ольга Анатольевна пименова
Проект «Барыня Капуста»
▼ Скачать
Экологический проект
«Барыня-капуста».
Авторы проекта : Комарова С. А.
Пименова О. А.
Вид проекта : экологический, познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта : краткосрочный – одна неделя.
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Актуальность проекта :
Публикация «Проект „Барыня Капуста“» размещена в разделах
- Капуста. Все о капусте
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Капуста на нашем столе считается самым простым и привычным овощем. Из неё можно готовить абсолютно всё – салаты, супы, вторые блюда, выпечку. Она растет в любом огороде и проста в выращивании. Если пристальнее посмотреть на этот простой овощ, можно назвать его «настоящим чудом». Выяснилось, что никто из детей не знаком с разновидностями капусты, особенностями выращивания и её полезными свойствами. Чтобы дети узнали, как можно больше о капусте в детском саду и дома, мы решили использовать проектный метод, ведь он позволяет ребенку максимально обогащать знания и представления об исследуемом объекте, расширять кругозор, развивать любознательность, познавательные способности, мыслительную активность. Проект способствует установлению новых форм взаимодействия между детьми, педагогами, родителями. Знакомясь с разнообразием и условиями роста капусты, дети учатся бережному отношению к природе. Наряду с приобретаемыми знаниями дети приобщаются к традициям и обрядам русского народа через знакомство с праздником Воздвиженье.
Гипотеза исследования:
Капуста является ценным для организма овощем, она обладает питательными и лечебными свойствами. Люди выращивают множество видов и сортов капусты, готовят из неё полезные и вкусные блюда для укрепления здоровья. Для организации полноценного питания, необходимо изучить происхождение и особенности выращивания капусты, её виды, полезные свойства, значение для организма, познакомиться со способами приготовления капусты и некоторыми простейшими и вкусными капустными рецептами.
Если не употреблять капусту в пищу, то организм не получит ценные питательные вещества.
Цель:
Формирование мотивации детей на здоровый образ жизни посредством углубления знаний о полезных свойствах капусты в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
Образовательные:
1. Систематизировать и расширять знания об овощах, используя различные анализаторы.
2. Способствовать поиску новой информации о пользе капусты для здоровья человека.
3. Углублять и систематизировать у детей знания о разновидностях, внешнем виде, свойствах и значении капусты для здоровья человека.
4. Расширять знания о правильном питании.
5. Обогащать активный словарь детей по теме проекта.
Развивающие:
1. Развивать у детей потребность в новыз знаниях о полезных свойствах капусты.
2. Развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы, классифицировать, строить суждения на основе установления причинно-следственных связей.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к своему здоровью и здоровью окружающих.
2. Воспитывать у детей культуру питания и стремление к здоровому образу жизни.
3. Создавать доверительные, партнёрские отношения между детьми, родителями, педагогами.
Этапы работы над проектом :
Подготовительный этап:
• Определение темы проекта.
• Формирование целей и задач проекта.
• Подбор, знакомство, изучение, анализ методической, информационной, художественной литературы.
• Подбор дидактического материала (дидактические, речевые, настольно-печатные, сюжетно-ролевые, театрализованные, хороводные игры).
• Создание предметно-развивающей среды.
• Подготовка развлечения «Капустник».
Основной этап:
• Проведение бесед:
«Кладовая витаминов.»
«Что такое витамины?»
«Капуста - лекарь.»
• Опыты – эксперименты:
«Капустный сок», «Сто одёжек.».
• Приготовление капустного салата.
• Дидактические игры:
«Угадай на вкус?», «Полезно-вредно.», «Доскажи словечко.», «Овощное лото.», «Что с начала, что потом?», «Лабиринт.», «Приготовь салат.», «Свари щи».
• Загадывание загадок, чтение потешек, поговорок о капусте.
• Чтение художественной литературы:
Н. Надеждина «Вокруг света по стране Лечумии», «Где щи, там и нас ищи.», А. В. Евстрачова «Капуста.», В. Суслов «Осенью.», В. Шалимова «Весёлый огород.», И. Гринёв «Капуста.», И. Мазина «Вот такие кочаны.»
• Развлечение: «Капустник».
• Сюжетно-ролевая игра: «Овощной магазин».
• Пальчиковая игра: «Капуста».
• Подвижная игра: «1,2,3 к капусте беги».
• Хороводная игры: «Вью, вью, я капусточку.», «Вейся, вейся капуста.».
• Экскурсия на кухню.
• Лепка «Вот такие кочаны.»
• Аппликация с использованием приема «рваной бумаги» - «Выросла капуста большая пребольшая».
• Драматизация, инсценировка: «Всех нужней и всех вкусней.», «Борщ.».
• Совместная деятельность с родителями:
- Обмен рецептами «Что можно приготовить из капусты»,
- Папки-передвижки: «История путешествия капусты.», «Целебные свойства капусты.»
Заключительный этап:
• Выставка: «Вот такая я бываю.»
• Коллекция видов и сортов капусты : «Натуральные продукты» - цветная, белокочанная, декоративная, краснокочанная, кольраби, брюссельская, пекинская.
• Развлечение: «Капустник.»
Ожидаемые результаты:
• Понимание
• Коллекция видов и сортов капусты : «Натуральные продукты» - цветная, белокочанная, декоративная, краснокочанная, кольраби, брюссельская, пекинская.
• Развлечение: «Капустник.»
Ожидаемые результаты:
• Понимание человека.
• Вовлечение родителей в проект, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с воспитателями и детьми.
• Повышение культуры питания у детей и стремление к здоровому образу жизни.
• Дети станут более выносливыми, жизнерадостными и здоровыми.
• Создание единого воспитательно-образовательного пространства на основе доверительно-партнерских отношений детей, педагогов, родителей.
Результаты реализации:
Разработанный и реализованный проект по повышению уровня познавательного интереса в рамках экологического воспитания дошкольников в повседневной жизни и образовательной деятельности, показал свою эффективность:
1. Повысился уровень познавательного развития по данной теме.
2. У детей улучшился аппетит, они охотнее едят капусту, так как поняли важность и пользу этого продукта для здоровья человека.
3. Дети делают выводы, устанавливают причинно-следственные связи по результатам своих экспериментов.
4. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей сплотила наш детско-взрослый коллектив.
Продукт проекта :
1. Выставка: «Вот какая я бываю!» (капуста разных видов и сортов)
2. Развлечение: «Капустник.»
Литература:
1. Н. Ф. Виноградов, Т. А. Куликова «Дети, взрослые и мир вокруг», М. 1993г.
2. В. Мороз, Л. Бурмистрова «Расскажите детям об овощах.», М-С 2008г.
3. Н. С. Голицина, И. М. Шумова «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей.», М. 2008г.
4. И. А. Лыкова, В. А. Шипунова «Народный календарь. Осень золотая.» М. 2013г.
5. О. А. Князева, М. Д. Маханёва «Приобщение детей к истокам русской народной культуры
6. М. Безруких, Т. А. Филиппова «Разговор о правильном питании.», М. 2004г.
7. А. Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь.», М. 1991г.
Сценарий досуга «Капустник»
Цель: Создание условий для осознанного освоения понятия о пользе капусты посредствам творческой деятельности с использованием малых фольклорных форм, приобщая детей к здоровому образу жизни.
Задачи:
Образовательные:
Формировать представление детей об овощах.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес к понятию «капуста»
Развивать речевую активность, связную речь детей, умение понимать смысл пословиц, отгадывать загадки, развивать сообразительность.
Воспитательные:
Воспитывать интерес и желание принимать участие в творческой деятельности.
Материалы и оборудование:
Костюм Козы, театральная ширма, тряпичные куклы, корзина с угощением, листья капусты из цветной бумаги с пословицами, аудиозапись хороводной песни «Вейся капуста».
Предварительная работа:
Проведение ООД по теме «Овощи и фрукты» : ФКЦМ «Зайкин огород», Лепка «Овощи в тарелке», аппликация «Ах, капуста, хороша», рисование «Собираем урожай», отгадывание загадок, чтение пословиц и поговорок об овощах, чтение литературных произведений об овощах. Выставка «Вот какая я бываю».
Ход мероприятия
Ведущий:
- Вот и осень наступила к нам с подарками пришла,
Много овощей и фруктов ребятишкам принесла.
- Какие овощи и фрукты принесла нам осень? /ответы детей/
- Отгадайте, загадку и вы узнаете в честь какого овоща наш праздник.
- Она на грядке уродилась,
В сто одёжек нарядилась.
Все одёжки без застёжек,
Кочерыжки вместо ножек. /капуста/
- Наш праздник так и называется «Капустник». Осенью есть такой праздник Воздвижение. На Воздвижение осень к зиме движется, а с огородов движется к дому телега с урожаем. На Воздвижение капуста – первая барыня. Первое место – почётное, его нужно заслужить. Почему капуста - первая барыня? /ответы детей/
Вед. :
- Все капусту любят кушать
Её варят, её тушат,
И кладут в пирожки,
Из просеянной муки.
И в салат она годится
Очень вкусная вещица.
- Назовите кушанья из капусты? /ответы детей/
Вед. : - «Капустник» - это не простой праздник. В это время рубят и квасят капусту. И всё это сопровождается песнями и угощением. Раньше в России нарядно одетые женщины ходили в этот день из дома в дом поздравляя хозяев с началом заготовки капусты. Помогали друг другу квасить капусту, заготавливать на зиму. Гостей угощали пирогами с капустой. Но капусту любят не только люди, но и многие животные. Назовите таких животных?
Раздаётся стук, входит Коза.
Коза:
-Как у ваших у ворот вырос чудо огород
-Вот такой вышины, вот такой ширины.
-Не цветочки в нем, а расселась барыня.
-Барыня – сударыня.
-Очень я её люблю, на капустник ваш спешу.
Дети:
-Здравствуй Коза.
Вед. :
-А у нас сегодня праздник «Капустник». На празднике песни поют, танцуют, загадки загадывают.
Коза:
-Я загадок много знаю
-Вам сейчас их загадаю:
-Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка
Мы для неё готовим кадки
И крупной соли пол мешка (капуста).
-Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста
Если я. (капуста).
-Не книжка, а с листьями. (капуста)
-Стоит Ермошка на одной ножке,
На нём сто одёжек
Не шиты, не кроены,
А все в заплатках. (кочан капусты)
Коза:
Молодцы умеете отгадывать загадки. А частушки вы знаете о капусте?
Ведущий и коза исполняют частушки, используя кукол в русских народных костюмах.
-Ходит Катя между гряд
Выдирает все подряд:
Где капуста, где сорняк-
Не поймёт она не как.
-Лето целое старалась, одевалась, одевалась.
А как осень подошла
Все наряды отдала.
-Я могу капусту квасить
От безделья не грущу
Приходите ко мне в гости
Всех капустой угощу.
-Уродилась я на славу
Голова была кудрява,
А кто очень любит щи-
Там меня всегда ищи.
-Нарядилася Алёна
В сарафанчик свой зелёный
Завила оборки густо
Узнаешь её? Капуста!
-Чтобы печка разгоралась
Надо жару поддавать
Чтоб частушка легче пелась
Надо пляской помогать.
Коза:
Хороши частушки.
А пословицы и поговорки
Ещё интереснее.
На капустных листочках
Получайте ребятишки.
Коза читает пословицы поговорки о капусте и раздаёт листочки в форме капустного листа детям.
Звучит русская народная песня «Вейся, вейся капуста». Дети с воспитателем и Козой танцуют хороводный танец «Вейся, вейся капуста.»
Коза:
Капуста настоящая
Спелая, хрустящая
Вкусная, хорошая
На барышню похожая
Круглолицая, пузатая
Крепкая да пышная
И как барыня в народе
Она всегда была в почете
Её любят, уважают.
Про полезность её знают.
-Заготовили ли вы капусту на зиму.
Ведущий:
Заготовили, заготовили.
Насолили, и наквасили
И тебе дадим коза-хлопота.
И покажем, как делали.
Пальчиковая игра:
Мы капусте рубим, рубим
Мы капусту жмём, жмём
Мы морковку трём, трём!
Мы капусту солим, солим
Помешали
В бочку все утрамбовали
Сверху грузиком прижали.
Коза:
Капусту любят все на свете
Зайцы взрослые и дети!
Но с капустой пироги
Это что-то! Раз, два, три!
Вносит пирог с капустой
Ведущий:
Что ж спасибо скажем смело
Тебе капуста белая
Вкусная и спелая.
Ты дождями умывалась,
В триста платьев одевалась.
Будем кушать да хвалить,
Да спасибо говорить.
Наш «Капустник» завершаем чаепитием с капустным пирогом.
Литература:
Князева О. А., Маханева М. Д., «Детство-Пресс», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Санкт-Петербург,1998.
И. А. Лыкова, В. А. Шипунова «Народный календарь. Осень золотая.», Издательский дом, «Цветной мир», Москва, 2013г.
Н. Ф. Виноградов, Т. А. Куликова «Дети, взрослые и мир вокруг», Москва, 1993г.