Татьяна Пьянкова
Проект «Азбука общения»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Общение и совместная деятельность – важнейшие составляющие жизни дошкольников, неотъемлемая часть процесса социализации ребенка.
В дошкольном возрасте ведущий вид деятельности –игра, которая имеет огромное значение для психического и личностного развития ребенка, является основным способом коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей. В игре дети получают опыт общения со сверстниками, учатся устанавливать дружеские контакты и осваивать нормы нравственного поведения. Одновременно дети с удовольствием познают всевозможные, нетрадиционные приемы и техники изображения. А изотворческая деятельность, как известно, расширяет границы общения с окружающим миром, способствует развитию и коррекции эмоционально-волевых процессов у детей, способствует творческой реализации личности.
Публикация «Проект „Азбука общения“» размещена в разделах
- Проекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Поэтому программа реализует через игровую и изобразительную деятельность детей, создание благоприятного психологического климата и развивающую предметно-пространственную среду. В основу программы легли концепции личностно ориентированного обучения и воспитания детей Л. И. Бажович, В. Н. Слободчикова, Е. В. Бондаревской, деятельностного подхода обучения А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина.
Цели:
• формирование и коррекция навыков общения детей старшего дошкольного возраста
Задачи программы:
• Раскрыть творческий, эмоционально-нравственный, интеллектуальный потенциал детей;
• Развить навыки межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
• Формировать личность, способную к самопознанию, саморегуляции поведения;
• Формировать целостную картину мира, обеспечивающую решение проблем в широком круге неопределенных ситуациях, самореализации личности ребенка
Основные направления проекта :
1. «Я и другие» (развитие социальной перцепции)
2. «Язык общения» (учить способам обмена информации друг с другом, развивает культуру общении)
3. «Умение владеть собой» (развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы)
4. «Мой мир в красках» (развитие творческого воображения)
Сроки реализации: сентябрь 2014–май 2015
Данная программа составлена для занятий с детьми 6-7 лет в течение 1 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 30 минут. Рекомендуемое количество детей 8-10. Занятия проводит воспитатель, но для проведения диагностики важно тесное сотрудничество с психологом.
Методические рекомендации по проведению совместной деятельности:
Проект реализуется через игровые занятия, условно называемые «встречами». Игровое занятие включает в себя три части:
1. Вводная часть (объединение группы и настрой на работу)
2. Основная часть (решение задач занятия)
3. Заключительная часть (закрепление и анализ положительных переживаний и впечатлений)
Количество занятий Кол-во
детей
в группе
В неделю В месяц в год
1 4 36 20
Оценка результативности работы.
Результативность, эффективность программы выявляется путем обследования, проводимого 2 раза в год: в сентябре и мае.
-наблюдение в естественных условиях;
-опросы и анкетирования родителей;
-анализ детских работ;
-методики: «Кактус» (М. А. Панфилова, «Несуществующее животное» (М. З. Дукаревич, «Цветорисуночный тест оценки психических состояний» (А. О. Прохоров, «Тест тревожности» (Р. Треммл, «Домик» (Н. И. Гуткина)
Предполагаемые результаты:
Ориентирование на понимание себя, своих чувств, желаний, поступков, поведения;
Осознанный выбор разных форм поведения;
Умение строить и анализировать взаимооотношения с другими людьми;
Сформированность представления о взаимосвязи событий, эмоций, поступков
Календарно-тематический план
месяц/
неделя название литература
Сентябрь 1
2 Диагностика (совместно с психологом) Наблюдения, опросы, тесты
3 «Теплый дом» И. П. Посашкова с. 14
4 «Как вас зовут?» с. 16
Октябрь 1 «Твое имя» с. 18
2 «Веселое путешествие» с. 20
3 «Кто ты?» с. 21
4 «Ласковое имя» с. 23
5 «Как нужно здороваться» с. 25
Ноябрь 1 «Давайте поздороваемся» с. 26
2 «Здравствуйте» с. 28,31
3 «Веселое путешествие» с. 30
4 «Слова-приветствия» с. 33
Декабрь 1 «Вежливые слова» с. 34
2 «Комплимент» с. 35
3 «Просьба» с. 36
4 «Спросите у прохожего» с. 38
5 «В магазине» с. 39
Январь 3 «Спроси вежливо» с. 40
4 «Настроение» с. 42
5 «Мое настроение» с. 44
Февраль 1 «Шум ветра» и «Колокольный звон» с. 45-46
2 «Поступки» с. 48
3 «Послушаем тишину» с. 49
4 «Найди себе друга» с. 54
Март 1 «Мы вместе!» с. 51
2 «Как можно пожалеть?» с. 53
3 «Этичные и неэтичные поступки» с. 56
4 «Сочиним историю» с. 57
Апрель 1 «Неудача» с. 61
2 «Как хорошо не ссориться» с. 59, 63
3 «Не сердись!» с. 65
4 «Превращения» с. 67
5 «Коврик мира» с. 68
Май 1 «Мы - дружные ребята» с. 69
2 «Мастер общения» с. 71
3
4 Диагностика Наблюдения, опросы, тесты
Литература:
Крюкова С. В. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»
Куражева Н. Ю. «Цветик-семицветик»
Посашкова И. П. «Организация творческой деятельности детей 3- 7лет»
Шоакбарова С. И. «Конспекты психолого-педагогических развивающих занятий для дошкольников»
Щипицина Л. М. «Азбука общения»