Любовь Толстыга
Проект «Чистюли» для детей младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Автор проекта : Воспитатель: Толстыга Л. С.
Продолжительность проекта : Краткосрочный. (07октября-29ноября 2019год).
Тип проекта : Познавательно – игровой.
Участники проекта : дети: возраст 1,5-3 года, воспитатель, родители.
Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков в игровой форме через использование в воспитательно-образовательном процессе устного народного творчества.
Публикация «Проект „Чистюли“ для детей младшего возраста» размещена в разделах
Проблема: Недостаточный уровень освоения детьми культурно-гигиенических навыков и низкая заинтересованность и активность родителей в привитии этих навыков в домашних условиях.
Актуальность проекта : Активная помощь детям в освоении соответствующих возрасту гигиенических умений. Воспитание культурно гигиенических навыков и элементарных навыков самообслуживания. С самого рождения купание и игры с водой становятся любимым занятием детей. Поэтому во время любых водных процедур для лучшего усвоения и развития речи, памяти, слуха, ритма на помощь приходят потешки, приговорки, пословицы, стихи, загадки, сказки. Все это помогает знакомить ребенка с окружающим миром и элементарным навыкам самообслуживания.
Пояснительная записка: Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно. В детском саду у детей воспитываются : навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания порядка в окружающей обстановке, а также правильных взаимоотношений детей друг с другом и с взрослыми. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать возрастную особенность детей 2-го года жизни - стремление к самостоятельности.
Задачи для детей :
- Формировать у детей элементарных представлений о правилах личной гигиены.
- Формировать правила поведения за столом.
- Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, опрятными.
Задачи проекта для педагога :
- Разнообразить развивающую среду предметные картинки и наглядно - демонстрационный материал.
- Подготовить консультации для родителей и привлечь к совместной работе по привитию культурно-гигиенических навыков.
Задачи проекта для родителей :
- Чтение потешек, художественной литературы детям в домашних условиях;
- Изготовление стенгазеты «Чистота – залог здоровья»
Продукты проекта :
- Картотека потешек, стихов о предметах личной гигиены.
- Сказочный персонаж «Фея чистоты».
- Наглядный материал по культурно-гигиеническим навыкам.
- Картотека дидактических игр по культурно - гигиеническим навыкам.
Ожидаемые результаты по проекту :
Для детей :
- Формирование элементарных знаний детей о культурно гигиенических навыках.
- Узнавать, называть средства личной гигиены.
Для родителей:
- Создание стенгазеты «Чистота – залог здоровья»
Для педагога:
- Обогащение и пополнение предметно – развивающей среды по теме проекта;
Этапы проекта «Чистюли»
1 –ый этап проекта – Организационно – подготовительный
- Составление паспорта проекта
- работа и подбор методической литературы
- Подбор детской художественной литературы для чтения детям.
- Подбор сюжетных картинок и иллюстраций.
2 –ой этап – Практический (формы работы с детьми)
- Рассматривание с детьми предметных картинок по данной теме;
- Беседы с детьми на тему культурно - гигиенические навыки;
- Чтение художественной литературы детям;
- игровые ситуации…
- использование сказочного персонажа «Фея чистоты»
- подвижные игры
- музыкальная игра
- использование народного фольклора (потешки, запевки, стихи)
- игры и эксперименты с водой
3 –ий этап – Заключительный
- Презентация проекта.
- Постановка новых задач.
Работа с родителями
- Привлечь родителей к изготовлению к стенгазеты.
- Проведение консультаций с родителями.
Выполнение проекта : с07.10.19по 21.10.19г
Планирование по образовательным областям
1 Познание Беседа " Кто опрятен, тот приятен", "Как вести себя за
столом". Рассматривание сюжетных картин; Игра – занятие «Купание
куклы Кати».
2 Коммуникация Рассматривание сюжетных картин, рассматривание принадлежностей
личной гигиены, игры ситуации, Дидактические упражнения.
3 Чтение художественной литературы К. Чуковский " Мойдодыр", чтение потешек о культуре
гигиенических
навыков. Чтение стихотворения В. Викторова «Умывальная».
4 Социализация Дидактические игры " Делаем причёску", " «Помоем руки феи
Чистоты», " Покажем кукле Кате, как мы накрываем на стол", "
Подбери предметы личной гигиены", " Водичка - водичка",
«Вымоем куклу в ванне»
5 Труд Самообслуживание.
6 Безопасность Ситуативная беседа " Как вести себя за столом"
7 Музыка Прослушивание песенок о культуре гигиенических навыков,
Музыкальная игра «Где же наши ручки»
8 Физическая культура Подвижная игра «Зайка серый умывается»
Комплекс утренней гимнастики "«Будь здоров»"
9 Здоровье Дидактические игры, беседы по формированию культурно
гигиенических навыков
10 Свободная деятельность Игры и эксперименты с водой. Пальчиковая гимнастика.
Выполнение проекта :
Понедельник.
- Комплекс утренней гимнастики "«Будь здоров»"
- Знакомство детей с игровым персонажем «Фея чистоты»
- Беседа «Кто опрятен, тот приятен»; - рассматривание сюжетных картинок – формировать знания о культурно гигиенических навыках, воспитывать желание быть опрятным.
- Чтение стихотворения В. Викторова «Умывальная»; учить проговаривать строки стихотворения.
- Дидактическая игра «Помоем руки феи Чистоты»; - формировать у детей КГН, акцентировать внимание детей на том, как нужно правильно намыливать руки, смывать мыло, вытирать руки.
Вторник.
- Комплекс утренней гимнастики "«Будь здоров»"
- Беседа «Как вести себя за столом»; - формирование умения аккуратно кушать.
- Чтение К. Чуковский «Мойдодыр»; - учить детей внимательно слушать.
- Дидактическая игра «Угадай предмет»; Формировать умение находить предметы личной гигиены, ориентируясь на его основные признаки.
Среда.
- Комплекс утренней гимнастики "«Будь здоров»"
- Рассматривание принадлежностей личной гигиены; - учить находить предметы по просьбе воспитателя.
- Чтение стихотворений, про средства гигиены; - учить детей внимательно слушать, называть средства личной гигиены.
- Дидактическая игра "Водичка, водичка!"; воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.
Четверг.
- Комплекс утренней гимнастики "«Будь здоров»"
- Беседа «Для чего нужны предметы»; - учить детей узнавать и называть предметы личной гигиены.
- Музыкальная игра «Где же наши ручки»; - создание эмоционального настроения.
- Разучивание потешки «Водичка, водичка»; - учить детей проговаривать слова потешки за воспитателем.
Пятница.
- Комплекс утренней гимнастики "«Будь здоров»"
- Игра – занятие «Купание куклы Кати»; формирование культурно – гигиенических навыков.
- Подвижная игра «Зайка серый умывается»; учить детей повторять движения за воспитателем.
Понедельник.
- Комплекс утренней гимнастики "«Будь здоров»"
- Рассматривание картины " Мама купает Катю"; учить детей правильно называть предметы личной гигиены. Активизировать речь детей
- Дидактическая игра " Делаем причёску"; учить пользоваться расчёской как индивидуальным предметом и расчесывать волосы движениями сверху-вниз. Развивать предпосылки к сюжетно ролевой игре.
Вторник.
- Комплекс утренней гимнастики "«Будь здоров»"
- Рассматривание сюжетной картины " За обедом"; учить детей правильно называть предметы посуды.
- Чтение сказки " Три медведя"; учить названию посуды и правила поведения за столом.
Среда.
- Комплекс утренней гимнастики " Будь здоров "
- Чтение стихотворения М. Дружининой " Кто знает волшебное слово"; учить, внимательно слушать, повторять слова за воспитателем.
- Дидактическая игра "Угостим кукол чаем"; познакомить ребенка с назначением посуды, учить выполнять предметно-игровые действия (расставлять чашки, блюдца, раскладывать ложки).
Четверг.
- Комплекс утренней гимнастики " Будь здоров "
- Чтение стихов о культуре гигиенических навыков; учить, внимательно слушать.
-Дидактическая игра. «Вымоем куклу в ванне»
Цель: Учить называть предметы личной гигиены (мыло, мочалка, мыльница, мыть, намыливать, вытирать, теплая, холодная, горячая)
Пятница.
- Комплекс утренней гимнастики " Будь здоров "
- Дидактическая игра «Угадай предмет»; Формировать умение находить предметы личной гигиены, ориентируясь на его основные признаки. Закрепление.
-Игра-Развлечение " Приключение мыльного пузыря"; доставить радость детям.
- Оформление фотостенда " Будем чистыми и опрятными"
3 –ий этап – Заключительный
- Игра – занятие «Купание куклы Кати».
- Развлечение «Приключение мыльного пузыря»
- Представление проекта педагогам МБДОУ
В группе накоплен достаточный наглядный, методический материал по ознакомлению дошкольников с правилами культурной гигиены. Проект позволит на основе интегрированного подхода реализовать идею формирования у детей отношения к культурно гигиеническим навыкам.
Список литературы:
1. Программа дошкольного образования от рождения до школы / Под ред. М. А. Васильевой, Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. - М. : Мозаика-Синтез, 2010-304с.
2. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. – М. : Просвещение, 1997.
3. Богина Т. Л., Терехова Н. Т. Режим дня в детском саду. - М. : Просвещение, 1987.-95с
4. Конина Е. Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект. - Айрис-пресс, 2007 -12 с.
5. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. -М. :Просвещение, 1991-160с.
6. Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. - СПб., 2007
7. https://nsportal.ru/detskii-sad/materialy-dlya-roditelei/library/pedagogicheskii-proekt-chistyulya
8. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/igrovoy-proekt