Ольга Ларионова
Проект по здоровьесбережению детей «Мы здоровы»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Мы здоровы»
1. Проблемно – ориентированный анализ.
Самый драгоценный дар, который человек получил от природы – это здоровье.
Человек – совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться её красотой, очень важно иметь здоровье. «Здоровье – не всё, но без здоровья – ничто», - говорил мудрый Сократ.
Какой совершенной не была бы медицина, она не может избавить каждого от болезней. «Здоровье каждому человеку даёт физкультура, закаливание, здоровый образ жизни!» - эти слова принадлежат великому отечественному хирургу, учёному, академику Н. М. Амосову.
Публикация «Проект по здоровьесбережению детей „Мы здоровы“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Здоровье детей и их развитие – одна из главных проблем семьи и детского сада. Здоровье детей за последние годы имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. И речь идёт не только о физическом, но и психическом здоровье. Неблагоприятное экологическое состояние окружающей среды, предельно низкий социально-экономический уровень жизни населения страны привели к снижению защитно-приспособительных возможностей организма. Как сделать, чтоб ребёнок не терял здоровья? Как сделать, чтоб сохранить и укрепить здоровье детей? Здоровье детей – забота всех и надо её решать комплексно и сообща.
Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения – одна из приоритетных задач нашего дошкольного учреждения.
2. Гипотеза.
Тема здоровья особенно актуальна в наше время, ведь любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. И формируя у детей представление, что здоровье – одна из главных ценностей жизни. Мы учим их, беречь и укреплять своё здоровье.
В ходе реализации проекта, дети будут обеспечены необходимой информацией, которая позволит им сохранить и укрепить здоровье.
3. Название проекта. «Мы здоровы».
4. Проект: долгосрочный, групповой.
5. Сроки реализации: 03 октябрь 2016 – 15 декабря 2016г.
6. Цель проекта: Сохранение и укрепление здоровья детей.
7. Задачи:
• Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни, позволяющую сознательно относиться к своему здоровью, избегать опасности;
• Формировать у родителей и воспитанников ДОУ ответственность за сохранение и укрепление здоровья;
• Помочь ребенку осознать свою самостоятельность в поведении.
8. Возможные риски и пути их преодоления
Риски Пути преодоления
1. Отсутствие интереса у детей. Использование различных методов и приемов для заинтересованности детей.
2. Нежелание родителей сотрудничать в реализации проекта. Консультации. Максимальная мотивация: распространение информации о значимости ЗОЖ, последствиях нарушения здоровья.
9. Планирование работы по реализации проекта.
1 этап: подготовительный. 03.10.- 07.10. 2016 г.
• Подбор диагностического материала.
• Диагностика первичных знаний детей в области здоровьесбережения
• Изучение методической литературы и теоретических сведений о здоровьесбережении.
2 этап: основной. 10.10.- 09.12. 2016 г.
Тематические занятия:
Сюжетно-ролевые игры.
Дидактические игры
Игра-драматизация.
Двигательные упражнения.
Подвижные игры народов мира.
Беседа-выступление родителя.
Развлечение.
Экспериментирование.
Чтение художественной литературы, стихов, пословиц, поговорок и т. д.
Составление рассказов по картинкам.
Встречи со специалистами.
Консультации.
3 этап: заключительный. 12.12.-15.12.2016г.
Анкетирование родителей. Опрос детей.
10. Способы и средства достижения результата.
Проведение тематических занятий в разных областях на тему здоровьесбережения, различные игры (сюжетно – ролевые, подвижные, дидактические, проведение конкурсов.
11. Ресурсное обеспечение:
Картотека дидактических игр.
Сюжетно- ролевые игры.
Картотека дыхательных упражнений.
Картотека двигательных упражнений.
Картотека эксперементирования.
Тематические картинки для составления рассказов.
Тематическая художественная литература.
Картотеки подвижных игр.
Консультации.
Специалисты.
12. Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.
13. Техническое обеспечение.
ПК,
Бумага
14. Предполагаемый результат:
По окончании проекта старший дошкольник должен:
- знание детьми информации о здоровье.
- понимание детьми значимости здоровья в жизни каждого человека.
- знать смысл понятия "здоровье", "здоровый образ жизни";
- иметь представление о строении собственного организма;
- осознать необходимость проведения ежедневных гигиенических процедур.
- проявление заботы и уважения к своему здоровью и здоровью
окружающих.
15. Реализация проекта.
Схема реализации проекта
Раздел программы
Виды деятельности
Игровая деятельность
• Сюжетно-ролевые игры «Больница», «Скорая помощь», «Детский сад», «Семья», «Фитнес-
клуб».
• Дидактические игры «Малыши-крепыши. Физкультура, закаливание, здоровый образ жизни», «Гигиена и
хорошее здоровье», «Наши чувства и
эмоции», «Как избежать
неприятностей», «Что за ягодка
такая?», «Загадай, мы отгадаем»,
«Четвёртый лишний», «Валеология
или здоровый малыш. Зубы, зрение,
слух» "Как устроен наш организм?"
"Какой Я?" (определение уровня самооценки).
"Если хочешь быть здоров" (ЗОЖ).
"Что ты знаешь о себе?"
"Правила безопасности".
• Игра-драматизация по
валеологической сказке «Репка».
• Двигательные упражнения со
стихами по данной теме,
дыхательные упражнения.
• Подвижные игры народов мира.
Познавательное развитие
• Тематические занятия:
«Путешествие в страну здоровья»
«Изучаем свой организм.
Мои помощники»; «Навыки личной
гигиены. Режим дня»; «Солнце,
воздух и вода – друзья или враги?»; «Правильное питание — залог здоровья» «Физкультура и
спорт в жизни человека»; «Здоровье и болезнь»; «Почему
нужно беречь природу?»; «Наши
чувства и настроение»; «Наши помощники и враги дома».
• Беседа-выступление родительницы, врача -педиатора.
• Экспериментирование: «Поможем
воде стать чистой»; «Могучее
дыхание»; «Почему молоко
полезно?»; «Греет ли шуба?»;
Речевое развитие
• Составление рассказов на тему «Чтобы быть здоровым…».
• Чтение художественной литературы: «Как люди речку обидели» Н. Рыжковой; «Грибы» В. П. Катаева; «Айболит» К. И. Чуковского; «Что я видел» Б. Житков. • Пословицы и поговорки о здоровье.
• Загадывание и разгадывание
загадок по данной теме,
придумывание своих загадок.
Просмотр тематических мультфильмов.
Продуктивная деятельность
• Участие в конкурсе ДОУ детского рисунка на тему
«Мы и природа».
• Фотовыставка «Со спортом
дружить – здоровым быть».
• Участие в совместном конкурсе дети и родители «Нестандартное физкультурное оборудование».
Развлечение: «Путешествие в страну здоровячков»
Работа с родителями
Консультации:
«Здоровье детей»
«Ребенок растет»
«Баня»
«Дыхание»
«Зимние травмы у детей»
«Занимайтесь вместе с детьми».
«Профилактика плоскостопия ребенка».
Памятки для родителей в папки передвижки.
- «Зимние травмы у детей»
Упражнения, рекомендуемые детям с плоскостопием в виде домашних заданий.
- Здоровье ребенка в ваших руках!
- Памятка по формированию ЗОЖ у своих детей.
- Что нужно знать о зарядке?
Анкетирование.
Развлечение: «Жить здорово».
16. Результаты.
Презентация проекта «Мы здоровы».
• Выставка фотоконкурса, нестандартного физкультурного оборудования.
• Развлечение с участием родителей «Жить здорово!»
Итоги работы над проектом
На 1-ом этапе реализации проекта была проведена диагностика знаний детей подготовительной группы (6-7 лет) по правилам здоровьесберегающего поведения (см. Приложение 1.)
В обследовании принимали участие 23 человека.
В ходе мониторинга были получены следующие результаты.
Уровень знаний о ЗОЖ
Высокий уровень Средний уровень Ниже среднего
2 человека 19 человек 2 человека
15 % 70 % 15 %
Так же было выявлено отношение детей к оздоровительной деятельности, к своему здоровью. Для этого были использованы игры:
• "Как устроен наш организм?"
• "Какой Я?" (определение уровня самооценки).
• "Если хочешь быть здоров" (ЗОЖ).
• "Что ты знаешь о себе?"
• "Правила безопасности".
Таким образом, результаты первичной диагностики показали, что в большинстве своем дети подготовительной группы имеют средний уровень знаний в вопросах здоровьесберегающего поведения.
Подавляющее большинство ребят не имеют четкого представления об устройстве собственного организма, ЗОЖ, понятии "здоровье"; нечетко формулируют правила безопасного поведения дома и на улице. Некоторые дети не знакомы с простейшими способами укрепления здоровья, не до конца понимают, для чего следует выполнять гигиенические процедуры. Исходя из этого, возникла необходимость продолжить работу по формированию у детей интереса к правилам здоровьесберегающего поведения и укрепить знания воспитанников в данной области.
В связи с чем, было решено:
• Подобрать комплекс лечебно оздоровительных мероприятий;
• Разработать перспективное планирование занятий по валеологии;
• Подобрать материалы для родителей по вопросам здоровьесбережения.
На Заключительном этапе реализации проекта была проведена диагностика знаний детей подготовительной группы (6-7 лет) по правилам здоровьесберегающего поведения (см. Приложение 1).
В обследовании принимали участие 23 человека.
В ходе мониторинга были получены следующие результаты.
Уровень знаний о ЗОЖ
Высокий уровень Средний уровень Ниже среднего
21 человека 2 человек 0 человека
85 % 15 % 0 %
Так же было выявлено отношение детей к оздоровительной деятельности, посредством игр: "Как устроен наш организм?", "Какой Я?" и др.
Результаты итоговой диагностики показали, что дети подготовительной группы в большинстве своем стали иметь высокий уровень знаний в вопросах здоровьесберегающего поведения, что, в свою очередь, говорит в пользу эффективности проекта.
За время работы над проектом значительно улучшились знания детей об устройстве собственного организма, ЗОЖ. Они без труда могут показать расположение основных органов в теле человека, рассказать об их функциях, рассказать о способах гигиены и здоровьесбережения, а так же факторах, негативно влияющих на здоровье.
В целом дети к концу проекта стали бережнее относиться к своему здоровью, лучше следить за культурно-гигиеническими навыками, стали делать друг другу замечания в неправильном поведении или отношении к чему-либо. Более тщательно стали соблюдать режим дня, некоторые стали дома делать утреннюю гимнастику. Прогулки стали более интересными: дети стали задавать много вопросов о том, как устроены деревья, цветы, чем питаются насекомые, о погоде. Развивающие занятия с детьми по "Валеологии", расширили представления детей по данной теме.
Исходя из этого, можно сделать вывод об эффективности таких занятий и необходимости их дальнейшего проведения, однако больше внимания, на мой взгляд, необходимо уделить работе с родителями, которые зачастую ссылаются на сильную занятость и не хотят замечать проблемы в жизни и здоровье своего ребенка. А чтобы работа с родителями проходила более плодотворно, необходимо более тесное взаимодействие со специалистами.
Список использованной литературы
1. Авдеева, Н. Н. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей среднего дошкольного возраста/Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стёркина. - М. : АСТ, 1998.
2. Акопова, Э. С. Физическое воспитание на основе обеспечения безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста/ Э. С. Акопова, Л. Ф. Мансарлийская, С. В. Тюрикова // Управление качеством дошкольного образования: сборник научно-методических материалов-М. ,2004.-С. 43-44.
3. Белая, К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников: книга для воспитателей детского сада и родителей / К. Ю. Белая, В. Н. Зимовина. -М. : Просвещение, 1998.
4. Гаткин, Е. Я; Гуревич, А. В. Безопасность ребёнка в большом городе: педагогические и социальные технологии / А. В. Гуревич, Е. В. Хижнякова, Э. С. Акопова. - М., 2002.
5. Иванова, Е. Ю. 100 игр, сценариев и праздников в детском саду и начальной школе / Е. Ю. Иванова. - М. : Аквариум, 2000.
6. Косенюк, Р. Р. Как улучшить состояние здоровья детей в условиях дошкольного учреждения //М. : Аквариум, 2003.
7. Козлова, С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром/ С. А. Козлова. – М., 1998.
8. Котик, М. А. Психология и безопасность/ М. А. Котик. - Таллинн: Валгу-с, 1989.
9. Карепова Т. Г. Программа формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников «Наша традиция - быть здоровыми!». - Психолог в детском саду. -2006.-№ 3.-с. 52-80.
10. Обеспечение жизнедеятельности людей в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие-СПб. : Детство-пресс, 2004.
11. Пономарёв В. Г; Русак, О. Н. Безопасность жизнедеятельности / О. Н. Русак. - СПб, 1994.
12. Степаненкова, Э. Я. Дошкольникам о правилах дорожного движения: пособие для воспитателей детского сада / Э. Я. Степененкова, М. Ф. Филенко. - М. : Просвещение, 1999.
13. Хромцова, Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста/ Т. Г. Хромцова. - М. : Педагогическое общество России, 2005.
14. Чермашенцева, О. В. Основы безопасного поведения дошкольников. Занятия, планирование, рекомендации / О. В. Чермашенцева. - Издательство «учитель»,2008.
15. Экспресс-анализ и оценка детской деятельности под редакцией О. А. Сафоновой.
Приложение 1.
Диагностика знаний и проявления интереса детей 6-7 лет к здоровью.
Уровень знаний детей о ЗОЖ:
Беседа:
• Что такое здоровье?
• Что означает понятие "здоровый человек"?
• Что нужно делать, чтобы сберечь свое здоровье?
• Для чего нужен сон?
• Для чего нужны гигиенические процедуры?
Критерии оценки:
Высокий уровень – ребенок самостоятельно, правильно и быстро отвечает на все вопросы, аргументируя ответы.
Средний уровень – ребенок правильно и быстро отвечает на все вопросы со словесной подсказкой взрослого.
Низкий – ребенок не справляется с большинством вопросов даже после конкретной помощи взрослого.