Елена Васютина
Проект «Азбука общения»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Азбука общения»
Старый Оскол 2016
Пояснительная записка
Предлагаемый проект «Азбука общения» определяет процесс и результат включения ребёнка в целостную систему социальных отношений через развитие культуры речевого общения и нравственных качеств личности. «Азбука общения» составлена на основе программного курса «Детская риторика» Т. А. Ладыженской, М., 2000 г.
Публикация «Проект „Азбука общения“» размещена в разделах
Практическая значимость – развитие коммуникативной компетенции детей, их способности налаживать общение с окружающими (взрослыми и сверстниками) при помощи языковых (фонетических, лексических, грамматических) и неречевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов, предметных действий).
«Азбука общения» направлена на формирование базового умения –общаться, в основе которого лежат коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия.
Актуальность проекта в его способности помогать детям, испытывающим трудности в общении и обучении. Речевое развитие дошкольников – одно из центральных направлений в ДОУ. Воспитание речевой культуры, любви к родному слову, формирование познавательной и эмоциональной сферы – неотъемлемые части языкового образования, саморазвития и социализации ребёнка. В процессе умственного и эстетического развития дети приобщаются к культуре своего народа.
Новизна этого направления в использовании средств языка и речи в психическом развитии детей. Коммуникативная компетенция рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении коллективных игр, театрализованной и художественно-творческой деятельности. В активный словарь ребёнка вводится достаточное количества стереотипов общения, формирование умения выбирать нужную формулу с учётом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говоришь).
При разработке проекта «Азбука общения» рассматривались примерные типовые программы «Познай себя» Гуниной О. В, и «Творим добро» Дюкаревой О. А., Мацневой О. А., ориентированные на формирование у ребёнка собственной значимости, ощущения и осознания причастности к миру окружающих его людей. Авторы решали следующие задачи:
- обучить коммуникативным умениям
- развивать интеллектуальную и эмоционально-волевую сферу;
- воспитывать культуру общения;
Цель проекта : - совершенствование речи через развитие культуры речевого поведения, литературных способностей, чувства коммуникативной целесообразности.
Задачи проекта :
1. Познакомить с нормами литературного языка.
2. Формировать умение общения и создания положительного эмоционального благополучия.
3. Развивать навыки вербального и невербального общения.
4. Совершенствовать навыки творческого воображения и умения последовательно излагать свою мысль.
5. Воспитывать потребность в самопознании и саморазвитии.
Основные средства обучения
- игры словесно-логические;
- упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера);
- этюды;
- импровизации;
- моделирование;
- анализ заданных ситуаций;
- свободное и тематическое рисование;
- чтение художественных произведений;
- беседы;
- упражнения по развитию выразительности исполнения (вербальной и невербальной).
Данные занятия - это общение педагога с детьми, во время которого дети познают правила взаимодействия в комфортной беседе. Педагог-собеседник детей, имеющий желание поделиться своими мыслями, советует, как лучше поступить и что сказать в конкретной ситуации. Определённую роль играют театральные куклы, персонажи, которые «провоцируют» на активное включение в конкретную ситуацию общения.
Требования к уровню подготовки детей.
Первый уровень результатов — приобретение детьми социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для старшей группы – работа ориентирована на приобретение детьми социальных знаний в различных видах деятельности: правила общения с друзьями, родителями; способы общения, виды общения; значение семьи в нашей жизни, история каждой семьи. Дружба в нашей жизни. Наши друзья – животные, живущие в доме. Добрые и волшебные слова. Что такое общение. Виды общения. Игры на развитие психических процессов: памяти, мышления, речи.
Второй уровень результатов — получение детьми опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, культура, ценностного отношения к социальной реальности в целом. В подготовительной группе– формирует ценностное отношение к социальной реальности: правила знакомства, значение семьи в нашей жизни, как беречь дружбу. Отличие ссоры от спора. Применение правил хорошего тона и общения за столом, умение поддерживать и развивать разговор. Использование упражнений и дидактических игр на развитие качеств голоса (сила, темпа, дикции, ритма, интонационной выразительности и др.). Композиционное построение рассказа (обучение рассказыванию).
Ожидаемые результаты
Предметные:
- использовать в речи слова приветствия, прощания, просьбы, пожелания, благодарности
- решать коммуникативные ситуации и задачи
- выполнять правила общения
- грамотно обосновывать и высказывать своё мнение
Личностные:
- считаться с мнениями и интересами других
- справедливо разрешать возникающие споры и конфликты
- уважать взрослых
- проявлять внимание и терпимость к детям.
- отработать интонационную выразительность речи (спокойный ровный тон общения, оптимистическая интонация, оптимальная дистанция общения, общее пространство общения)
- подготовить речевой аппарат к говорению (развитие речевого дыхания, отработка чёткой дикции, развитие умения управлять своим голосом)
- сформировать коммуникативные навыки
Изучаемые разделы
1. Мир взрослых
2. Давай играть вместе
3. Секреты твоего успеха
4. Речевой этикет
5. Искусство спора и диалога
6. Развитие связной речи
Учебно-тематический план для старшей группе.
№ п/п Наименование разделов и тем
1.
Мир взрослых людей
(развитие потребности общения со взрослыми)
1. Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись!
1.2 Моё любимое имя!
1.3 Что в имени моём?
1.4 Мама, папа, брат, сестра, дедушка, бабушка и я – это вся моя семья!
1.5 Есть ли семья у ….?
1.6 Хорошо рядом с ней, с милой мамочкой моей!
1.7 Я с бабушкой своей дружу…
1.8 Дом, в котором я живу.
2 Давайте играть вместе!
(развитие потребности в общении со сверстниками)
2.1 Мы в группе дружно все живем.
2.2 Это - ты, а это – я, а это – все мои друзья.
2.3 Винтики – конфеточки - мальчики и девочки.
2.4 Ссоры и споры
2.5 «Если весело живётся».
2.6 Весёлая хохотальница-перепутаница.
3 Секреты твоего успеха
(язык общения, навык общения с внешним миром)
3.1 Мои умные помощники
3.2 Язык жестов и движений
3.3 Общение на расстоянии
3.4 Зачем пишут письма?
3.5 Самое удивительное чудо на свете
3.6 Зрители и актёры
3.7 Умеет ли разговаривать природа
4 Речевой этикет
(формы обращения - приветствие, благодарность, прощание, обращение, извинение)
4.1 Всё начинается со слова «Здравствуйте»
4.2 Это слово говорят, если вас благодарят
4.3 Как обратится с просьбой к вам? (к тебе)
4.4 Когда без извинения не обойтись?
5 Искусство спора и диалога (мини-диалоги, речевые формулы общения)
5.1 Слово-мостик понимания между людьми (как слушать собеседника и вести себя во время разговора).
5.2 У меня зазвонил телефон (Поговорим по телефону.)
5.3 В магазин за покупками (диалог продавца и покупателя).
5.4 К нам гости пришли!
6 Развитие связной речи
6.1 Что такое рассказ?
6.2 В гости к сказкам.
6.3 Детки в клетке.
6.4 Мы и наши игрушки.
1. Мир взрослых людей
Теоретическая часть.
1. Ввести детей в мир общения. Правила речевого этикета. Речь - средство воздействия на мысли, чувства и поведение людей. Значение эмоций и жестов.
2. Имя выделяет человека среди других. Формы имён, клички добрые и обидные.
3. История возникновения имён и фамилий, отчеств. Значение имён.
4. Члены семьи, родословная, анкетные данные, значение имени, фамилии. Проявление тёплых отношений в семье. Потребность радовать близких добрыми делами.
5. Рассказ К. Ушинского «Петушок с семьёй» (приложение). Обогащение словаря (образование названий детёнышей зверей, птиц, их места обитания).
6. Самый близкий и дорогой человек – мама. Как я помогаю маме. Мамины глаза, улыбка, руки, доброе сердце.
7. Воспитание уважения к старшим. Соблюдение норм общения в семье. Забота о старших, помощь им.
8 Дом – жильё для человека, план моей квартиры, моё любимое место в квартире. Предметы, создающие уют.
Практическая деятельность.
1. Речевая разминка «Кто умеет улыбаться». Игровая ситуация «Игра в знакомство», игра «Волшебная палочка», мимические этюды.
2. Речевая ситуация, игра «Кто скорее соберёт» (собрать членов семьи, опираясь на имена, отчества и фамилии.)
3. Чтение и обсуждение стихотворения и пословиц. Речевая ситуация, игра «Кто у кого?», игра «Кто, где живёт».
4. Выставка «История моего рода»
5. Художественное слово. Игра «Кто, где живёт».
6. Игра-драматизация «Всё в порядке» Э. Ушинский
7. Составление памятки «Как не надо». Беседа, игра «Внимательный ли ты слушатель?»,
8. Игра: «Где, чей домик?», игра «Найди по плану».
Форма проведения: учебное занятие, беседа, речевая разминка, игровая ситуация.
Методы и приемы: словесный (беседа, объяснение, чтение рассказов, наглядный (демонстрация мимических этюдов, схемы описательных рассказов, деятельностный (выполнение логических упражнений, речевых разминок, иллюстративный, практический (игры).
2. Давайте играть вместе!
Теоретическая часть.
1. Мои друзья в детском саду. Культура общения в группе, навыки социального поведения. В основе дружбы лежат добрые отношения. Добрые и волшебные слова. Развитие речевой памяти и произносительных навыков.
2. Дружба в нашей жизни. Как беречь дружбу. Человеку без друзей плохо.
Культура общения между друзьями. Типы собеседников. В основе дружбы лежат добрые отношения. Добрые и волшебные слова. Развитие невербальных средств общения, интонационной выразительности.
3. Девочки и мальчики могут быть друзьями. Мальчики первыми приветствуют девочек, уступают место, пропускают вперёд. В разговоре с девочками не допускают фамильярности, делают комплименты. Девочки не унижают достоинство мальчиков, не навязывают свое мнение, поддерживают беседу.
4. Ссоры и споры. Играем вместе. Поиск конструктивных решений конфликта, формирование навыка ведения спора. Развитие навыка импровизации и пантомимики. Воспитание доброжелательности, коммуникативности.
5. Вид общения – игра. Игры для ума и тела. Обучающие и развлекательные. Обучение в процессе игры партнёрству, взаимовыручке. Соперничество - это не конкуренция. Поведение вовремя игр. Игра должна быть весёлой, доброй.
6. Небылицы, весёлый диалог, весёлый рассказ, стихотворение. Что такое слова-рифмы, слова-ассоциации. Учить умению фантазировать, сочинять, рассказывать. Развивать творческое воображение, память, внимание.
Практическая деятельность.
1. Дидактическая игра «Мы разные», разыгрывание речевой ситуации.
2. Беседа «Мой друг». Игра «Говорящая ладошка».
3. Игровой тренинг «Что не так» (речевые фразы в общении с противоположным полом, театральные этюды.
4. Обыгрывание речевой ситуации, составление памятки «Спор – не ссора».
5. Игровой тренинг «Словотворчество». Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения.
6. Игра «Продолжи». Сценки-этюды. Дикционные и дыхательные упражнения.
Форма проведения: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий, игровое учебное занятие, беседа, речевая ситуация.
Методы и приемы: словесный (беседа, объяснение, речевые ситуации, наглядный (наблюдения, демонстрация, частично-поисковый (этюды, иллюстративный, практический (игры).
3. Секреты твоего успеха
Теоретическая часть.
1. Происхождение языка. Древние языки. Первые звуки, слова, язык жестов. Выражение мысли различными структурами предложений.
2. Невербальные (несловесными) средства общения (мимика, жесты, телодвижения). Роль эмоций в жизни людей – радость, грусть, страх. Как воспринимать несловесную информацию. Обогащение эмоционально-волевой сферы ребёнка. Развитие воображения, пантомимических навыков.
3 Что такое общение? Виды общения. Правила общения. Цели общения. Для чего общаются люди? Средство общения. Умение согласовывать свои действия с действиями партнёра. Мастерская успешного общения.
4. Письмо. Общение на расстоянии, современные виды общения. Устное и письменное общение. Развитие творческой инициативы.
5. Общение с книгой, природой, людьми. Устное и письменное общение. Роль книги в жизни человека. Любовь к книге, бережное отношение к ней.
6. Театр, актёры, зрители. Говорим тихо, во время действия молчим и слушаем. Театральная речь – образец для подражания.
7. Давай дружить с тобой, волшебница природа! беседа о правилах поведения на природе. Закрепить правила поведения, общения с природой.
Практическая работа.
1. Речевая разминка, лексико-грамматические игры и упражнения, «Сказка о язычке».
2. Этюд на выразительность, мимическая игра, словесная игра «Что было потом».
3. Беседа по теме. Словесная игра «Салат из сказок».
4. Упражнение в записи письма с помощью пиктограмм. Игровая ситуация, написание письма.
5. Инсценировка стихотворения, дикционное упражнение, словесная игра «Сказка наизнанку».
6. Моделирование театральных ситуаций, сказка «Вежливые слова». Сочинять этюды на заданную тему и по сказкам.
7. Игра-пантомима «Угадай кто».
Форма проведения: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий, игровое учебное занятие, практикум, моделирование, инсценировка.
Методы и приемы: словесный (сказка, беседа, объяснение, речевые ситуации, работа с книгой, наглядный (наблюдения, демонстрация, проблемный, игры-тренинги.
.
4. Речевой этикет
Теоретическая часть.
1. Форма вежливого приветствия, значение вежливых слов, правильное их употребление. Выразительное произношение фраз, несущих различную эмоциональную окраску. Правила ведения диалога. Диалоги на нравственно-этические, экологические и другие темы. Основные правила для участников диалога. Что надо сделать, чтобы тебя хотели слушать. Как управлять выступлением (как начинать и заканчивать выступление). Форма вежливого приветствия, значение вежливых слов.
2. Слова благодарности в зависимости от ситуации. Культура речевого общения. Уместное употребление слов благодарности в зависимости от ситуации. Обращение с просьбой к собеседнику. Работа над интонационной выразительностью.
3. Вежливое обращение с просьбой к собеседнику. Правила общения, которые используются при просьбе.
4. Выход из конфликтных ситуаций, с использованием речевых формул извинения. Доброжелательное отношение в игре. Правила общения, которые используются при извинении.
Практическая деятельность.
1. Игра «Назови вежливое слово - приветствие» (прощание). Упражнения и дидактические игры на развитие качеств голоса (сила, темпа, дикции, ритма, интонационной выразительности).
2. Сказка «Город Спасибоград».
3. Мини-сценка «Рак-бездельник». Артикуляционные и дидактические упражнения.
4. Памятка «Слова-извинения».
Форма проведения: игровое учебное занятие, изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий, инсценирование.
Методы и приемы: словесный (сказка, тренинги. беседы, игровой (объяснение сочетается с игрой, наглядный (наблюдения, демонстрация, объяснительно-иллюстративный, деятельностный, проблемный.
5. Искусство спора и диалога
Теоретическая часть.
1. Понимание детей о том, что слово человека могущественно, словом можно развеселить, приободрить, поддержать в трудную минуту, словом можно пожалеть, обидеть, огорчить.
2. Телефон – это важное средство короткого общения. Правила общения по телефону. Снимает трубку тот, кто находиться рядом с телефоном. Специальное слово «алло». Телефонный этикет.
3. Какие бывают магазины. «Поход» в магазин за товаром. Поведение в магазине, классификация товара. Описание предмета, которого покупаешь. Речевое общение в модельной ситуации.
4. Я принимаю гостей (правила хорошего тона и общения за столом, умение поддерживать и развивать разговор, торжественная и поздравительная речи за столом). Правила гостевого этикета.
Практическая деятельность.
1. Беседа. Разговор про вежливость.
2. Разыгрывание мини-диалогов: по телефону, на улице, в магазине, в транспорте, театре (речевая разминка, речевая игровая ситуация, словесная игра «Испорченный телефон»).
3. Речевая разминка, дыхательные упражнения. Игра: «Опиши предмет»
4. Обыгрывание ситуации «Приём гостей» (речевая разминка, речевая ситуация, художественное слово).
Форма проведения: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий, игровое учебное занятие, практикум, ролевая игра.
Методы и приемы: словесный (беседа, объяснение, художественное слово, наглядный (наблюдения, демонстрация, проблемный, игровой (объяснение сочетается с игрой)
6. Развитие связной речи
Теоретическая часть.
1. Рассказ. Виды рассказа, пересказ с помощью взрослого.
2. Мои любимые сказки. Пальчиковый театр «Теремок». Короткий рассказ с опорой на предметы.
3. Животные нашего зоопарка. Где живут, чем питаются, повадки.
4. Виды игрушек. Составление плана описания «Моя любимая игрушка».
Практическая деятельность.
1. Составление короткого рассказа с опорой на картинки.
2. Обыгрывание и пересказ сказки (речевая разминка, игровая ситуация, художественное слово, беседа).
3. Манипуляции с картинками, словесные игры. Игры-тренинги «Рыбы–птицы–звери», «Кто где живет?».
4. Дикционное упражнение, конкурс на лучший рассказ, словесная игра. Форма проведения: игровое учебное занятие, беседа, речевая ситуация, тематическое занятие.
Методы и приемы: словесный (сказка, беседа, характеристика, объяснение, наглядный (демонстрация сюжетных картинок, схемы описательных рассказов, деятельностный (выполнение логических упражнений, речевых разминок, иллюстративный, практический (игры).
[/b]