Русакова
Организация взаимодействия ДОУ с семьей
▼ Скачать + Заказать документы
Семья – это первый социум ребенка. Семья является образцом, по которому будут строиться отношения ребенка с окружающим миром. Взгляды взрослых на мир, их стереотипы поведения, жизненные позиции находят прямое отражение в поведении детей, определяют особенности детских взаимоотношений. Родители часто не имеют достаточных знаний возрастных особенностей своего ребенка, не обладают достаточной компетенцией в вопросах воспитания. Зачастую процесс воспитания в конкретной семье основан на стереотипах и традициях, которые не всегда являются педагогически верными. Такое воспитание может явиться причиной поведенческих проблем ребенка.
Публикация «Организация взаимодействия ДОУ с семьей» размещена в разделах
Детский сад, так же как и семья, является важным институтом социализации ребенка. Конечно же, функции семьи и детского сада в части вопросов воспитания несколько различны. И тем более важным представляется взаимодействие детского сада и семьи, которое является залогом всестороннего и гармоничного развития личности ребенка.
Целью этого взаимодействия является создание единого пространства для развития детей в семье и детском саду, интеграция родителей в детсадовскую жизнь ребенка, становление родителей полноценными участниками воспитательного процесса и полное удовлетворение интересов детей и родителей.
Для реализации этой цели детскому саду необходимо «повернуться» лицом к семье, привлекать семью на свою сторону для реализации единого подхода в воспитании детей, оказывать семье необходимую педагогическую помощь, повышать педагогическую культуру родителей.
Чтобы полностью раскрывались способности и возможности детей, нужно, чтобы семья и детский сад стали открытыми другу. Однако при взаимодействии этих двух структур необходимо реализовывать дифференцированный подход к каждой конкретной семье, учитывая социальный статус и микроклимат семьи. Важную роль играет также выяснение степени заинтересованности родителей в воспитательном процессе.
ФГОС предъявляет ряд требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к условиям создания социальной ситуации развития детей. Эти условия предполагают, в числе прочего, «взаимодействие с родителями … по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи» (ФГОС ДО, пункт 3.2.5.)
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ С СЕМЬЕЙ МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ НА СЛЕДУЮЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ:
• изучение семьи, запросов и ценностей, уровня педагогической компетенции;
• информирование родителей;
• консультирование родителей;
• просвещение и обучение родителей;
• совместная деятельность детского сада и семьи;
Как уже говорилось выше, важную роль в планировании и построении работы с родителями играет выяснение степени их заинтересованности и педагогической компетенции. То есть, на первый план выходит аналитика. В книге «Путеводитель по ФГОС дошкольного образования» (*) предлагаются следующие аналитические формы работы с родителями: анкетирование, опрос, интервью, беседа, наблюдение за общением ребенка и родителей. Применение вышеупомянутых форм позволяет получить информацию об общекультурном уровне семьи, о наличии педагогических знаний у родителей, о желании семьи получать психолого-педагогическую помощь от детского сада. Только при наличии информации подобного рода возможно построить грамотное общение с родителями.
Второе направление взаимодействия ДОУ с семьей – это информирование родителей посредством рекламных буклетов, информационных стендов, информации на сайте учреждения, личного общения и бесед по телефону. Сюда же относятся родительские собрания, фотогазеты и памятки.
Следующее направление работы с семьей – консультирование родителей. Здесь используются следующие формы: индивидуальное, семейное, очное и дистанционное.
Четвертое направление взаимодействия с семьей – просвещение и обучение родителей – позволяет повысить психолого-педагогическую культуру родителей, скорректировать взгляды родителей на воспитание ребенка в условиях семьи. Кроме этого родители получают возможность ознакомиться с особенностями возрастного и психологического развития детей, овладеть практическими навыками и приемами воспитания. К этому направлению относятся семинары-практикумы, мастер-классы, приглашение специалистов, тренинги, творческие задания, лекции.
* Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах / Под ред. Верховкиной М. Е., Атаровой А. Н. СПб. изд. КАРО, 2014.
Ещё одно направление взаимодействия – совместная деятельность детского сада и семьи. Здесь речь идет, в основном, о досуговых формах организации общения. Работа в данном направлении не только позволяет установить позитивные неформальные отношения между родителями и педагогами, но и способствует гармонизации отношений между родителями и детьми.
Необходимо учитывать, что процесс взаимодействия семьи и детского сада будет эффективным лишь в том случае, если это взаимодействие будет носить систематический характер.
Под системой в данном случае понимается не только регулярность взаимодействия с семьей, но и интеграция такого взаимодействия во все образовательные области.
В книге «Путеводитель по ФГОС дошкольного образования» подробно рассматриваются всевозможные формы взаимодействия ДОУ и семьи. По мнению авторов книги формы работы с родителями целесообразно разделить на пять групп: информационно-аналитические, познавательные, досуговые, письменные, наглядно-информационные.
Наряду с традиционными формами взаимодействия детского сада и семьи авторы предлагают много новых и интересных способов взаимодействия педагогов и родителей. Рассмотрим некоторые их них.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ :
ПРАКТИКУМ. Применяется с целью выработки у родителей педагогических умений и навыков, позволяет решать возникающие педагогические ситуации.
ДИСКУССИЯ. Представляет собой обмен мнениями по вопросам воспитания. Позволяет включить родителей в обсуждение актуальных проблем. Способствует формированию умения анализировать факты и явления с опорой на накопленный опыт.
ВЕЧЕРА ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ. Дают возможность родителям уточнить и расширить свои педагогические знания.
РОДИТЕЛЬСКИЙ ТРЕНИНГ. Является формой работы с родителями, желающими изменить свое отношение к поведению и взаимодействию со своим ребенком. Способствует тому, что общение с ребенком становится более открытым и доверительным.
СЕМЕЙНАЯ ГОСТИНАЯ. Помогает раскрывать внутренний мир детей, улучшает эмоциональный контакт между родителями и детьми.
ДНИ ДОБРЫХ ДЕЛ. Дни добровольной помощи родителей детскому саду (ремонт игрушек, мебели в группе, оказание помощи в создании ПРС группы). Такая форма взаимодействия помогает налаживанию теплых доброжелательных отношений между родителями и воспитателями.
КАК БЫ НИ БЫЛИ РАЗНООБРАЗНЫ СПОСОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ, ВСЕ ОНИ ПРИЗВАНЫ РЕШАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:
1. Установление отношений партнерства с семьей каждого из воспитанников.
2. Объединение усилий для всестороннего развития и воспитания детей.
3. Повышение педагогической компетенции родителей.
4. Создание атмосферы взаимопонимания, установление теплых и дружеских взаимоотношений между родителями и воспитателями, налаживание эмоционального контакта.
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ЦЕЛЕСООБРАЗНО ВЫСТРАИВАТЬ В ТРИ ЭТАПА
Первый этап – «Давайте познакомимся!». На этом этапе происходит знакомство родителей с детским садом, с коллективом педагогов, с образовательными программами. Кроме этого, раскрываются возможности совместной работы.
На втором этапе, который называется «Давайте подружимся», в работе с родителями используются такие активные формы взаимодействия как тренинги, круглые столы, игровые семинары. Результатом этого этапа становится создание родительско-педагогического сообщества.
Третий этап - «Давайте узнавать вместе». Родительско-педагогическое сообщество направляет свою деятельность на развитие ребенка. Здесь речь идет о проектной деятельности, совместных экскурсиях, посещениях выставок и музеев.
ЧТОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ С СЕМЬЕЙ БЫЛО НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫМ, НЕОБХОДИМО ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ СЛЕДУЮЩИХ ПРИНЦИПОВ:
• Доброжелательный, позитивный стиль общения с родителями, при котором не уместны категоричность суждений и требовательный тон. Именно на позитивном общении должна строиться вся работа воспитателей с родителями.
• Индивидуальный подход не только в работе с детьми, но и при общении с родителями. Здесь очень пригодится способность чувствовать ситуацию, понимать настроение другого человека. Важно уметь успокоить родителя, посочувствовать, если это необходимо, убедить в необходимости объединения усилий по воспитанию ребенка.
• Взаимодействие должно происходить в форме сотрудничества, а не наставничества. Современные родители, в основном, полагают, что прекрасно умеют воспитывать собственных детей. Поэтому позиция наставления не только не принесет положительный результат, но и будет мешать установлению теплых, дружеских отношений между родителями и педагогами. Гораздо более эффективным будет создание атмосферы взаимопонимания, сопричастности, поддержки семьи. Коллективу детского сада необходимо демонстрировать заинтересованность и искреннее желание помочь.
• К любому мероприятию по взаимодействию с семьей необходимо тщательно и серьезно готовиться. На первое место здесь выступает качество, а не количество отдельных, не связанных между собой мероприятий. Плохо подготовленное родительское собрание или не до конца продуманный семинар могут оказать негативное влияние на имидж детского сала в целом.
• Динамичность. Является важнейшим принципом. В современных условиях детский сад просто обязан находиться в режиме постоянного развития, моментально реагировать на изменение социального состава родителей, их воспитательных запросов и образовательных потребностей. В соответствии с этим будут меняться и формы работы с семьей.
В заключении хочется сказать о самом главном. Чтобы взаимодействие ДОУ и семьи было максимально эффективным, нужно, чтобы педагог не просто использовал какие-то способы и формы взаимодействия, а внутренне их принимал, стремился выработать у себя позитивный настрой, был открытым для инноваций и экспериментов.