том, как меняется природа на протяжении года, как ведут себя представители животного мира, какие причинно-следственные связи существуют в природных явлениях.
Участие детей в проекте позволит максимально обогатить знания и представления об осени, ее характерных признаках, развить творческие способности, поисковую деятельность, связную речь детей.
Задачи:
- систематизировать знания детей по теме «Осень»;(познакомить детей с сезонными изменениями в природе, с цветовой гаммой, присущей осени.)
- формировать основы экологической культуры и безопасного поведения;
- формировать у детей интерес к окружающему миру, родной природе.
- уточнять, обогащать и активизировать словарный запас;
- развивать связную речь;
- развивать восприятие, внимание, память, мышление и воображение;
-воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года.
Этапы проекта :
1 этап. Подготовительный.
— Обсуждение темы проекта и выбор формы для его защиты.
— Подбор материалов для реализации проекта. (картины, дидактические, подвижные, пальчиковые игры);
— Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
— Изготовление наглядных пособий.
-разработать конспекты занятий;
— Беседы с родителями.
- Папка- передвижка «Осень»
2 этап. Основной (практический).
— Накопление знаний и их систематизация по теме проекта.
— Обогащение и активизация словаря по темам «осень», «овощи», «фрукты», «птицы», «деревья».
— Самостоятельное составление рассказа детьми об осени.
3 этап. Заключительный.
— Выставка поделок из природного материала «Осень».
— Музыкальное развлечение «Праздник осени»
— Обсуждение итогов и анализ работы.
Реализация проекта :
Сюжетно-ролевые игры:
— «Овощной магазин»
Цель: Закрепление знаний об овощах и фруктах, продолжать знакомство с профессией продавца, воспитывать дружеские взаимоотношения.
«Уборка урожая», «Прогулка по осеннему лесу», «По грибы».
Подвижные игры:
Цель: совершенствовать двигательные навыки, развивать общую моторику, согласовывая с речью.
— «Листопад»,
— «Огородник»,
— «Раз, два,три к дереву беги»,
— «Репка».
Дидактические игры:
Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
— «Чудесный мешочек» (муляжи овощей и фруктов)
— «Что растет на грядке?», «Что растет на дереве?»
— «Собираем урожай»
— «С чьей ветки детки?»
— «С какого дерева листок»
— «Четвёртый лишний» — (ягоды, овощи, фрукты).
Чтение художественной литературы.
Чтение рассказов и заучивание стихотворений об осени и её дарах.
Заучивание стихотворения «Солнце землю осмотрело…» В Нестеренко.
Заучивание стихотворения «Заунывный ветер гонит…» В. Некрасов.
Заучивание стихотворения «Ветрено-ветрено» И. Токмакова.
Чтение стихотворения «Берёзы желтеют резьбой».
Чтение рассказа В. Катаева «Грибы».
Чтение стихотворения А. К. Толстого «Осень! Осыпается наш бедный сад…»
«Ранняя осень в стихах русских поэтов и в картине И. И. Левитана»
Чтение стихотворения А. С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарование…», «Уж небо осенью дышало…»
Пересказ рассказа В. А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой»
Загадки и пословицы об осени.
Составление описательного рассказа «Птицы»
Сопоставление ранней и поздней осени.
Работа с иллюстрациями
Подборка иллюстраций о золотой осени рассматривание и обсуждение их.
Рассматривание сюжетных картинок «Работа на участке», «Уборка урожая в поле», «Дети собирают грибы».
Составление детских рассказов по темам: «Наш участок осенью», «Осенний лес», «Листопад».
Беседы об осени, о съедобных и ядовитых грибах, об овощах, фруктах и ягодах.
Развитие кругозора и познавательно – исследовательской деятельности в природе:
— Наблюдения за сезонными изменения природы во время прогулок (за солнцем, небом, ветром, осенним дождём, листопадом, клумбой, деревьями и т. д.)
Цель: Закрепить знания о взаимосвязи живой и неживой природе. Учить выделять изменения в природе.
— Наблюдения за красотой и богатством осеннего леса (золотые краски осени)
Цель: Закрепить название деревьев, отметить, какие изменения произошли с деревьями. Развивать мышление, речь.
— Рассматривание овощей и фруктов
Цель: Расширить представления об овощах и фруктах, память, развивать мышление, речь.
— Наблюдения за перелетными птицами
Цель: Расширить представления о птицах, об изменении жизни птиц осенью, когда наступают холода. Воспитывать любовь и заботу о птицах.
Ведение календаря природы.
Художественное творчество:
Рисование
«Осеннее дерево», «Осенняя прогулка», «Ветка рябины»,«Царство грибов», «Узор из ягод»,«Перелётные птицы»,«Поздняя осень»
Лепка
«Корзина с грибами»,«Фрукты», «Овощи для игры в «Магазин»
Аппликация
«Ветка винограда»,«Витаминная корзина»,«Ветка с осенними листьями»
Музыка:
Слушание песен— «Осень» муз. А Арутюнова, сл. В. Семернина;
«Моя Россия» муз. Г Струве, сл. Н. Соловьёвой;«Журавушка» муз. Г Вихаревой, сл. А Вольского.
Прослушивание «осенних» мелодий;
Разучивание музыкально – подвижных игр на осеннюю тематику.
Разучивание песен, танцев
Музыкальное развлечение «Праздник осени».
Трудовая деятельность:
Уборка опавшей листвы.
Сбор природного материала на прогулке (семена цветов, ясеня, листочков для поделок).
Развитие мелкой моторики, графических навыков (Пальчиковые игры, штриховка, обводка, игра – шнуровка «Огород»).
Цель: Развивать мышцы пальцев рук, графические навыки.
Развитие лексики. (Речевые игры).
Цель: Обогащать речь детей существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами. Развитие связной речи.
Цель: Развитие связной речи, формирование навыка диалогической речи, составление рассказов.
Речевые игры
— «4-ый лишний» (лимон, яблоко, лук, ананас)
Цель: Закреплять умение классифицировать предметы, развивать память, мышление.
— «Узнай по описанию» (зелёный, длинный, овальный, растёт на грядке)
Цель: Закреплять умение узнавать предмет по описанию, развивать мышление, память.
- «Подбери признак» (осень, какая? – тёплая, холодная, золотая, дождливая, поздняя)
Цель: Обогащать словарный запас, развивать память, мышление.
- «Подбери родственные слова» (лес – лесной, лесник, лесничий, лесовик, лесок)
Цель: Учить подбирать родственные слова, обогащать словарь.
- «Расскажи о любимом фрукте (овоще)»;
Цель: Закреплять умение составлять описательные рассказы.
- «Один – много» (сорока – сорок, утка – уток)
Цель: Учить согласовывать существительные с числительными.
- «Чей лист? Чья ветка?» (у клёна – ветка кленовая, лист кленовый)
Цель: Учить образовывать прилагательные от существительных.
- «Узнай дерево по листу, плоду»
Цель: Учить подбирать листья и плоды к деревьям, развивать память, внимание
— «Съедобный — несъедобный»;
- «Соберём грибы в корзину»
Цель: Обогащать словарный запас, развивать память, мышление.
- «Запомни – положи» (овощи – в миску, а фрукты – в корзинку)
Цель: обогащать словарный запас, развивать память, мышление.
- «Что где растёт?» (картофель – на огороде, груши — в саду)
- «Весёлый повар» (угощение из моркови – морковное, сок из вишни – вишнёвый)
Цель: Образовывать прилагательные от существительных.
- «Из чего приготовлен компот?» (малиновый – из малины)
Цель: Образовывать существительные от прилагательных.
Познание
1. «Грибы бывают разные»
2. «Ранняя осень»
3. «Перелётные птицы»
4. «Такой разный урожай» — (ягоды, овощи, фрукты)
Совместная работа детей с родителями:
-Выставка «Сделаем сами своими руками» — поделки из овощей и природного материала;
- экскурсии в магазин или на рынок, в осенний лес.
Просмотр презентаций:
«Осень в произведениях русских художников», «Что такое осень?»,
«Музыка осени», «Золотая осень», «Приметы осени»,
«Дары осени», «Закружила осень золотая», «Сказка о птицах»
Просмотр видео:
«Детям о перелётных птицах», Ах, какая осень», «Загадки о осени», «Осень в лесу»
Обучающий мультфильм «Почему желтеют и опадают листья»
Ожидаемые результаты:
Для детей:
Знают и называют:
— большое количество овощей, фруктов и осенних даров;
— осенние месяцы, приметы и явления;
— пословицы, поговорки об осени.
Дети стали более раскрепощены и самостоятельны;
В свободной деятельности широко применяют пение песен.
Расширились представления об осени, как времени года.
Обогатился и активизировался словарь по теме проекта.
Для педагогов:
Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.
Для родителей:
Появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.