Ирина Ермакова
Исследовательско-творческий проект в подготовительной группе «Мини-музей русского народного костюма»
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательско творческий проект в подготовительной группе
Тема: «Мини-музей русского народного костюма».
Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно очень знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О быте, нравах может рассказать.
В себе не станем мы растить невежду,
По выставке пройдемся не спеша,
Рассмотрим русскую одежду :
Не правда ли проста и хороша!
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Подготовительная группа
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Русская народная культура, фольклор
- Русский народный костюм
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2019
Тип проекта : исследовательско — творческий.
По времени проведения: краткосрочный
Участники: дети подготовительной группы, воспитатель, родители.
По числу участников: групповой.
Цель: Развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с русским народным костюмом
Актуальность.
Проблема воспитания у детей любви к Родине была актуальной всегда, и особую значимость она приобрела и в настоящее время. Идея воспитания патриотизма приобретает все большое значение. Родина. Отечество. В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Если обратиться к словарному определению «патриотизм» - преданность и любовь к Отечеству, к своему народу (Ожегов). Чувство патриотизма так многообразно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывно со всем окружающим, и желание сохранять, приумножать богатства своей страны. В настоящее время повышается интерес к русской народной культуре. Традиционный русский костюм - важная часть традиционной культуры. У русской национальной одежды многовековая история. Народный костюм является частью духовного богатства своего народа, его культуры. Из поколения в поколение передавались традиции его изготовления.
Национальная одежда - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Изучение русского народного костюма способствует воспитанию уважения к истории и традициям России. Приобщение к народному искусству незаменимо для эстетического и нравственного воспитания, развития уважения к труду, наследству своих предков.
Гипотеза: Национальная одежда - это часть отечественной истории, отражение многовековой жизни народов нашей родины, их обычаев и традиций.
Задачи:
1. Расширять представления детей о старинном русском костюме.
2. Формировать интерес к прошлому наших предков, их представлениям об окружающем мире и отражении этих представлений в оформлении национального костюма;
3. Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу, Родине.
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ И ПЕДАГОГА: Беседы, чтение русских народных сказок (показ одежды героев, НОД: " Традиции русского костюма", " Одежда наших предков", и т. д., экскурсии, работа в книжном уголке, организация дидактических игр, игр-драматизаций, заучивание стихов, загадывание загадок, рисование акварелью " Русский сарафан", аппликация " Кокошник", и т. д.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ: Рассматривание энциклопедии " Народы России", дидактические игры " Собери костюм", " Что лишнее", "Домино", " Подбери головной убор к сарафану", " Собери узор", раскрашивание раскрасок, рисование, лепка по теме, просмотр мультфильмов по мотивам русских народных сказок.
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ: Заучивание стихов о русской народной одежде, поход в краеведческий музей, чтение о русском быте людей в старину, в том числе и об одежде; просмотр русских народных сказок, рисование рисунков, изготовление поделок (кокошник, лапти, сарафан, рубаха и т. д.)
Предполагаемые результаты:
- Воспитанники получат больше информации об историческом прошлом русского народа, научатся ценить русский народный костюм как необходимый элемент национального декоративно-прикладного творчества.
- Дети получат навыки украшения декоративными орнаментами предметов одежды, научатся читать семантические знаки русского народного узора.
- Развитие творческой активности детей.
- Родители - заинтересованные участники проекта, будут ориентированы на развитие у ребёнка потребности к расширению творческой деятельности детей через совместную проектную деятельность, получат возможность прикоснуться к истокам народной мудрости и к истории русского народного семейного воспитания детей.
Методы проекта :
- Беседа;
- Чтение художественной литературы;
- Просмотр презентации «Русский народный костюм»;
- НОД по рисованию, лепке и аппликации
- все виды игр (дид/и, народные, сюж/рол,);
- творческая мастерская.
Этапы проекта :
Этап
Деятельность педагога
Деятельность детей
1 этап - подготовительный
Определение цели и задач проекта. Составление плана основного этапа проектирования. Разработка перспективного плана. Изучение необходимой литературы, поиск необходимых сведений в интернет ресурсах. Подготовка материала необходимого для проведения проекта.
Создание предметно развивающей среды по теме проекта.
Деятельность детей состоит из трех вопросов:
1. Что мы знаем?
2. Что хотим узнать?
3. Где и как это можно узнать?
2 этап - исследовательский
Рассматривание иллюстраций и фотографий, репродукций картин, просмотр презентаций. Проведение бесед по теме. Вовлечение родителей в проектную деятельность.
Дети с интересом рассматривают репродукции картин В. Васнецова к русским народным сказкам и другим художественным произведениям.
Дети рассматривают, читают книги по теме, разгадывают загадки, играют в народные игры, подобрали методический материал, куда вошли: различные стихи, сказки и рассказы о труде связанные с покроем одежды.
3 этап - заключительный
Итоговые мероприятия с участием детей и родителей. Мониторинг, подведение итогов проекта воспитателем.
Знают и называют детали русской народной одежды, иллюстрации, фотографии, рисунки; рассказывают о них (какой орнамент, для чего и т. д.)
План работы
Формы работы
Задачи
1. Цикл бесед:
- Беседа «Наша Родина – Россия, наш язык - русский».
- Рассказ о народных обычаях и традициях.
- «Русские народные праздники».
- «Русский национальный костюм».
Развивать познавательный интерес детей к истории и традициям своего народа, развивать речь детей, совершенствовать навыки связного высказывания.
Воспитывать у детей любовь к своей родине, народному творчеству.
2. Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций:
- Рассматривание иллюстраций о русском быте.
- Рассматривание репродукций картин В. Васнецова к русским народным сказкам и другим художественным произведениям.
- Знакомство с пословицами и поговорками;
- Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», беседа по произведению.
- Чтение русских народных сказок «Василиса Прекрасная»; «Морозко»
Расширять знания детей о русских народных традициях и быте русского народа;
-закреплять умение отличать сказку от других литературных произведений;
- учить детей анализировать произведения;
- учить понимать эмоционально-образное содержание произведения.
Воспитательные задачи:
_ воспитывать любовь к русскому народному творчеству;
- воспитывать проявления добрых чувств по отношению к друг другу;
Развивающие задачи:
- развивать интерес к русским народным традициям;
- приобщать детей к истокам русской культуры;
- развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность;
- развивать познавательную и речевую активность детей, расширять словарный запас;
- обогащать эмоции детей.
3. Просмотр презентаций из серии «Русский народный костюм».
Просмотр видео и мультипликационных фильмов:
«Морозко»; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Царевна-Лягушка», «Гуси – лебеди».
Продолжать знакомить детей с разнообразными одеждами русских людей прошлых веков. Ввести понятия элементов старинной одежды.
4. Дидактические игры: «Собери узор», «Сложи картинку», «Оденем куклу в русский народный костюм»
Совершенствовать знания о народных костюмах. Развивать у детей связную речь путем сравнения и обобщения.
5. Народные подвижные игры : «Ручеек», «Сова», Гуси-лебеди», «Каравай», «Чурилки», «Колечко», «Цепи кованные», «У медведя во бору» и др.
Приобщать детей к народной культуре народов России. Знакомить с народными праздниками, входящими в русский народный календарь, с историей их возникновения; воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции.
- Развивать координацию движений, мышечный тонус, артистические умения.
- Способствовать развитию инициативы, организаторских и творческих способностей.
6. НОД:
Развитие речи: «Одежда».
Рисование: «Кукла в праздничном сарафане», «Праздничный платок», «Валенки», «Кокошник», «Рукавицы» Упражнение «Придумай свой орнамент»;
Лепка: «Кукла в национальном костюме»;
Конструирование из бумаги: «Кукла Аленка».
Аппликация: «Укрась валенки»
Развивать творческие способности детей при рисовании, лепке декоративных элементов; Предоставить детям возможность проявить самостоятельность и инициативу в выборе материалов, объектов, способов и элементов украшения; а так же характерных особенностей поведения своего персонажа (куклы) в гостях.
Работа с родителями:
- проведение бесед о создании и значении проекта;
Консультации:
- «Сказки читаем — речь развиваем!»;
- «Знакомьте детей с народным фольклором»;
- приобщение родителей к пополнению мини-музея группы;
- приобщение родителей к изготовлению поделок к конкурсу «Валенки».
Расширять знания родителей о русских народных традициях и быте русского народа;
- Вовлекать родителей в детскую деятельность как равных по общению партнеров детей;
- Привлекать родителей к знакомству с результатами продуктивных видов деятельности и творчества.
Результатами проведенной работы
являются:
Дети используют в речи считалки, загадки.
Умеют играть в русские народные подвижные игры.
Знают сказки и сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
Используют атрибуты русской народной культуры в
самостоятельной деятельности.
Все участники проекта узнали много нового и интересного о том, как называлась одежда в старину, что носили наши прапрабабушки, что обозначает узор на сарафане. Дети обрели опыт работы в малых подгруппах и научились выполнять индивидуальные поручения.