Надежда Сорокина
Проект «Будьте здоровы!»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Актуальность.
Согласно современной государственной доктрине, здоровье детей – это ценность для нашей страны в целом.
Основная задача детского сада – подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки.
Размышляя о природе здоровья, древнегреческий врач и естествоиспытатель Гиппократ писал в «Книге о ветрах» : «Болезни едва ли могут происходить из другого источника, кроме воздуха, когда он в большем или меньшем количестве, или более сгущённый, или пропитанный болезнетворными миазмами входит в тело…» Однако предположения о взаимосвязи дыхания и здоровья выдвигались задолго появления трудов греческого мудреца. И здесь нельзя не упомянуть пионера дыхательной гимнастики Гермеса Трисмегиста. Системе физиологически обоснованных и высокоэффективных дыхательных упражнений Гермеса Трисмегиста – более двух тысячелетий!
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Мы говорим «утро дышит прохладой», «вздохнула земля», «божественное дыхание ветерка», - вся наша планета дышит и развивается как живой организм.
Дыхание – основа всего живого. Общеизвестно, что биологическая потребность в дыхании является базисной витальной потребностью живого организма.
Дыхание является сложным биологическим процессом потребления кислорода из окружающей среды и выделением углекислого газа.
С медицинской точки зрения этот аспект нормальной жизнедеятельности человека разработан достаточно хорошо, философские и психологические составляющие находятся на этапе дальнейших разработок. Однако педагогический компонент исследования речевого дыхания недостаточно изучен.
Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция.
Речевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания. Речевое дыхание – это управляемый процесс. Количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависит от цели и условия общения.
Сейчас все чаще и чаще обращаются за помощью к дыхательным гимнастикам с целью излечения от разных недугов.
А. Н. Стрельникова утверждала: «Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют потому, что болеют, а болеют потому, что не умеют правильно дышать. Научите их этому – и болезнь отступит». Дыхательная гимнастика является наиболее эффективным методом не только профилактики простудных заболеваний и заболеваний органов дыхания у детей, но и общего укрепления организма ребенка. При выполнении комплекса таких упражнений развивается дыхательная мускулатура, речевой аппарат, происходит насыщение крови кислородом, что благотворно влияет на деятельность всех органов и систем.
Гимнастика А. Н. Стрельниковой нормализует волнение, давление и температуру, помогает в лечении гипертонии, избавлении от сутулости, ликвидирует ночное недержание мочи; используется при лечении заикания.
Заикание занимает совершенно особое место среди речевых расстройств, и именно с ним, точнее, с беспрецедентно большим процентом излечения этого недуга прочно ассоциируется гимнастика Стрельниковой.
Гимнастику Стрельниковой нередко называют парадоксальной. Сама Александра Николаевна неоднократно повторяла: «Да, наша гимнастика парадоксальна, потому что вдох мы делаем в момент движений, сжимающих грудную клетку!»
Вдох – это жизнь, вдох – это самый главный элемент парадоксальной дыхательной гимнастики Стрельниковой, своеобразный краеугольный камень, на котором стоит весь комплекс упражнений
В литературе встречаются и другие нетрадиционные методы лечения: гимнастикой йогов, дыханием «по- Бутейко», гимнастикой Цигун, методом Су-Джок, даосской дыхательной системой. В каждом из них есть свое рациональное звено. Но они все требуют от человека максимальных энергетических затрат, а некоторые даже перестройки всего образа жизни и рассчитаны на годы напряженной тренировки.
Итак, дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой не требует больших помещений и энергетических сил от человека, легка в освоении и используется в лечении заикания. Поэтому проблема адаптации данной дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста приобретает актуальность в современной действительности.
В дошкольном учреждении дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.
При занятиях необходимо соблюдать следующие требования:
- выполнять упражнения каждый день по 3 – 6 мин, в зависимости от возраста детей;
- проводить упражнения в хорошо проветриваемых помещениях или при открытой форточке;
- заниматься до еды;
- заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;
- дозировать количество и темп проведения упражнений;
- вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот;
- вдыхать легко и коротко, а выдыхать – длительно и экономно;
- в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе;
- после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2 – 3 сек.
Занимаясь дыхательной гимнастикой, важно следить, чтоб у ребенка не было симптомов гипервентиляции легких (учащённое дыхание, резкое изменение цвета лица, дрожание кистей рук, чувство покалывания и онемения в руках, ногах).
Если начинает кружиться голова – складываем ладошки вместе («ковшиком», подносим их вплотную к лицу и несколько раз глубоко дышим в них (2-3 раза).
После этого дыхательную гимнастику можно продолжать.
Таким образом, использование дыхательных упражнений, в комплексах утренних зарядок, физкультминутках и занятиях, помогает предупредить возникновение простудных заболеваний, повысить общий жизненный тонус, укрепить психофизическое здоровье детей, а значит, и обеспечить полноценное и гармоничное развитие дошкольников.
Умение управлять дыханием позволяет управлять собой. Проект «Будьте здоровы!» способствует решению данной проблемы, т. к в нем представлены разные виды дыхательных упражнений и дыхательной гимнастики, правильное их выполнение. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствует воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактика болезней дыхательных путей. Правильное речевое дыхание- основа звукопроизношения, речи в целом.
II.Проблема.
Ухудшение здоровья у детей дошкольного возраста, что требует необходимости использования современных, инновационных подходов воспитательно-оздоровительной работы.
III. Цель.
Создание условий для внедрения здоровьесберегающих технологий по профилактике простудных заболеваний у детей старшего дошкольного возраста. Создать условия для повышения общего жизненного тонуса ребенка и сопротивляемости, закаленности и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы. способствовать укреплению здоровья детей и приобщению к здоровому образу жизни.
IV. Задачи проекта.
1Продолжать распространять здоровьесберегающие технологии Стрельниковой А. Н по дыхательной гимнастике.
2. Продолжать приобретать и делать своими руками дидактические игры для формирования развития физиологического дыхания.
3. Продолжать знакомить родителей с системой дыхания по Стрельниковой А. Н. Организовать родительскую гостиную.
4. Создать условия для развития предметно-развивающей среды.
5. Продолжить добиваться снижения заболеваемости у детей подготовительной группы.
V. Целевая группа:
Участниками проекта являются дети первой, второй, средней, старшей и подготовительной групп, родители, психолог, музыкальный руководитель.
VI. Ожидаемый результат.
Положительная психологическая адаптация к новой оздоровительной методике.
2. Воспитанники постепенно овладевают техникой дыхания в сочетании с упражнениями, согласно возрастным особенностям
3. Составлены диагностические карты, отслеживаются результаты.
4. Снижение общей заболеваемости ОРВИ.
5. Привлечены родители к освоению данной методики.
6. Дети и родители имеют элементарные представления о ценности здоровья
7. Улучшенное нервно- психическое состояние.
VII. Новизна проекта.
Построение здоровьесберегающей образовательной среды через применение методики А. Н Стрельниковой. Данный метод будет способствовать систематизированному целенаправленному сохранению и укреплению здоровья.
VIII. Продолжительность реализации проекта (сроки, этапы).
2014-2019год.
Этапы работы проекта :
1. Организационный. (создание предметно-развивающей среды, дидактического и методического материала внедряемого проекта, консультации для родителей)-сентябрь.
2. Основной. (мероприятия по реализации проекта с детьми; привлечение психолога, инструктора по физической культуре, музыкального работника; мероприятия с родителями).октябрь-май
3. Заключительный. (диагностика детей; анализ полученных результатов) -май.
IX. Перспективы дальнейшего развития разработки, возможности распространения опыта реализации.
Распространение положительного опыта среди педагогов ДОУ, города.
Устойчивость-дошкольное учреждение.
Социальные партнеры-родители.
Формы работы-игры, упражнения.
X. План мероприятий.
План мероприятий в подготовительной группе.
Мероприятия Сроки Исполнители Ресурсы
«Разминка».
«Ладошки» 1-2 неделя
сентябрь воспитатели родители
«Погончики
«Повороты» 3-4 неделя сентябрь воспитатели родители
«Дышим тихо и плавно».
«Воздушный шар» 1-2 неделя
октябрь воспитатели родители
«Воздушный шар в грудной клетке».
«Воздушный шар поднимается вверх» 3-4 неделя
октябрь воспитатели родители
«Обними меня»
«Губы трубочкой» 1-2 неделя
ноябрь воспитатели родители
«Утки»
«Ежики» 3-4 неделя
ноябрь воспитатели родители
«Язык трубочкой»
«Часы» 1-2 неделя декабрь воспитатели родители
«Косарь»
«Петушок» 3-4 неделя декабрь воспитатели родители
«Повороты»
«Обними плечи» 1-2 неделя январь воспитатели родители
«Ушки»
«Малый маятника» 3-4 неделя январь воспитатели психолог
«Большой маятник»
«Кошка» 1-2неделя февраль воспитатели родители, музработник
«Плакса»
«Стрельба» 3-4 неделя февраль воспитатели родители
«Ветер»
«Мельница» 1-2 неделя март воспитатели родители
«Шаги»
«Насос» 3-4 неделя
март воспитатели родители
музработник
«Полет на солнце»
«Полет в космос» 1-2 неделя апрель воспитатели родители
«Полет на луну»
«Ловим комара» 3-4 неделя апрель воспитатели родители
«Дышим тихо»
«Дышим тихо и спокойно» 1-2 неделя
май воспитатели психолог
родители
«Пускаем мыльные пузыри»
«Веселая пчелка» 3-4 неделя
май воспитатели
Формы работы:
с детьми с родителями
– беседы
– объяснение
– показ
– непосредственно-образовательная деятельность
– самостоятельная деятельность детей
– совместная со взрослым деятельность
– дидактические игры
– дыхательные упражнения
– дни здоровья
– спортивные праздники
– фотовыставки – анкетирование
– консультирование
– беседы
– показ
– объяснение
– индивидуальные беседы
– совместная деятельность с детьми
– презентация дидактического материала, детской деятельности
– мастер-класс (изготовление нетрадиционного оборудования)
–– развлечения, досуги, спортивные праздники
– фотовыставки
Этапы осуществления проекта :
Организационно-подготовительный (1 месяц) – Мониторинг уровня заболеваемости воспитанников.
– Анкетирование родителей «О здоровье всерьез».
– Обсуждение целей и задач с участниками проекта (воспитатели, музыкальный руководитель, дети, родители).
– Составление плана работы.
– Вовлечение всех участников в план совместной реализации проекта по укреплению здоровья детей.
– Изучение методической литературы.
– Подбор познавательных статей.
– Приобретение и изготовление необходимого оборудования.
– Подготовка атрибутов для самостоятельной деятельности детей.
– Разработка компьютерных презентаций «Дышим правильно, красиво», «Как мы дышим» (Приключение Кислородинки).
– Создание картотеки дыхательных упражнений.
– Разработка конспектов спортивных праздников, досугов и развлечений.
Основной (4 месяца) – Просмотр компьютерной презентации «Как мы дышим» (Приключение Кислородинки).
– Разучивание с детьми пословиц и поговорок о здоровье.
– Рассуждалки с детьми «Что такое здоровье, что такое болезнь?», «Чем отличается здоровый человек от больного?», «Что нужно делать, чтобы быть здоровым?».
– Разучивание с детьми комплексов дыхательной гимнастики.
– Включение дыхательных упражнений в различные режимные моменты.
– Фотосессия воспитанников «За здоровьем в детский сад».
– Проведение консультаций для родителей «Умеем ли мы правильно дышать», «Правильное дыхание – основная составляющая развития речи дошкольника».
– Мастер-класс для родителей по изготовлению пособий для формирования «правильного» дыхания.
– Организация совместной творческой деятельности детей с родителями. Практическое занятие «Учусь дышать вместе с мамой» с использованием предметов окружающего мира.
Заключительный (1 месяц) – Мониторинг уровня заболеваемости воспитанников (сравнительный анализ).
– Выставка пособий.
– Фотоколлаж «За здоровьем в детский сад».
– Конкурс семейных комплексов дыхательной гимнастики «Будьте здоровы!».
– Разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей по проведению дыхательной гимнастики.
– Презентация проекта для педагогов и родителей «Дышим правильно, красиво».
Ожидаемые результаты:
• повышение педагогической компетентности педагогов и родителей в оздоровительной работе с детьми;
• положительная психологическая адаптация к новой оздоровительной методике участников проекта;
• снижение простудных заболеваний у воспитанников;
• формирование у участников проекта «правильных» дыхательных привычек;
• изменение отношения детей к сохранению своего здоровья;
• использование здоровьесберегающих технологий в семье;
• обобщение и распространение опыта работы по данной теме (презентация проекта, представление в СМИ).