Людмила Моисеева
Проект «Всегда иди дорогою добра» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». (В. А. Сухомлинский.)
Актуальность данной проблемы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании дошкольника как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума. Кто как не воспитатель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью воспитателя является оградить малыша от мира жестокости и грубости, познакомить ребенка с принципами морали и этики, формировать нравственные представления и понятия.
Публикация «Проект „Всегда иди дорогою добра“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, состоит в разрушении личности. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, патриотизме.
Вопросы духовно-нравственного воспитания человека волновали общество всегда и во все времена. Всем нам понятно, что доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. Но, как сказал Г. Манн: «Повсюду, где есть человек, есть и возможность проявить доброту». [2, с. 98.].
Самое важное в этом – не давать детям уже оформившееся понимание, свои взрослые мысли, а пригласить детей в мир добродетелей, открыть им добрые сердца людей, живших и живущих в этом мире, помочь им захотеть жить, как эти люди. [2, с. 6.].
Вид проекта: краткосрочный (2 недели)
Тип проекта: информационно-познавательный, творческо-продуктивный.
Место проведения: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад № 77, Иркутская область.
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.
Руководитель проекта: Моисеева Людмила Мидхатовна - воспитатель высшей категории.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественное творчество, социализация, музыка, чтение художественной литературы.
Цель:
Создавать условия для формирования у детей представлений о нравственных качествах: доброта, отзывчивость, вежливость.
Задачи:
- Вызвать у детей желание быть внимательными к окружающим, сверстникам, близким, совершать для них добрые дела.
- Пробудить чувства взаимопомощи, взаимоуважения.
- Добиться уточнения представлений детей о добрых и злых поступках и их последствиях.
- Обеспечить развитие умения высказывать свое мнение.
- Помочь получить эстетическое наслаждение от желания оставлять “добрый след” о себе в душах людей.
Дошкольное детство - важный этап становления морального облика ребёнка. Именно в эти годы закладываются основы нравственности, формируются первые моральные представления, чувства, привычки, отношения, определяющие дальнейшее нравственное развитие личности.
Поэтому в своей работе с детьми уделяю особое внимание духовно-нравственному воспитанию детей, которое призвано обеспечить максимальную жизненную устойчивость личности за счет гармоничного развития разума, души и тела. Основной акцент делаю на сочетание психогимнастики - как средство развития эмоционально-волевой сферы детей и психокоррекции: «Уроки жизни», «Золотое правило», игры, тренинги.
Придя в детский сад, ребенок попадает в коллектив. Первостепенная задача воспитателя – обеспечить эмоциональный комфорт и научить ребенка общаться. Нужно помнить, что невозможно развить в детях уверенность в себе, оставаясь невнимательным к их чувствам и переживаниям, нельзя забывать при этом, что каждый ребенок имеет право на свое мнение, желание. Учитывая это, мы сможем воспитать детей доброжелательными и терпимыми к окружающим. Работая, по теме «Добро и зло» поняла, что успех работы зависит не только от методов и приемов, используемых на занятиях, но и от повседневного настроя, умения устанавливать контакт с детьми, понимать их настроение. Использую ситуации, возникающие в процессе взаимодействия детей в игре и на прогулке. Детям предлагаю подумать, как поступить правильно в данной ситуации. Всегда стремлюсь поддерживать в детях чувство общности, желание сотрудничать. Учу понимать, из-за чего возникают конфликты и вскрывать их причины, тем самым развиваю у детей социальную восприимчивость, стараюсь объединять содержание занятий с повседневным опытом детей, искать новые формы для закрепления материала придумывать сюрпризы, викторины.
В ходе проекта «Всегда иди дорогою добра», дети принимали участие в беседах на тему «О добре», где самостоятельно находили правильный ответ на поставленные вопросы: «Как, по-вашему, что такое добро?», «Хорошо или плохо быть добрым?», «Встречались ли вам добрые люди?», «Почему вы считаете их добрыми?» и т. д. [3, с. 71.].
Проводили совместные игры по теме «Познай себя» [2, с. 386], делали подарки для малышей и близких людей «Сердце добра» [5, с. 173.], смотрели совместно мультфильмы: «История про девочку, которая наступила на хлеб», «Кот Леопольд», «Цветик-семицветик», выучили песни «Доброта», «Дорога добра, «Мы - дети солнца, «Для чего мы на свете живем?».
Образовательная область: «Чтение художественной литературы»
Цель: сформировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими, учить детей самостоятельно передавать отношение к поступкам героев, делать выводы.
- Чтение различной художественной литературы по теме «Добро», обсуждение поступков героев.
- Путешествие по сказкам «Добрые поступки героев сказок и их последствия».
- Заучивание и рассказывание стихотворений о добре.
- Заучивание пословиц и поговорок о добре.
Образовательная область: «Социализация»
Цель: сформировать представления о нравственных нормах отношений с окружающими, воспитать культуру общения, ответные чувства на заботу окружающих, закреплять навыки культурного поведения.
- Дидактические игры «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Как помочь другому человеку?», «Я знаю добрые слова» и др.
- Этюды «Улыбнемся, друг другу», «Скажи доброе слово другу», «Доброе прикосновение», «Добрые слова для моих родных».
Образовательная область: «Коммуникация»
Цель: Учить детей отличать хорошее и плохое поведение; воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей; научить детей быть внимательными друг к другу.
- Беседы «Как порадовать маму?», «Как мы можем позаботиться о старших?», «Что значит быть добрым?».
- Оформление «Дерева добра».
- Совместное рассматривание иллюстраций, книг о добре, совместные игры.
- Решение проблемных ситуаций «Как поступить?».
Образовательная область: «Художественное творчество»
Цель: учить детей проявлять внимание и заботу к близким людям, сделать для них поделки - сюрпризы, понимать значение своего труда.
- Рисование (беспредметное) и рассказывание на тему: «Добро».
- Рисование по сказке «Девочка, которая наступила на хлеб».
- Конструирование из бумаги - подарок для малышей «Сердечко».
- «Подарок для мамы» (изготовление открытки).
Образовательная область «Труд»
Цель: совершенствовать трудовые навыки в процессе работы, навыки коллективного труда, воспитывать чувство ответственности за порученное дело, желание помогать товарищам, проявлять дружеские чувства.
- «Как мы помогаем няне» (помощь в сервировке столов к обеду).
- «Как друг другу помогаем» (работа в парах).
- Совместная работа в «Уголке природы».
- Трудовая деятельность на участке у малышей.
- Оформление фотовыставки «Наши добрые дела».
- Оформление мини-проектов «Как я помогаю дома».
Итоговой работой по проекту стало проведение открытой образовательной деятельности «Золотое правило».
Вывод: В результате системной работы, дошкольники стали:
- более доброжелательными по отношению друг к другу;
- научились прощать нечаянно причиненную боль;
- научились извиняться, если виноваты;
- научились считаться с желаниями и интересами других;
- научились совершать добрые поступки;
- в группе дополнена библиотека книг с пословицами и поговорками, произведениями авторов В. Маяковского, В. Осеевой, Г. Остера, Е. Благининой о дружбе, о добре.
Совместное участие в акциях “День добрых дел” (стал доброй традицией в нашей группе и проходит каждую пятницу, акция “Кормушка для пичужки” еще больше сплотило педагогов, детей и их родителей. Это убедило нас в необходимости воспитания у детей нравственных качеств, применяя различные формы и методы педагогического воздействия и непременном сотрудничестве с родителями по этому направлению. Дошкольник живет впечатлениями, которые можно назвать судьбоносными для всей его будущей жизни, поэтому так важно с ранних лет окружить его материнской заботой и отцовским вниманием. В беседах с взрослыми на собраниях, консультациях советуем постоянно обращать их внимание на потребность детей в общении с родителями, убеждаем их как можно больше времени проводить с детьми, наблюдать за их физическим и душевным становлением. В дальнейшей своей работе по духовно – нравственному воспитанию планирую продолжение воспитания добрых дружеских отношений среди воспитанников группы и их родителей, развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к себе и окружающим, работу с дидактическим пособием «Дерево Добра».
Литература
1. Белая К. Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника - Москва, 2007.
2. Лопатина А., Скребцова М. Книга для занятий по духовному воспитанию. Книга I-VII-М. ; Москва. : ИПЦ Русский Раритет. 1998;
3. Пособие «К Истокам» (из опыта работы МДОУ № 77 г. Иркутска). – Иркутск: Изд-во Иркутский государственный педагогический университет, 2002.
4. Психогимнастика / Под ред. Чистяковой. – Москва: Просвещение. – 1990.
5. Сержантова Т. Б. 366 моделей оригами., Москва., АЙРИС ПРЕСС., 2005.