Людмила Юрьевна Ситникова
Экологический проект «Чудо — овощ капуста» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Обоснование значимости:
Реализация проекта направлена на формирование у ребенка позиции созидателя по отношению к своему здоровью, потребности в здоровом образе жизни.
Актуальность проекта. Одной из центральных задач дошкольного образования становится не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации и дальнейшему образованию, и самообразованию. Особенно актуальным представляется формирование естественнонаучных представлений, т. к. они закладывают у дошкольников основу миропонимания.
Публикация «Экологический проект „Чудо — овощ капуста“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Капуста. Все о капусте
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2021
С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии со взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире.
В своей работе с детьми мы остановились на выборе проекта о народной любимице – капусте с целью углубления естественнонаучных знаний детей, привлечения знаний детей не по одному предмету, а из разных областей, развитие их творческого мышления и исследовательских навыков.
Нам чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Но для чего, когда? Вот тут-то и встала проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые умения, которые еще предстоит приобрести. Где, каким образом? Нам представлялось значимым не просто подсказать новые источники информации, но и направить мысль детей в нужном направлении для самостоятельного поиска. В результате этой работы дети должны были самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся проблема, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
Новизна. В своей работе над проектом мы использовали определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяли решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий детей и предполагали презентацию этих результатов, а также применяли совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Цель проекта : Показать значимость капусты в жизни человека.
Задачи проекта :
- обобщить и расширить знания детей о капусте : названиях, форме, цвете, вкусе, запахе, твердости (мягкости);
- познакомить с разнообразием видов капусты, ее полезными, оздоровительными свойствами и значением в здоровом питании человека;
- собрать и изучить материалы из различных источников об истории появления капусты в жизни человека,
- помочь детям полюбить капусту дать представления о том, что капуста наиболее полезна и необходима любому человеку каждый день, определить, какими лечебными свойствами обладает капуста;
- познакомить с разными блюдами из капусты;
- воспитывать осознанное отношение к здоровому образу жизни.
1 этап подготовительный (ноябрь 2020)
Подбор детской художественной литературы для чтения
Подбор презентаций «Всё о капусте».
Подбор сюжетных картинок и иллюстраций, изготовление дидактических игр.
Подбор материала для проведения опытов и экспериментов.
Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
Организовать рекламную деятельность для детей и родителей.
Создать выставку и другую наглядную агитацию.
2 этап выполнение проекта (декабрь 2020 – март 2021)
Данный этап включает в себя интеграцию образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Образовательная деятельность в рамках проекта осуществляется в ходе режимных моментов;
в процессе организации педагогом различных видов деятельности;
в ходе самостоятельной деятельности детей;
проведение с детьми бесед;
проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр;
«Физическое развитие»
Бодрящая гимнастика: «В огород пойдём и капусту найдём».
Дыхательная гимнастика: «Ветерок».
Пальчиковые игры: «Салат из капусты».
Игровое упражнение с игрушечными столовыми приборами - «Нашинкуй капусту».
Спортивное упражнение: «Поймай кочан капусты».
Физкультминутка: «Засолка капусты».
Подвижная игра: «Варим щи».
«Социально-коммуникативное развитие»
С/ р игра «Сварим щи», «Овощной магазин»,
«Купи разную капусту».
Игровая деятельность:
- Сюжетно- ролевая игра: «Овощной магазин» - атрибуты, муляжи, касса, весы, деньги.
«Познавательное развитие»
Познавательно – исследовательская деятельность: овощи – капуста (свежая).
Д/ игра «Чудесный мешочек»,
Беседа: «Лекарственное растение капуста», «О пользе капусты», «Осторожно - мама шинкует капусту».
Иллюстрации капусты и её разновидностей.
«Речевое развитие»
Беседа: «Как убирают урожай капусты?»
Беседа: «Где найти витамины», «Вся капуста хороша».
Рассматривание: иллюстрации капусты, разновидности.
Игровое упражнение «Салат из капусты».
Опыты: «Капуста - оздоровительный кочанчик»,
Беседа: «О витаминах и полезном продукте-капусте»,
«Как мама солила капусту».
«Капуста» И. Мазин, «Капуста» И. Гринёв,
Загадки, пословицы, чистоговорки, частушки о капусте.
«Художественно-эстетическое развитие»
Рисование: «Ах капуста».
Разучивание частушек «Капустные частушки», Хоровод «Вейся, вейся кочан», Народные песни «Капуста вилиста, не будь голенаста».
Игра «Музыкальный кочан»
- Театрализованные игры: маски, шапочки, корзины.
Изобразительная деятельность: иллюстрации «Капуста» трафареты, раскраски.
Создание условий для организации самостоятельной деятельности с детьми.
3 этап заключительный (апрель 2021)
Итоговое мероприятие: развлечение «Ах, капуста хороша!»
Взаимодействие с родителями:
Тематические папки:
«8 полезных свойств капусты»
«О здоровом питании дошкольников»
«Навыки культурного поведения за столом»
«Какой придет капуста на зимний стол»
Консультации: «Капуста – лечебный оздоровительный кочанчик».
Индивидуальные беседы: «Как помочь своему ребёнку полюбить капусту».
Результаты реализации проекта :
Итоговое мероприятие: развлечение «Ах, капуста хороша!»
1. У детей сформирована готовность к совместной деятельности со сверстниками в процессе исследовательской деятельности.
2. Воспитанники имеют представления об истории появления данной овощной культуре в нашей стране
3. У детей наблюдается устойчивый интерес к овощной культуре (капуста, ее питательной ценности и пользе для организма)
4. Достигнуты успехи детей в сформированности представлений о:
- жизни растения (оно растет, развивается, может быть больным, здоровым)
- строении, функциях и назначении его частей (корень, листья)
- влиянии света, тепла, воды
- экологически грамотном поведении человека с растением.