Светлана Битель
Проект «Вся семья вместе, так и душа на месте» для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Вся семья вместе, так и душа на месте»
(для детей младшего дошкольного возраста)
«Семья – это та самая среда, в которой человек учится, и сам творит добро»
- говорил Василий Александрович Сухомлинский.
Актуальность проекта
Публикация «Проект „Вся семья вместе, так и душа на месте“ для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Проекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
С раннего возраста у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям вообще свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к своим близким, к своей семье. Это и есть основа из основ нравственного воспитания ребенка, его самая первая и самая важная ступень – ознакомление ребенка с понятием «семья». Но формирование представления о семье не возможно без поддержки самой семьи. Ребенок должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом - гражданином России.
Паспорт проекта
Тип проекта: творческо-познавательный.
По характеру участия: ребенок участник.
По количеству участников: групповой.
По содержанию: интегративный.
Продолжительность проекта: краткосрочный (три недели).
Участники проекта: дети второй младшей группы, родители, педагог группы, музыкальный работник.
Особенность проекта:
опора на личный опыт детей, полученный ими в семье;
доступность материала для детей младшего дошкольного возраста;
максимальная включенность родителей и оказание им практической помощи в работе по ознакомлению детей с семейными ценностями;
интеграция совместной деятельности детей и родителей дома с их деятельностью в дошкольном образовательном учреждении.
Ключевые моменты проекта:
зачем человеку семья;
семьи бывают разные;
семейные традиции;
генеалогическое древо.
Методы проекта: наглядный, словесный, практический.
Проблема: Дети младшего дошкольного возраста не имеют достаточно знаний о своей семье, зачастую не могут правильно обозначить родственную связь (внук, внучка, тётя, дядя и т. п., не знают или путают имена близких родственников и не понимают, зачем и как можно проявлять чувство заботы и уважения к членам семьи.
Цель проекта: Формировать у детей понятие семья, заложить основы теплого чувства и привязанности к своей семье.
Задачи проекта:
1. Сформировать у детей представления о семье, как о людях, которые дружно живут вместе, о родственных связях в семье, умение узнавать на фотографиях и называть по имени членов своей семьи.
2. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.
3. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельностью.
Этапы реализации проекта
I этап. Подготовительный- 1 неделя
Беседа с детьми, на предмет выявления актуальности темы.
Беседа с родителями о том, что в группе реализуется проект «Вся семья вместе, так и душа на месте», знакомят с запланированными мероприятиями, предоставляется возможность, внести свои творческие дополнения.
Разделение обязанностей между участниками проекта.
Постановка цели, задач.
Изучение методической литературы.
II этап. Разработка проекта- 1 неделя
Подбор литературы и пособий для работы с детьми.
Пополнение развивающей среды.
Выбор форм работы с родителями.
Выбор основных мероприятий,определение объема и содержания работы, формулировка ожидаемых результатов.
III этап. Основной – внедрение (реализация) проекта - 1 неделя
Составление консультаций, памяток, рекомендаций и т. п.
Творческие задания для родителей.
Беседы, наблюдения, занятия с детьми.
Игровая, трудовая, продуктивная и др. деятельность с детьми.
IV этап. Итоговое мероприятие
Фото – газета «Дерево держится корнями, а человек семьёй».
Развлечение, посвященное дню матери «Мамины помощники».
Предполагаемые итоги реализации проекта:
Знание детьми родственных связей и имен родственников в своей семье.
Активизация словарного запаса детей.
Проявление заботы и уважения к членам семьи.
Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.
Умение поддерживать сюжет ролевых игр на основе имеющихся знаний о семье.
Повысить активность участия родителей в мероприятиях детского сада.
Сформировать доверительные, партнёрские отношения между воспитателями, воспитанниками и их родителями.
План достижения цели проекта
Социально-коммуникативное развитие
С. р. игры:«Семья», «Дочки матери», «День рождения бабушки».
Разыгрывание ситуаций: «Если мама устала», «Вечер в семье», «Бабушка заболела», «Как померить поссорившихся в семье», «Как поднять маме (папе) настроение».
Пластические этюды : Весёлая мама, печальная мама, нежная мама, строгая мама.
Игра-пантомима «Догадайся кто я»
Игра-драматизация: «Репка», «Колобок».
Театр на фланелеграфе «Три медведя».
Настольный театр «Аленушка и братец Иванушка». Кукольный театр «Сказка о глупом мышонке»(с участием родителей). Куклы – ходилки, вырезалки.
Безопасность:
Беседа «Если ты остался дома один».
Разыгрывание ситуация «Что делать, если ты потерялся».
Познавательное развитие
Беседы на тему:
«Мама, папа, я - дружная семья»
«Я - девочка (мальчик)»
«Папа может все, что угодно»
«Мое имя»
«Мой адрес»
«Моя квартира»
Знакомство с профессией родителей.
Рассматривание иллюстраций по теме: «Профессии»
Д. и. «Помоги найти маму», «Рассади семью по вагончикам», «Кто исчез?», «Чей предмет?»
Настольно- печатные игры: «Укрась торт для мамы», Игра-ассоциация «Мама, папа и я»(пазлы, «Составь портрет», лото «Семья», «Найди пару».
Разрезные картинки о семье.
Считалки (в пределах пяти).
Речевое развитие
Составление рассказов о своей семье (составление рассказов из личного опыта по фотографии, картине) «Семейные праздники», «Генеалогическое древо», «Как мы играем дома».
Беседа: «Моя семья самая…», «Что, значит, любить ребенка», «Кто живет в моей квартире», «Мой папа работает….», «Моя мама работает…».
Общение на тему:
«Что делают наши мамы, папы?»
«Домашние обязанности членов семьи»
«Как я помогаю дома или мои обязанности»
«Почему мама поздно ложится спать»
«Как порадовать близких?»
«Выходной день в моей семье»
«Как мы отдыхаем»
«За что бы меня похвалили дома»
Чистоговорки: «Ша-ша-ша, ша-ша-ша, мама нянчит малыша» и др.
Скороговорки: «Купила бабуся бусы Марусе» и др.
Чтение художественной литературы:
Е. Благинина «Посидим в тишине»;
Л. Н. Толстой «Моя родня», «Улыбнется мама» и др.
Р. н. сказки «Репка», «Три медведя», «Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди» и др.
Отгадывание загадок о семье.
Заучивание пословиц и поговорок: «Вся семья вместе, так и душа на месте», «В хорошей семье хорошие дети растут», «Дружную семью горе не берёт».
Дид. игра: «Кто кому кто», «Кому что подарим», «Назови ласково», «Моя семья», «Кто какой?»,»как зовут членов семья», «Кто что делает?», «Дополни предложение» и др.
Выставка художественной литературы.
Художественно-эстетическое развитие
Рисование: «Портрет мамы», «Украсим рубашку для деда».
Лепка: «Бусики для мамочки», «Украсим блюдце для сестрёнки», «Смайлик для братика», «Открытка для мамы».
Аппликация: «Наряд для ребят», «Украсим прихватку для бабушки».
Конструирование: «Мебель для малышки», «Гараж для папиной машины».
Книжки – раскраски : «Дружная семья», «Дети имеют право», «Семья зверей», «Из какой сказки?».
Трафареты для рисования «Звериная семья», «Детки».
Музыкально-театрализованная деятельность: разучивание песен о маме (подготовка к дню матери, песен-игр «У дядюшки Якова», хороводов, танцевальных номеров, колыбельных.
Слушание песен: «Песенка про папу»,«Мамочка моя милая»,«Песенка мамонтенка», «Папа может», «Бабушка рядышком с дедушкой», «Колыбельная медведицы» и др.
Физическое развитие
Пальчиковая гимнастика «Семья», «Кто живет у нас в квартире», «Как у нас семья большая».
Игры с ладонями «Ладушки, ладушки»
Пальчиковые игры с потешками.
Физминутки «Семейная зарядка», «Помогаем маме», «Устала наша бабушка», «Маму я свою люблю».
Игра – имитация «Бабушка и котенок».
Работа с родителями
Памятка «Создание благоприятной семейной атмосферы».
Буклеты «Воспитание ребенка начинается в семье»,
«Права детей в семье».
Папка передвижка «Что такое семья?».
Оформление фотоальбома «Наша дружная семья».
Оформление стенда: «Моя семья».
Оформление выставки детской литературы, для просмотра
Оформление фото - газеты «Дерево держится корнями, а человек семьёй».
Выставка семейных фотографий «Как мы играем дома».
Создание семейного генеалогического дерева
Индивидуальные беседы с родителями на тему: «Игры детей в семье», «Учим правилам этикета», «Домашние обязанности ребенка».
Продукт реализации проекта:
Фотоальбом «Моя семья».
Фото - газета «Дерево держится корнями, а человек семьёй».
Картотеки игр, пословиц, загадок, потешек, чистоговорок, стихов, физминуток, пальчиковых игр о семье.
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр о семье.
Шапочки маски для драматизации.
Итоговое мероприятие
Развлечение«Мамины помощники»
Используемая литература
Методическая литература
1. Зверева О. Х., Кротова Т. В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М. : Т. Ц. Сфера, 2005.
2. Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»: -М. : Линка- Пресс, 2007.
3. Козлова А. В., Дешулина Р. П. «Работа с семьей»: -М. : Т. У. Сфера, 2004.
4. Колентьева О., Калемуллина С., «Праздники в детском саду»: -М. : Просвещение, 2001.
5. Шорыгина «Беседы об основах безопасности с детьми 3-4 года»
6. Шорыгина «Беседы об этикете с детьми 3-4 года»
7. Барто А. Стихи детям: литературно-художественное издание. – М. : ТД «Эксмо», 2012. – 144с.
8. Детский сад и молодая семья: основы успешного взаимодействия / Под ред. Н. В. Микляевой. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 128с. – (Библиотека Воспитателя).Журнал 9.«Музыкальная Палитра», музыкальное воспитание в детском саду, семье и школе. №4.2012. – 36 с.
Детская литература
10. Е. В. Соколова, Н. Н. Нянковская «Этикет для малышей»-Ярославль: академия развития, 2009.
11. Волкова Татьяна Сергеевна «Русские народные сказки для самых маленьких» Изд. : Лабиринт, 2015 г.
12. М. Борисенко, Н. Лукина «Мамин день». Методическое пособие, грамматика в играх и картинках. ООО «Издательство Астрель» 2009.
13. Е. Данилова «Уроки для самых маленьких» Изд. ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС», 2008.
14. Сборник 'Русские народные сказки', серия 'Все лучшие сказки', Росмэн [05664-5]
15. Родионова Н. Н. «Русские народные сказки для малышей» Изд. : Махаон, 2010 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Картотека видов деятельности по теме «Семья»
(Дети и взрослые; Семья и семейные традиции)
ОО «Социально-коммуникативное» / «Речевое развитие»
Дидактическая игра «Назови ласково»
Задачи: -воспитывать дружелюбное отношение к членам семьи; -научить образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным значением.
Предложить детям рассмотреть сюжетные картинки с изображением членов семьи в действии, и назвать их ласково: «Это – мамочка. Она моет посуду. Это – дедушка. Он читает газету. Братик играет, а папочка смотрит телевизор».
Дидактическая игра «Кто кому кто?»
Задачи: -воспитывать любовь к своим родным и близким; -научить детей определять родственные связи; -совершенствовать умения правильно строить предложения.
Предложить детям рассмотреть фотографии, заранее принесённые из дома, на которых изображены несколько членов семьи. Дети называют, кто кому кем приходится: «Это моя тётя Марина. Рядом со мной – сестра Аня. За папой стоит мой брат Антон».
Дидактическая игра «Кому что подарим?»
Задачи: -воспитывать внимание к своим родным и близким; -приобщать к семейным традициям и обычаям; -формировать культуру проведения семейных праздников; -учить составлению связного рассказа.
Раздать каждому ребёнку картинку с изображением подарка маме или папе (мужские часы, набор инструментов, цветы, конфеты и т. п.) На магнитную доску поместить две картинки с изображением мамы и папы. Каждый ребёнок помещает свою картинку около мамы или папы, при этом произнося: «Часы я подарю папе», «Цветы я подарю маме».
Дидактическая игра «Моя семья»
Задачи: -активизировать в речи детей слова, обозначающие членов семьи, -учить детей отвечать на вопросы полным предложением.
Материал: семейные фотографии детей.
Педагог предлагает детям рассмотреть семейные фотографии и ответить на вопросы:
- С кем ты живёшь?
- Кто самый старший в вашей семье?
- Кто самый младший?
- Для мамы ты кто?
- А для бабушки?
- Ты любишь своих близких?
- Кто чем занимается в семье?
- Кто о тебе заботится?
- Как ты заботишься о других?
Дидактическая игра «Как зовут членов семьи»
Задачи: -закреплять умение детей четко называть членов своей семьи;- развивать память, связную речь; -воспитывать любовь к своей семье.
Дети стоят в кругу и по очереди называют членов своей семьи.
Например: «Я живу с мамой Наташей, папой Сашей, братом Владиком.
У меня есть бабушка Лида, бабушка Вера, дедушка Гриша и дедушка Павел».
Дидактическая игра «Кто что делает»
Задачи: -активизировать в речи детей слова, обозначающие действия; -учить составлять предложения.
Материал: картинки, на которых изображены члены семьи за разными занятиями.
Ребенок берет картинку и называет, что изображено
на картинке: «Мама гладит белье», «Дедушка читает газету» и т. д.
Дидактическая игра «Дополни предложение»
Задачи: активизировать в речи детей слова, обозначающие членов семьи их имена.
Меня зовут… мне. лет.
Мою маму зовут…
Моего папу зовут….(сестру, брата, деда, бабушку.)
Самые вкусные пирожки у нас печёт…
Самый сильный и смелый у нас…
Я люблю гулять с…
Интересные сказки умеет рассказывать…
Любимая, заботливая, нежная …
Добрая, милая, ласковая …
Младший, смешной, непоседливый ….
Серьезный, сильный, трудолюбивый …
Веселая, умная, красивая старшая….
Добрый, серьезный, мудрый….
Дидактическая игра «Один - много»
Задачи:- учить детей образовывать существительные во множественном числе.
Материал: мяч
Дети стоят в кругу, педагог бросает мяч одному из детей, называя одного из членов семьи. Ребенок кидает мяч, педагогу обратно, называя это слово во множественном числе.
Дидактическая игра «Придумай загадку»
Задачи :-развивать связную речь у детей, -учить детей составлять описательный рассказ,
активизировать в речи детей употребление определений,- закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными.
Педагог предлагает детям придумать загадку про одного из членов своей семьи.
Инструкция: в начале игры педагог дает образец составления загадки.
Дидактическая игра «Кто возле кого»
Задачи: :-развивать связную речь у детей, обогатить речь детей пространственными предлогами.
Материал: сюжетная картинка по теме «семья»
Педагог задает детям вопросы по картинке:
«Кто возле мамы»,
«Кто рядом с дедушкой»,
«Кто около папы».
Инструкция: дети должны давать полный ответ: «Возле мамы сестра» и т. п.
Чтение художественной литературы:
Пословицы, поговорки
Задачи: -воспитывать доброжелательное, дружелюбное отношение к членам семьи;
-формировать опыт социального взаимодействия в семье; -приобщать детей к народному фольклору.
• Вся семья вместе, так и душа на месте.
• В хорошей семье хорошие дети растут.
• Дружную семью горе не берёт.
• Дерево держится корнями, а человек семьёй. и др.
Загадки
Задачи: -воспитывать заботливое, уважительное отношение ко всем членам семьи; -обогащать и активизировать словарь по теме.
Это главное слово на свете
Говорят самым первым все дети.
(Мама)
Любит он футбол смотреть,
Любит в душе песни петь,
Очень любит мою маму
И меня, хоть я – упрямый.
(Отец)
Очень добрая она,
Всё прощает нам всегда.
По сусекам помела,
Деду что – то испекла.
(Бабушка)
Он усталый, молчаливый.
Иногда слегка ворчливый,
Ходит с длинной бородой.
Старый. Кто это такой?
(Дед)
Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка —
Моя старшая.
(Сестрёнка)
Я у мамы не один,
У неё ещё есть сын,
Рядом с ним я маловат,
Для меня он — старший.
(Брат)
Потешки
Задачи:- -формировать навыки грамотной речи; -приобщать детей к народному фольклору.
Кто - кто в этом доме живет?
Кто - кто вместе с солнцем встает?
Это Дашенька проснулась
Маме с папой улыбнулась
И, откинув одеяло,
вдруг сама на ножки встала!
Здравствуй солнышко
Колоколнышко!
(с поглаживанием)
На малышку глядя,
Спинку мама гладит:
Рыбка по морю плывёт,
Белка хвостиком метёт,
Как по небу облачкa
Мы погладили бочкa.
Как летят снежинки,
Так мы гладим спинку!
Скороговорки и чистоговорки
Задачи: -учиться детей правильно и четко выговаривать звуки, -развивать речевой аппарат при помощи чистоговорок и скороговорок.
Скороговорки
•Купила бабуся бусы Марусе.
•У ежа — ежата, у ужа — ужата.
•У перепела и перепелки пять перепелят.
•Проворонила ворона воронёнка.
•Милу мама мылом мыла.
Чистоговорки
•Ша-ша-ша, ша-ша-ша - мама нянчит малыша.
•Ев-ев-ев — папа строит хлев.
•Ду-ду-ду – домой пойду.
•Ед-ед-ед — жил-был дед.
•Яд-яд-яд — у мамы добрый взгляд.
•Ло-ло-ло – папа взял в сарай сверло.
Стихотворение «Посидим в тишине»
Задачи: -воспитывать доброжелательное, дружелюбное отношение к членам семьи; -формировать навыки грамотной речи.
Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
– Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
– Ничего, – шепнул он будто, –
Посидим и в тишине.
Е. Благинина
Вопросы для обсуждения:
-почему девочка решила посидеть в тишине?
-как вы проявляете заботу о маме?
Стихотворение «Моя родня»
Мама с папой – моя родня.
Нет роднее родни у меня.
И сестрёнка родня, и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
Я родных своих люблю.
Скоро всем подарки куплю.
Папе будет моторная лодка,
Маме в кухню волшебная щётка,
Молоток настоящий братишке,
Мяч сестрёнке, конфета Тишке.
А ещё есть у меня
Друг Серёжка, мне тоже родня.
Я к нему прибегаю с утра,
Без него мне игра не игра.
Все секреты ему говорю,
Всё на свете ему подарю.
Я. Аким
Вопросы для обсуждения:
- почему друг Серёжка тоже родня?
- за что мы любим своих родных?
Стихотворение «Научу обуваться и братца»
Я умею обуваться,
Если только захочу.
Я и маленького братца
Обуваться научу.
Вот они – сапожки.
Этот - с левой ножки,
Этот – с правой ножки.
Если дождичек пойдет,
Наденем калошки.
Эта – с правой ножки,
Эта – с левой ножки.
Вот как хорошо!
Е. Благинина
Вопросы для обсуждения:
-зачем учить братца правильно обувать сапожки?
-кто вас научил правильно обуваться?
Стихотворение "Помощница"
Рано-рано встану я,
В сад гулять пойду.
Яблоки румяные
Соберу в саду.
Солнце улыбается
Каждому кусту,
Маминой помощницей
Я в семье расту
Н. Сынгаевский
Вопросы для обсуждения:
-кого можно назвать маминым помощником?
-как вы помогаете маме?
Стихотворение «Улыбнётся мама»
Задачи: -воспитывать любовь к самому близкому человеку – маме; -формировать интонационную выразительность речи детей.
Сыро, хмуро за окном,
Дождик моросит,
Низко небо серое
Над крышами висит.
А в доме – чистота, уют,
У нас своя погода тут.
Улыбнётся мама ясно и тепло –
Вот уж вам и солнышко
В комнате взошло!
О. Дриз
Вопросы для обсуждения:
- что значит «небо серое висит»?
- почему, когда мама улыбнётся, становится «ясно и тепло»?
Рассказ «Отец и сыновья»
Задачи: -воспитывать заботливое, уважительное отношение ко всем членам семьи; -приобщать к чтению художественной литературы.
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит:
- Сломайте!
Сколько они не бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному прутику.
Они легко переломали прутья поодиночке.
Отец и говорит:
- Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да все врозь, - вас всякий легко погубит.
Л. Н. Толстой
Вопросы для обсуждения:
- зачем отец велел принести сыновьям веник?
- почему братья не смогли переломать целый веник?
- чему хотел отец научить своих сыновей?
Рассказ «Лекарство»
Задачи: -воспитывать заботливое отношение к маме; -развивать чувства сопереживания и желание помочь близкому человеку; -учить пересказывать короткие рассказы близко к тексту.
Захворала мать Тани, и доктор прописал больной горького лекарства. Видит девочка, что мать пьёт с трудом, и говорит ей:
- Милая мама! Дай я выпью лекарство за тебя.
К. Д. Ушинский
Вопросы для обсуждения:
- что означает слово «захворала»?
- почему девочка Таня хотела выпить лекарство за маму?
- какими качествами обладает Таня?
ОО «Познавательное развитие» / «Речевое развитие»
Считалочка
Задачи: -воспитывать уважительное отношение к старшему поколению; -формировать память и внимание.
Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь, восемь-
Ходит бабка с длинным носом,
А за нею дед.
Сколько деду лет?
Говори, поскорей,
Не задерживай людей.
ОО «Речевое развитие» / «Физическое развитие»
Пальчиковая гимнастика «Семья"
Задачи: -обогащать и активизировать словарь детей; -укрепить мышцы рук и кистей.
(разгибать из кулака пальцы и сопровождать движение текстом)
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папа,
Этот пальчик - мама,
Этот пальчик - Я -
Вот и вся моя семья.
Пальчиковая гимнастика «Сорока - белобока»
Сорока - белобока
Кашку варила,
Детишек кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала.
А этому не дала:
Ты воду не носил,
Дров не рубил,
Печку не топил
Кашу не варил
(загибать пальцы в кулак)
Пальчиковая гимнастика «Кто живет у нас в квартире»
Раз, два, три, четыре,
Кто живет у нас в квартире? (хлопки)
Папа, мама, брат, сестра,
Ну а пятый это я. (загибать пальцы в кулак)
Пальчиковая гимнастика «Кто приехал?»
Кто приехал? Мы, мы, мы. Хлопать кончиками пальцев.
Мама, мама, это ты? Да, да, да. Большие и указательные пальцы.
Папа, папа, это ты? Да, да, да. Большие и средние пальцы.
Братец, братец, это ты? Да, да, да. Большие и безымянные пальцы.
Ах, сестричка, это ты? Да, да, да. Большие пальцы и мизинцы.
Игра с ладонями «Ладушки, ладушки»
Ладушки, ладушки,
Где были?
У бабушки!
(хлопают в ладоши)
А у бабушки ладони
Все в морщинах собраны
(показывают руки ладонями вверх,
А у бабушки ладони
Добрые – предобрые
(поглаживают ладони друг о друга)
Все работали ладони
Долгими годами
(постукивают кулачком о ладони)
Пахнут добрые ладони
Щами с пирогами
(подносят ладони к лицу)
По кудрям тебя погладят
Добрые ладони
(имитируют поглаживание)
И с любой печалью сладят
Теплые ладони
(складывают ладони, подносят к лицу, дуют)
Ладушки, ладушки,
Где были?
У бабушки
(хлопают в ладоши)
Физминутка «Устала наша бабушка»
Задачи: учить соотносить слова с движениями, развивать интонационную выразительность речи, воспитывать уважение к людям старшего поколения.
Устала наша бабушка
(Дети стоят в кругу, руки за спиной)
Присела на порог
(Приседают)
Куда пропал, куда пропал
(Берутся руками за голову и раскачивают из стороны в сторону)
Куда пропал внучок
Подумала, поохала
(Указательные пальцы к щекам)
Потом тихонько встала
(Выпрямляются в полный рост)
Пошла вокруг да около -
(Идут друг за другом по кругу)
Искать внучка сначала
(Поворачивают голову влево, вправо, руки за спиной)
Физминутка «Помогаем маме»
(Подражательные движения по тексту)
Дружно маме помогаем –
Пыль повсюду вытираем.
Мы белье теперь стираем,
Полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем.
Физминутка «Семейная зарядка»
Осенью, весною,
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает (руки вверх и вниз).
Папа бодро приседает (приседания).
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева (руки на поясе, повороты всем корпусом).
А я сам бегу трусцой
И качаю головой (бег на месте и наклоны головой в стороны).
Физминутка «Маму я свою люблю»
Маму я свою люблю,
Я всегда ей помогу:
Я стираю, полоскаю,
Воду с ручек отряхаю,
Пол я чисто подмету,
И дрова ей наколю.
Маме нужно отдыхать,
Маме хочется поспать,
Я на цыпочках хожу, и ни разу,
И ни разу ни словечка не скажу.
Игра-имитация «Бабушка и котенок»
Наша бабушка идет
И корзиночку несет.
Села тихо в уголочек,
Вяжет деточкам чулочек.
Посидела, повязала
И тихонько задремала.
Воспитатель в роли бабушки
(или кукла из театра) вяжет,
засыпает, роняя клубки.
Вдруг котята прибежали
И клубочки подобрали.
«Мур-мур-мур-мур-мур!»
«Котята» выбегают из-за
«заборчика», играют с клубочками,
собирают их и прячутся обратно.
Как же мне вязать чулочки?
Где, где мои клубочки?
Бабушка просыпается и ищет клубочки.
Русская народная игра «У дядюшки Якова»
Задача: соотносить глагол с действием, которое он обозначает.
Дети идут по кругу и декламируют:
У дядюшки Якова семеро детей.
Семеро, семеро веселых сыновей.
Они и пили, и ели.
Друг на друга все смотрели,
И все делали вот так.
И вот этак, и вот так.
На последние две строчки круг останавливается, и ведущий,
а затем и все играющие выполняют различные действия: дудят,
барабанят, трубят, звонят в колокольчики, играют на гитаре,
на гармошке и т. д. По окончании каждого действия ведущий спрашивает:
«Что делали сыновья?» Дети отвечают, и игра продолжается.