Надежда Могильникова
Педагогический проект «Дорожная азбука»
▼ Скачать + Заказать документы
Обоснование проекта
В нашей стране, как и во всём мире, увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий: по статистике, каждой десятой жертвой ДТП становится ребёнок.
Забывая об опасности, которая может подстерегать на каждом шагу, дети становятся причиной ДТП: выбегают на проезжую часть, выезжают на самокате или велосипеде на дорогу, вырываются из рук родителей при переходе улицы и пытаются перебежать её. Иногда взрослые не держат ребёнка за руку, и тот переходит перекрёсток самостоятельно.
Публикация «Педагогический проект „Дорожная азбука“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Проекты
- Темочки
К сожалению, подобное поведение на дорогах наблюдается всё чаще. Это позволяет сделать вывод, что основными причинами детского дорожно-транспортного травматизма являются незнание и нарушение правил движения, неправильное поведение на улице и детская безнадзорность. Дети, предоставленные сами себе, не обращают должного внимания на опасности на дороге. Они ещё не умеют в полной мере управлять своим поведением, не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость, переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими.
Во избежание несчастных случаев водители, пассажиры и пешеходы должны знать правила дорожного движения, быть осторожными и внимательными. Эти качества и знания нужны также самым юным пешеходам-детям.
К сожалению, программы обучения дошкольников, согласованной с Госавтоинспекцией и адаптированной к современным условиям дорожного движения, нет. Поэтому в нашем дошкольном образовательном учреждении разрабатывается система профилактики дорожно-транспортного травматизма и изучения правил дорожной азбуки, которые рассматриваются как составная часть воспитания общей культуры ребёнка.
В процессе работы над системой профилактики дорожно-транспортного травматизма были определены следующие цели:
- формирование основ безопасного поведения на дороге
- формирование основ безопасного поведения в транспорте
Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма ведётся в соответствии с планом, который составлен на учебный год. Особо мне хочется отметить, что в процессе задействованы не только педагоги и воспитанники, но и родители.
Система мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Организуя работу по профилактике дорожно-транспортного травматизма необходимо обратить внимание на следующие моменты:
- при ознакомлении детей с правилами дорожного движения следует устанавливать связь между разделами программы
- проводить работу систематически, постепенно усложняя требования от группы к группе, учитывая способности детей
- воспитывать в детях самостоятельность, умение применять в повседневной жизни знания, полученные на занятиях.
Также в процессе обучения правилам дорожного движения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями. Значительное место нужно отвести практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания.
Движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах – для детей слишком сложное явление, чтобы ориентироваться в нём самостоятельно. Поэтому особое внимание должно быть уделено организации наблюдений и экскурсий.
Работа по ознакомлению с правилами дорожного движения основывается на комплексном подходе: с детьми проводятся тематические занятия в группах, полученные знания закрепляются в разных видах деятельности.
Организуя столь важную работу, нельзя не задействовать в ней родителей воспитанников. Для этого организуется их участие в проводимых мероприятиях. Этому же посвящено отдельное родительское собрание, на котором родителей знакомят с основными мерами по обеспечению безопасности их детей на улицах.
Полезно приучать ребёнка проговаривать свои действия, чтобы они становились частью его мышечной памяти и внутренней речи. Объяснять и повторять детям, как они должны вести себя на улице и в транспорте, нужно столько раз и так часто, чтобы дошкольники не только запомнили алгоритм поведения, но и действовали в стандартных ситуациях уверенно, компетентно и предусмотрительно.
Грамотное поведение в транспорте, вблизи дорог и на улице включает в себя ряд умений, несвязанных непосредственно со знанием об автомобилях и устройстве дорог. Имеется в виду, что дети должны уметь различать основные цвета, формы, изображения, используемые при регулировке движения транспорта и в зонах дорожного движения. Усвоить понятия «вправо, влево, посередине, мимо, между, вверх, вниз, спиной, боком». Дети должны понимать и такие слова, как «стой, быстро, опасно, осторожно, внимание, вместе» и т. д.
В отношении проблемы безопасности детей не должно быть легкомыслия, нетерпимы разногласия по принципиальным вопросам.
Тема проекта: «Дорожная азбука»
Тип проекта: Долгосрочный
Проблема:
С дошкольного возраста формировать у детей навыки безопасного поведения на дороге, развивать понимание опасности, которую таит в себе автомобильный мир. Важно делать это до того, пока ребёнок не перенял, не принял неправильных стереотипов поведения на дороге, к сожалению, на сегодняшний день преобладающих во взрослой среде. Путём соответствующего воспитания и обучения ребёнка с самого раннего возраста, когда начинается его подготовка к пожизненной «профессии» участника дорожного движения, пешехода, а впоследствии и водителя, сохранить его жизнь и здоровье.
Цель:
- формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на дороге (улице)
Задачи:
- усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице
- формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки
- развитие умения координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов; развитие способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения
Исполнители проекта:
- все участники образовательного процесса
Формы, методы и приёмы работы:
- образовательная деятельность
- беседы
- целевые прогулки
- экскурсии, наблюдения
- дидактические и развивающие игры
- игровые упражнения
- сюжетно-ролевые игры
- театрализованные постановки
- аудио- и видеозаписи
- оформление информационного стенда
- работа с родителями
Задачи проекта в разных возрастных группах:
Младшая группа:
- Познакомить со светофором
- Формировать представления об улице, её основных частях
- Учить различать виды наземного транспорта
Средняя группа:
- Уточнить знания о назначении светофора
- Расширить представления об улице, дороге, дать элементарные знания о правилах безопасного поведения
- Познакомить с классификацией транспорта, формировать навыки культурного поведения в транспорте
Старшая группа:
- Познакомить детей с дорожными знаками (предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными)
- Продолжать закреплять и дополнять представления о некоторых правилах дорожного движения
- Воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте
Подготовительная к школе группа:
- Продолжать знакомить с дорожными знаками и правилами дорожного движения
- Совершенствовать культуру поведения на улице и в транспорте
Прогнозируемые результаты:
- Усвоение первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице
- Освоение бдительного восприятия окружающей обстановки
- Развитие способности построения адекватного безопасного поведения
Презентация проекта:
- Открытые занятия
- Развлечения
- Спектакли
- Спортивные досуги
- Праздники
- Презентация
Перспективное планирование работы в разных возрастных группах
Младшая группа:
Ознакомление с окружающим и развитие речи:
1. Рассматривание грузового автомобиля.
2. Рассматривание картины «Улица города».
3. Сравнение автобуса и автомобиля «игрушки».
4. Заучивание стихотворения Я. Пишумова «Машины».
5. Заучивание отрывка из стихотворения А. Северного «Светофор».
Изобразительная деятельность:
1. Рисование «Весёлый поезд», «Светофор», «Колёса к вагончикам», «Наша улица».
2. Аппликация «Светофор», «Автобус».
3. Лепка «Светофор» (на силуэте, «Колёса большие и маленькие».
Конструирование:
1. «Дорожки».
2. «Ворота широкие и узкие».
3. «Улица» (дома и дороги).
Средняя группа:
Ознакомление с окружающим и развитие речи:
1. Рассматривание пассажирского и грузового транспорта.
2. Сравнение автобуса и троллейбуса.
3. Беседа «О правилах дорожного движения».
4. Беседа «Что я видел, когда шёл в детский сад».
5. Беседа «Зачем нужны дорожные знаки».
6. Заучивание стихотворения Р. Фархади «Светофор».
7. Чтение рассказа И. Серякова «Улица, где все спешат».
8. «Зелёный огонёк» (комплексное занятие).
Изобразительная деятельность:
1. Аппликация «Грузовая машина», «Автобус».
2. Рисование «Грузовая машина», «Машины на дороге».
Конструирование:
1. «Мост для транспорта».
2. «Трамвайчик».
3. «Автобус». (из бумаги)
Старшая группа:
Ознакомление с окружающим и развитие речи:
1. Рассматривание картины «Улица города».
2. Беседа с решением проблемных ситуаций «Быть примерным пешеходом и пассажиром разрешается!»
3. Рассказывание по серии сюжетных картин «Что мы видели на улице».
4. Беседа «Знаки дорожные помни всегда».
5. Беседа «Для чего нужны дорожные знаки».
6. Рассказ воспитателя «Знакомство с городским транспортом».
7. Беседа «Правила дорожного движения».
Изобразительная деятельность:
1. Рисование «Улица города», «Регулируемый перекрёсток», «Дорожные знаки», «Автобус с флажками едет по улице».
2. Аппликация «На нашей улице», «Какие бывают грузовые автомобили», «Троллейбус».
Конструирование:
1. «Мосты для разного вида транспорта».
2. «Светофор». (из бумаги)
3. «Улица города». (из строительного материала)
Подготовительная к школе группа:
Ознакомление с окружающим и развитие речи:
1. Рассказ воспитателя «Служебный транспорт».
2. Беседа по картине «Машины на мосту».
3. Беседа «На чём люди ездили и ездят».
4. Беседа «Что мы видели на улице».
5. Беседа «Для чего нужны дорожные знаки».
6. Беседа «Правила дорожного движения».
7. Беседа «Берегись автомобиля».
8. Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль».
9. Пересказ рассказа «Санки».
10. «Приключения в сказочном городе Светофорске». (сюжетное занятие)
11. «Нам на улице не страшно». (сюжетно-дидактическая игра)
Изобразительная деятельность:
1. Рисование «Служебные машины», «Автобус и троллейбус», «Мы едем в автобусе», «Нарисуй любой вид транспорта».
2. Аппликация «Транспорт», «Вырежи и наклей любой вид транспорта», «Автобус и троллейбус».
3. Коллективная работа «Улица, на которой стоит наш детский сад» (рисование и аппликация).
Конструирование:
1. «Наша улица».
2. «Грузовые машины».
3. «В два ряда дома стоят» (из строительного материала и деталей конструктора).