Екатерина Богданова
Проект «Без труда — нет добра» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная карта проекта «Без труда - нет добра»
Продолжительность: среднесрочный.
Сроки проведения: с 23 января по 10 февраля 2023 г.
Вид: познавательный, творческий, игровой.
Тип: групповой.
Участники: воспитатели группы, воспитанники группы, родители, социальные партнеры.
Формы работы с детьми:
• Наблюдения
• Экскурсии
• Чтение художественной литературы
• Рассматривание картин и иллюстраций
• Дидактические игры
• Самообслуживание
• Хозяйственно-бытовой труд
Публикация «Проект „Без труда — нет добра“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Трудовое воспитание. Проекты, проектная деятельность
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2024
• Труд в природе
• Ручной труд
• Поручения
• Дежурства
• Коллективный труд
Продукт:
Для детей :
• Материализованные – выставка детского творчества, чистота в группе и на
прогулочном участке, пересадка растений, чистые игрушки, фруктовый
компот, сдобное печенье
• Нематериализованные – знания о труде взрослых и детей
Для педагога:
• Получение опыта работы с детьми 4 – 5 лет в трудовом воспитании
• Картотека дидактических игр по трудовому воспитанию
• Картотека стихов о труде взрослых
• Картотека сказок «Трудовое воспитание сказкой»
Для родителей:
• Получение новых знаний о трудовом воспитании детей в семье и в детском
саду.
• Консультация «Не делайте работу за детей или как воспитать маленького помощника»
• Выставка коллажей «Профессия моих родителей», «Я – маленький помощник»
«Радость труда – могучая
воспитательная сила.
В годы детства каждый ребенок
должен пережить
это благородное чувство»
В. А. Сухомлинский
Актуальность проекта :
Трудовое воспитание, как одно из важных задач развития личности, начинается с того момента, когда ребенок начинает наблюдать за деятельностью родителей. Именно родители являются основным примеров для дошкольника. В современном мире бытовой труд стал значительно легче, т. к. техника готовит, стирает, моет посуду. Родители все чаще проводят время за компьютерами и смартфонами, чем в труде и деятельности. Не редок и то случай, когда родители в погоне за временем не дают ребенку возможности сделать элементарные трудовые действия самому. Бывает и такое, что родители стараются уберечь ребенка от любого вида домашней работы. О каком тогда трудовом воспитании может идти речь?
Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно. Труд развивает человека физически.
В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Воспитывая у детей интерес к труду, очень важно помнить о том, что добиваться от детей результата высокого качества следует постепенно, сообразно силам и формирующимся у них навыкам.
Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью. И, наконец, труд должен приносить радость и доставлять счастье о сделанной работе.
Проблема:
У детей не развит интерес к труду, не полностью сформированы навыки самообслуживания. Родители не заинтересованы.
Гипотеза:
Проблема трудового воспитания будет успешно решаться при условии, что семья и детский сад совместно будут приобщать детей к труду.
Цель: Формировать у детей желание трудиться, воспитывать положительное отношение к труду.
Задачи:
Образовательные:
• Формировать представления детей о значимости труда в жизни каждого человека;
• Познакомить детей с предметами необходимыми для трудовой
деятельности человека;
• Расширять знания детей о профессиях родителей, работников детского
сада и других профессий людей;
• Формировать стремление детей помогать : родителям, воспитателю, помощнику воспитателя и товарищам.
Развивающие:
• Развивать речь и память, обогащать словарный запас детей новыми словами;
• Учить детей терпению и аккуратности к выполнению трудовых поручений.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес и желание детей к выполнению трудовых поручений в детском саду и дома;
• Воспитывать ответственное отношение к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо);
Предполагаемые результаты:
Дети:
• Познакомятся с трудом взрослых. Узнают о профессиях близких людей.
• Научатся самостоятельно выполнять обязанности дежурных
• Научатся выполнять посильный труд в группе, на прогулочном участке и дома
• Научатся помогать взрослым и сверстникам
Родители:
• Укрепление взаимоотношений между детьми и родителями: появление
общих интересов
• Повысить родительскую культуру в вопросах трудового воспитания
детей дошкольного возраста
• Продуктивное взаимодействие родителей с детьми
Воспитатели:
• Повышение уровня самообразования
• Улучшение работы по взаимодействию с родителями
• Пополнение инвентарь по труду
Критерии проведения мониторинга детей
1. Готовит к занятиям свое рабочее место, убирает материалы по окончании работы
2. Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться, убирает одежду и обувь в шкафчик
3. Сформированы навыки аккуратного приема пищи
4. Сформировано ответственное отношение к порученному заданию (умению и желанию доводить дело до конца)
5. Может самостоятельно выполнить обязанности дежурного (аккуратно расставлять посуду, ставить салфетницу и хлебницу)
6. Умеет ухаживать за растениями
7. Умеет работать с бумагой и ножницами
Этапы реализации проекта
I Подготовительный этап.
• Составление плана совместной деятельности с детьми.
• Изучение литературы по теме, сбор информации, материала.
• Мониторинг детей по теме проекта.
• Пополнение развивающей среды необходимыми материалами.
II Основной этап.
Работа с воспитанниками по образовательным областям.
ОО «Социально – коммуникативное развитие» :
• Беседа «Зачем нужно трудиться», «Профессии бывают разные», «Что мы знаем о труде», «Кем работают твои родители», «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь»
• Сюжетно – ролевые игры: «Парикмахерская», «Строители», игровая ситуация «Лохматая кукла», «Поможем Федоре навести порядок»
• Экскурсия в парикмахерскую, в прачечную детского сада
• Уход за комнатными цветами в группе
• Мытье игрушек
• Посадка лука
ОО «Познавательное развитие» :
• Знакомство с профессией «Повар-кондитер» выпечка печенья в группе.
• Дидактические игры «Кому, что нужно для работы?», «Кто, что делает?», «Назови профессию», «Так бывает или нет?»
• Ознакомление с окружающим миром НОД «Мы помощники», НОД «Без труда чести не получишь»
ОО «Художественно – эстетическое развитие» :
• Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы «Колосок», «Петушок и бобовое зернышко», «Федорино горе», «Айболит», «Мойдодыр» К. И. Чуковский, «Кем быть?», «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковский, «Воспитатель И. Гурина, «Бабушка и Петрик» В. Сухомлинский, «Дядя Степа – милиционер» Михалков, «Четыре желания» К. Ушинский, «Сказки о труде»
• Рисование: «Фартук для повара», «Ковер для кукол», «Грузовые машины и трактора»
• Лепка: «Чайный сервиз для Федоры»
• Аппликация: «Открытка для папы на 23 февраля»
• Конструирование: «Стоим дом» (деревянный конструктор, «Пылесос
для няни» (бросовый материал, «Самолеты» (бумага, картон)
ОО «Речевое развитие» :
• НОД «Научись трудиться, в жизни пригодится»
• Заучивание стихотворений о труде «Мастерица» Г. Ладонщиков,
«Строители» Б. Заходер, и. т. д.
• Дыхательная гимнастика: «Снежинки», «Облачко»,
• Артикуляционная гимнастика: «Лодочка», «Заборчик»,
«Барабанщики»
• Пальчиковые игры: «Как я маме помогаю», «Пирог»
• Чтение пословиц и поговорок о труде
• НОД пересказ рассказа «Помощницы»
Работа с родителями воспитанников:
• Консультация «Не делайте работу за детей или как воспитать маленького помощника»
• Организация фото выставки коллаж «Профессия моих родителей»,
коллаж «Я маленький помощник»
• Привлечение родителей к организации развивающей среды в детском
саду и изготовлению атрибутов для сюжетно-ролевых игр
III Заключительный этап.
• Родительское собрание «Без напоминания и с удовольствием»
• Совместный досуг по ручному труду «Открытка для папы»
• Приготовление фруктового салата
• Результаты мониторинга.
Выводы:
1 – представления сформированы
2 – сформированы недостаточно
3 – большинство представлений не сформировано
Начало проекта :
1 – 0 чел.
2 – 8 чел.
3 – 5 чел.
Конец проекта :
1 – 8 чел.
2 – 5 чел.
3 – 0 чел.
Анализ проделанной работы:
Дети:
• Дети познакомились с некоторыми видами профессий взрослых, а так же узнали о профессиях своих родителей.
• Научились самостоятельно выполнять обязанности дежурных
• Научились выполнять посильный труд в группе, на прогулочном участке и дома
• Научились помогать взрослым и детям
Родители:
• У родителей расширился кругозор в трудовом воспитании детей
• Родители стали больше внимания уделять самостоятельности своих
детей
• Родители с удовольствием принимали активное участие в изготовление фото коллажей.
Воспитатели:
• Повысился уровень самообразования в трудовом воспитании дошкольников
• Работа с родителями стала намного продуктивней и решает общие задачи
• Развивающая среда в группе пополнена необходимыми атрибутами, инвентарем, играми и картотекой.
Список использованной литературы
1. Комарова Т. С., Куцакова Л. В., Павлова Л. Ю. «Трудовое воспитание в детском саду».-М. : Мозаика-Синтез, 2006
2. Гербова В. В. «Воспитание и обучение в средней группе». – М. : Мозаика – Синтез, 2006
3. Буре Р. С., Година Н. Н. «Учите детей трудиться». – М. : Просвещение, 1983
4. Морозова И. А., Пушкарева М. А «Ознакомление с окружающим миром». – М. : Мозаика-Синтез, 2022
5. Абрамова Л. В., Слепцова И. Ф. «Социально-коммуникативное развитие дошкольников». – М. : Мозаика – Синтез, 2017
6. Кнушевицкая Н. А. «Стихи и речевые упражнения по теме Профессии», - М. : Издательство Гном, 2017
7. Куцакова Л. В. «Художественное творчество и конструирование», - М. : Мозаика-Синтез, 2016
8. Интернет