Оксана Илясова
Проект «Азбука витаминов»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор проекта : Илясова Оксана Анатольевна, воспитатель детского сада №355
Вид, тип проекта : краткосрочный, творческий.
Место проведения: МДОУ №355
Сроки проведения: 2 недели (06.05. – 20.05.)
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста с ОНР; родители; педагоги.
Возраст детей: 5 – 6 лет.
Цель проекта : формировать у детей представления о правильном питании и здоровом образе жизни.
Задачи: познакомить с понятием «витамины», их роли в жизни человека;
Публикация «Проект „Азбука витаминов“» размещена в разделах
- Витамины. Все о витаминах
- Витамины. Проекты
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
закреплять понятия «овощи», «фрукты», «ягоды», пользе их употребления;
способствовать развитию творческих способностей детей, умения работать сообща, согласовывая свои действия;
воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
Проблема: нужны ли витамины для растущего организма и для чего нам необходимо потреблять в пищу всю витаминную «азбуку»?
Основание для разработки:
Причина возникновения проекта :
Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям.
Весной рацион ребенка уже не так богат свежими овощами и фруктами, как летом. Так как в старых овощах и фруктах прошлого года витаминов почти не осталось, а новые овощи и фрукты еще не выросли. Поэтому весной ребенку обязательно следует употреблять натуральные продукты.
Здоровье – это то, что мы едим. Пища помогает ребёнку расти, даёт ему необходимую энергию. Поэтому еда должна быть не только вкусной, но и полезной. А полезная еда - это, прежде всего свежие овощи, фрукты и ягоды.
Данный проект предназначен для детей старшей группы и ориентирован на изучение вопросов, связанных с сохранением здоровья человека. Работа над проектом направлена на систематизирование и расширение знаний детей об овощах и фруктах; на закрепление знаний о гигиене питания и бережном отношении к своему здоровью.
Проект обеспечивает достижение конкретных результатов за короткий срок: дети получают знания о витаминах, правильном питании и здоровом образе жизни; учатся изготавливать книжки-малышки.
Реализация проекта по тематике «Азбука витаминов» обеспечивает активное участие детей, родителей и педагогов.
Проект может быть реализован в рамках совместной деятельности – детей, педагогов и родителей.
Актуальность проекта :
Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей.
Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни.
Очень важным является формирование у детей мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому и безопасному образу жизни.
Питание в дошкольном детстве имеет особое значение для здоровья ребенка, так как оно должно не только покрывать расходуемую им энергию, но и обеспечивать материал, необходимый для роста и развития всех органов и систем организма.
Ухудшение качества питания, недостаток в пище витаминов и микроэлементов отрицательно сказываются на физическом развитии детей.
Так, по мнению врачей-педиатров при дефиците витамина В1 мышцы плохо сокращаются, снижен их тонус (так называемый симптом «вялых плеч», в том числе и тонус брюшных мышц, а следовательно, нарушено дыхание. Особенно отрицательно дефицит витаминов группы В сказывается на мышцах, длительно находящихся в состоянии перенапряжения.
Нарушается белковый обмен в мышцах и вследствие дефицита витамина С. Мышцы долго не могут расслабиться после нагрузки, что ускоряет развитие их перенапряжения. Недостаток витамина С сказывается и на прочности сухожилий и связок.
Дефицит жирорастворимых витаминов А и Е нарушает окислительный процесс в мышцах, а дефицит витамина Д ведет к рахиту.
Наиболее важные для работы мышц минеральные вещества – калий, магний, кальций и железо. Дефицит кальция и магния понижает сохранительную способность мышц, недостаток калия замедляет восстановление мышц после нагрузок.
Резюмируя вышесказанное, правильное питание – залог здоровья, но не все это воспринимают серьезно.
За последние 10-15 лет наш рацион изменился до неузнаваемости. Благодаря гастрономической революции готовить стало легче, а переваривать труднее. Мы пьем порошковое молоко, завариваем кипятком сухое картофельное пюре, утоляем голод хот-догами, чипсами и шоколадными батончиками. Супчики из пакетика, лапша моментального приготовления, бульонные кубики вытеснили со стола здоровую еду.
С самого раннего детства у ребенка формируются вкусовые пристрастия и привычки. В их формировании важнейшую роль играет семья. Именно в дошкольном возрасте важно сформировать у детей правильное представление о здоровом питании, способствовать пониманию того, что здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни. Без преувеличения можно сказать, что правильное питание – это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения, важнейшее и непременное условие нашего здоровья и долголетия.
Мы постоянно ищем все новые и новые способы позаботиться о своем здоровье, и в этом поиске забываем о самых простых и естественных вещах: необходимость обратить пристальное внимание детей и родителей на свое питание. Пересмотреть некоторые взгляды в этом направлении явилась основной причиной создания нашего проекта.
Этапы реализации проекта :
1 этап. Организационный. Уточнение представлений детей о полезных продуктах, витаминах, их значении для жизни, т. е. личный опыт, на который может опереться педагог.
2 этап. Теоретический. Подбор и изучение педагогической и справочной литературы, иллюстративного материала в соответствии с темой проекта и с учётом возрастных особенностей детей, разработка проекта.
3 этап. Практический. Расширение детских представлений, накопление и закрепление полученных знаний о витаминах, о правильном питании через разнообразные виды совместной деятельности педагога с детьми и родителями.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
НОД (Непосредственно образовательная деятельность)
Сюжетно – тематическое занятие.
В режимных моментах
Беседы о ценности здорового образа жизни, физических упражнений, зарядки, закаливания, гигиенических процедур. Упражнения: «Мы умеем», «Удивляемся природе», «Апельсин», «Яблоко», «Фрукты»
На прогулке
Организация подвижных игр :«В огород мы пойдём», «У медведя во бору»,
«Огуречик, огуречик.», «Мы - весёлые ребята», «Птицы в гнёздышках»,
«Мыши в кладовой»
Упражнения: «Боулинг с овощами», «Забрось мяч в корзину», «С кочки на кочку», «Через ручеек»
Самостоятельная деятельность
Самостоятельные подвижные игры и упражнения на свежем воздухе; закрепление навыков полученных на занятии: бег, прыжки на двух ногах. Спортивные игры
Совместная деятельность с семьёй
Информирование родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребёнка (спокойное общение, питание, закаливание, движения) .
Рекомендации для родителей «Витаминные заблуждения»;
памятка «Овощи и фрукты – источник здоровья».
Совместная деятельность родителей и детей.
Чтение и обсуждение консультаций «Витаминные заблуждения»,
«Овощи и фрукты – источник здоровья».
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
НОД
Беседа «Какие бывают овощи, фрукты?» (цвет, форма, величина) .
Ознакомление с применением овощей, фруктов, ягод.
Чтение и заучивание стихотворений:Ю. Тувим «Овощи»,
«Купите лук» перевод И. Токмаковой
Сказки: «Петушок и бобовое зернышко», «Гуси-лебеди».
Рассказы Сутеева «Яблоко», «Мешок яблок».
Практическое задание «Почва на огороде»
(рассмотреть почву, найти в её структуре камни, песок, влагу) .
В режимных моментах
Игра «Утро, день, вечер, ночь».
На прогулке
Наблюдения за живой и неживой природой.
Подвижные игры: «У медведя во бору», «Мой весёлый звонкий мяч».
Игры с песком.
Самостоятельная деятельность
Индивидуальные наблюдения, игры с песком, водой.
Рассматривание, обследование овощей, фруктов, ягод.
В режимных моментах
Пальчиковая игры: «Капуста», «Фруктовая ладошка», «В сад за сливами»,
«Мы делили апельсин».
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
НОД
Беседа «Чем полезны овощи и фрукты».
Игра «Урожай собирай и здоровье укрепляй».
Игра «Доскажи словечко».
Рассматривание овощей и фруктов – муляжей и на картинках.
В режимных моментах
Ритмические упражнения:«Сажаем огород», «Разговоры овощей»
Самостоятельная деятельность
Дидактические игры:«Найди пару», «Где растёт?», «Загадки с грядки».
Совместная деятельность с семьёй
Рассматривание альбомов «Овощи и фрукты», «Ягоды»
Подбор стихов, сказок, рассказов на тему «Овощи, фрукты, ягоды».
Задания домой:
Найти, рассмотреть, написать, оформить информацию об овоще или фрукте.
Семейное блюдо из овощей или фруктов.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
НОД
Лепка «Овощи и фрукты»;
Аппликация «Фрукты в вазе» (коллективная)
Рисование обложек к книгам «Где запрятан витамин?», «Книга семейных рецептов».
В режимных моментах
Раскраски – задания по теме, настольно – печатные игры на закрепление цвета, формы, величины.
На прогулке
Рисуем цветными мелками на асфальте.
Самостоятельная деятельность
Индивидуальные задания, упражнения.
Рассматривание репродукций картин.
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
НОД
Игра «Айболит рассказывает о здоровом образе жизни».
Сюжетно – ролевая игра «Магазин» - сюжет овощной магазин.
В режимных моментах
Игры: «Кто быстрее соберёт?», «Полезно – вредно»,
Развивающие игры:
«Зеленый друг» (ботаническое лото) ;
«Во саду ли, в огороде»;
На прогулке
Подвижные игры «Собери урожай» (эстафета) ; «Баба сеяла горох»; хоровод «Кабачок».
Беседы о насаждениях и обитателях нашего участка. Рассказ воспитателя из опыта «Витамины A,B,C,D для чего нужны детям?». Беседа «Здоровая пища».
Посадка совместно с детьми рассады болгарского перца.
Игры с мячом:«Назови ласково», «Какого цвета?»,
4 этап. Подготовка к презентации. Презентация.
Деятельность педагога
Организация и презентация выставки книжек-малышек «Витамины – наши друзья».
Совместная деятельность педагога с детьми.
Помощь детей в размещении книжек-малышек.
Совместная деятельность родителей и детей.
Посещение выставки «Витамины – наши друзья»
Итог.
Узнав о том, что овощи и фрукты содержат большое количество витаминов, которые необходимы нашему организму, дети решили посадить своими руками в огороде при детском саде №355 болгарский перец. Болгарский перец в большом количестве содержит витамин С, много провитамина А. минеральные соли калия и натрия, а также железо, цинк, кальций, йод, фосфор и магний, стимулирует рост волос и улучшает состояние кожи, оказывает благоприятное воздействие на органы зрения, а так же укрепляет кровеносные сосуды.
Поэтому ребята старшей группы №8 с удовольствием ухаживают на огороде за посаженной рассадой. Они полив
ют ее, продергивают сорняки и при всем этом очень счастливы, и с нетерпением ждут когда вырастут ими посаженные «витаминки».
Выбор темы проекта оказался не случайным. После проведенной работы и родители, и дети пришли к выводу о том, что только здоровая семья может быть по-настоящему счастливой, воспитать достойных граждан своей страны. Мы задумались над тем, какие факторы влияют на здоровье семьи? В результате все пришли к выводу о том, что главными факторами, влияющими на здоровье семьи, является:
душевное благополучие, благоприятный психологический климат в семье;
физическое здоровье;
правильное и здоровое питание.