Светлана Флегонтова
Проект «Идем дорогами добра»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по нравственно – патриотическому воспитанию старших дошкольников «Идем дорогами добра»
Разработчик проекта : Флегонтова Светлана Федоровна, воспитатель высшей квалификационной категории
Методический паспорт проекта
Руководители проекта : педагоги и специалисты ДОУ воспитанников группы комбинированной направленности старшего дошкольного возраста № 23.
Участники проекта : дети, педагоги, родители воспитанников.
Публикация «Проект „Идем дорогами добра“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2020
Направление проекта : воспитание гражданско-патриотических чувств дошкольников, любви к Родине, формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Возраст детей участников проекта : дети 5-6 лет.
Предмет проекта : культура, прошлое и настоящее родного поселка, ХМАО – Югры, России.
Вид проекта : исследовательско – творческий.
Тип проекта :
по методу: поисковый;
по содержанию: дошкольник, общество и историческое прошлое и настоящее Родины;
по количеству участников: групповой;
по продолжительности: долгосрочный, 1 год.
Цель проекта : воспитание у дошкольников патриотических чувств в процессе ознакомления их с историей, культурой, традициями разных народов России, родного края, поселка; развитие свободной творческой личности ребенка.
Задачи:
1. Дать элементарные сведения об историческом прошлом и настоящем родного поселка, края, России; о традициях и культуры разных народов, главных символах страны.
2. Формирование предпосылок поисковой деятельности.
3. Развитие творческого мышления, познавательных способностей
4. Воспитывать чувства уважения и заботы к старшим, гордости за свою родную землю.
5. Приобщать детей к целостному взгляду на историю посредством совместной деятельности детей и их семей.
Материально- техническое обеспечение:
Фотоаппаратура, мультимедийная установка, интерактивная доска;
библиотека для детей и родителей с подбором необходимой литературы;
наглядный материал (иллюстрации, фотографии, зарисовки);
выставки книг, рисунков, поделок;
помещения для проведения открытых мероприятий (групповая комната, музыкальный, спортивный залы).
Необходимые условия реализации проекта :
интерес детей и родителей;
наличие методических разработок;
интеграция со специалистами детского сада.
Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Актуальность проекта. Дошкольное детство – пора ежедневных открытий. И главная задача педагогов в том, чтобы ежедневно дарить радость этих открытий, наполнив их воспитательным содержанием, зароняя в детские сердца искорки любви к родному краю, к великой нашей Родине – России. Дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному поселку, городу, окружающей природе, своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Решение проблемы воспитания в детях патриотизма по Федеральным государственным образовательным стандартам требует новых инновационных подходов в образовательной и воспитательной деятельности ДОО. Поэтому педагогами было решено осуществлять задачи патриотического воспитания дошкольников через проектный метод деятельности.
Особая педагогическая значимость проектного метода в том, что:
-являясь методом практического целенаправленного действия, он открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка;
-это метод, идущий от детских потребностей и интересов;
-проектирование позволяет решать задачи воспитания и развития дошкольников, не перегружая их, создавая у детей положительный эмоциональный настрой, формируя познавательные интересы.
Создавая проект «Идем дорогами добра», мы формируем у детей потребность совершать добрые дела и поступки, воспитываем чувство сопричастности к окружающему, развиваем такие качества, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность. Использование проектного метода в системе нравственно-патриотического воспитания наиболее приемлемо, так как он позволяет сочетать интересы всех участников проекта :
- педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;
- родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе нравственно- патриотического воспитания детей;
- дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.
Проект «Идем дорогами добра» осуществляется с помощью интеграции четырех проектов «Моя семья», «Моя малая Родина – поселок Излучинск», «Край любимый, край родной – Югра», «Моя страна – Россия», которые плавно перетекают из одного в другой.
Предполагаемый результат:
1. Освоение детьми доступных знаний о России, родном крае, поселке, семье; традициях и обычаях разных народов России; осознание нравственной ценности поступков людей, общественной значимости исторических событий.
2. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми и сверстниками.
3. Проявление детьми внимания и уважения к ветеранам войны и труда, пожилым людям, инвалидам, оказание им посильной помощи, заботы.
4. Создание условий для воспитания гражданственности и патриотических чувств у дошкольников в ДОУ.
Этапы проведения и реализации проекта
Вводный этап
- Выбор темы и разработка проекта;
- составление перспективного плана;
- поисковая деятельность;
- выявление у родителей воспитанников ценностных жизненных ориентации через анкетирование и собеседования;
- организация НОД с целью поддержания у детей интереса к семье; прошлому и настоящему России, края, родного поселка.
- изучение новых методик и технологий по вопросам патриотического воспитания детей
Практический этап
-Подготовка теоретического материала и разработка конспектов непосредственно - образовательной деятельности, сценариев праздников;
проведение совместных мероприятий с ветеранами, пожилыми людьми, родителями;
-создание экспозиций;
- разучивание с детьми стихотворений, песен;
-организация выставок, детских рисунков, фотовыставок, создание стенгазет.
Обобщающий этап
- Обобщение итогов работы с детьми;
- подготовка отчета о проделанной работе и оформление материалов;
- выпуск методических рекомендаций.
Планирование и содержание работы по проекту
«Идем дорогами добра».
Проект «Моя семья» - Формировать представления о мире семьи; воспитывать любовь к своей семье. Формировать представление о родословной своей семьи.
Работа с детьми
Беседы: «Семья и родной дом», «Этикет в семье» (социально – коммуникативное, речевое развитие)
НОД: «Моя семья», «Мужчины и женщины в семье», «Дерево дружбы» (познавательное, речевое развитие, «Мой дом», «Я украшаю свой дом» (художественно – эстетическое развитие)
Изготовление подарков бабушкам и дедушкам ко дню пожилых людей (художественно – эстетическое развитие)
д/ и: «Готовим обед»
с/ р игры: «Семья», «Кафе», «Поликлиника», «Семья в отпуске – путешествие».
разучивание пословиц и поговорок о семье (речевое развитие).
Создание презентации (Мини – проекта) родителями и детьми о своей семье.
Работа с родителями
Изготовление газеты «Один день нашей семьи» или «Семейные традиции».
Я рисую с мамой, папой – «Моя семья».
Консультация: «Совместные игры с детьми - зачем?»
Выставка рисунков «Герб моей семьи».
Экспозиция «Родословная дерево моей семьи».
Встреча семейного клуба «Северная звезда» – семейная гостиная «Традиции чаепития в семье», театральная гостиная «Отдыхаем всей семьей».
Проект «Моя малая родина - поселок – Излучинск» - Познакомить с поселком, в котором живем, с его особенностями и достопримечательностями.
Работа с детьми
Беседы «Что я знаю о поселке Излучинск?», «Моя улица, мой адрес» (социально – коммуникативное, речевое развитие)
НОД: «Мой родной поселок» (познавательное развитие, «Моя улица», «Мой дом» (художественно-эстетическое развитие).
Экскурсия к достопримечательностям поселка.
Посещение педагогов с детьми КЦСОН «Радуга» с концертом и вручением подарков ко дню пожилых.
Разучивание стихов, песни об Излучинске.
Просмотр презентации «Излучинск».
Работа с родителями
Оформление фотоальбома «Моя малая Родина – поселок Излучинск».
Выставка «История поселка Излучинск» (подбор фотографий, исторических фактов).
Рисунки, поделки «Мой поселок – Излучинск».
Акция «Кормушка для пичужки».
Спортивный праздник «Югорские игрища», или спортивный праздник (Игры разных народов, проживающих в поселке).
Проект «Наш край – Югра» - Воспитывать любовь к своему родному краю - Югре, родной природе, познакомить с обитателями лесов и рек. Расширять представления об искусстве и быте разных народов ХМАО – Югры, а также коренных народов.
Работа с детьми
НОД: «В гости, в стойбище», «Пестрая глухарка» (познавательное развитие, аппликация «Украшение платья орнаментами», «Рисование «На стойбище летом». (художественно-эстетическое развитие).
Беседа: «Край, в котором мы живем».
Презентация «В гостях у хантов».
Презентация «Животный и растительный мир в ХМАО - Югра».
Презентация фотоматериалов. «Искусство и быт коренных народов края».
Рисование. «Пейзаж родного края».
Аппликация. Вырезывание орнаментов «Прямой путь», «Змейка».
Лепка на пластине орнамента «Ушки молодого зайца».
Презентация дидактических игр и упражнения «Найди лишний предмет», «Найди связи», «Кому, что нужно?». Авторская разработка Флегонтовой С. Ф.
п/и «Перетягивание пальцами»,
«Медведь и ягодники»,
д/и «Журавль» и др.
Изготовление «Красной книги» ХМАО – Югры.
Работа с родителями
Консультации: «Жизнь и быт коренных народов ХМАО - Югра», «Традиции чаепития».
Изготовление стенгазет «Мы гордимся Ханты – Мансийским автономным округом - Югра».
Встреча в семейном клубе – в форме викторины «Люблю тебя, мой край родной».
Проект «Моя страна – Россия» - Познакомить детей с понятиями Родина, Отечество. Знакомство с символикой России. Воспитывать любовь к своему Отечеству.
Работа с детьми
НОД: «Мое отечество Россия», «Россия - Родина моя» (познавательное развитие).
Беседы: «Наша родина Россия», «Наша родина Россия, наш язык русский», «Главные символы России».
Разучивание стихов и пословиц о Родине.
Викторина «Россия – Родина моя».
Работа с родителями
Я рисую вместе с мамой и папой «Столица нашей родины - Москва», «Россия».
Рисунки, поделки «Главные символы страны».
Изготовление макета «Московский Кремль».
Встреча семейного клуба в форме литературной гостиной «Люблю березку русскую».
Продукт проекта : открытое мероприятие «Идем дорогами добра» для педагогов ДОУ и родителей группы № 23.