Любовь Вымолова
Проект «Азбука безопасности» (старше-подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Азбука безопасности»
старше-подготовительная группа «Фантазеры»
Авторы проекта :
воспитатели: Вымолова Любовь Борисовна
Капитонова Анна Викторовна
Учитель-логопед: Гройсман Елена Юрьевна
Тип проекта : обучающий, познавательно-информационный
По времени проведения: долгосрочный
Участники проекта : дети, родители, воспитатели группы, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по плаванию, инструктор по физической культуре.
Возраст: 5-7 лет
Публикация «Проект „Азбука безопасности“ (старше-подготовительная группа)» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Срок реализации проекта : осень-весна 2018- 2019г.
Актуальность проблемы:
Эта тема выбрана неслучайно. Одной из главных задач в системе дошкольного воспитания является задача – сохранение и укрепление здоровья детей. А это невозможно, если ребёнок не научится и не сможет противостоять простейшим опасным ситуациям, не сможет распознать негативные и добрые намерения окружающих. Поэтому работа по воспитанию у детей основ безопасности жизнедеятельности является в настоящее время особенно актуальной. Основы безопасности – один из наиболее актуальных вопросов для любого возраста. Детей этому следует учить, начиная с самого детства. Правильно научить ребенка вести себя в опасных ситуациях, одна из важных задач родителей и воспитателей, то есть взрослых людей, которые находятся рядом с ребенком.
Цель проекта : формирование у детей сознательного отношения к собственному здоровью, личной безопасности и соблюдение правил безопасности дома, на улице, на природе.
Задачи проекта :
познакомить детей с правилами поведения в опасных ситуациях дома, на улице, на природе
формировать умение реально оценивать возможную опасность, научить правильно действовать в чрезвычайных ситуациях
обогащать представления о доступном ребенку предметном мире и назначении предметов, о правилах безопасного использования
воспитывать бережное отношение к своему здоровью, воспитывать чувство осторожности и самосохранения
формировать у дошкольников основы безопасности жизнедеятельности
Реализация проекта
1. Подготовительный этап (сентябрь)
- составление проекта «Азбука безопасности»;
- подбор методической и художественной литературы;
- подбор дидактических, подвижных, малоподвижных, сюжетно - ролевых игр;
- составление плана совместных мероприятий педагогов и детей;
- работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта;
- подбор информационного материала для родителей;
2. Основной этап
3. Заключительный (Игра-Викторина. Подведение итогов).
I. Блок. Безопасность дома (октябрь, ноябрь, декабрь)
Задачи: Закрепить знания о личной безопасности в доме. Повторить правила безопасности пользования предметами, требующими внимательного и аккуратного к ним отношения (колющими, режущими, электроприборами, лекарствами, средствами бытовой химии и т. д.)
Активизировать знания о пожаре, предметах и орудиях, с помощью которых нужно тушить пожар.
Темы: «Один дома»; «Опасные предметы» (острые и режущие предметы, бытовая химия, таблетки и т. д.); «Телефоны спецслужб»; «Осторожно, ПОЖАР!»; «Легко воспламеняющие предметы»; «Осторожно, фейерверки»;
Чтение литературы: Людмила Петрановская «Что делать если…», Лыкова И. А., Шипунова В. А. «Дракончик Аленький» (дидактическая сказка о пожарной безопасности ОБЖ для детей : беседы и диагностика в картинках) и др.
Прослушивание Аудиозаписей: Людмила Петрановская «Ты один дома, а в дверь звонят» и т. д. (цикл записей про то, как научить ребенка действовать в опасных ситуациях).
Рассматривание обучающих плакатов по темам.
Просмотр обучающих видеороликов: «Уроки осторожности тетушки совы»; Сборник «Фиксики и безопасность»; «По всем правилам вместе с Хрюшей»; «Спасик и его команда»; «Безопасность со смешариками»; «Аркадий паравозов» и др.
Дидактические игры: «Если малыш поранился» (демонстрационный материал, учить оказывать первую медицинскую помощь); «4 лишний» (Игрушки и гвозди. Игрушки и лекарство. Кисточка, карандаш, ручка, иголка. И т. п.); "Источники опасности"; «Пожар» (очаги возгорания, действия при пожаре и т. д); пазлы по теме; найди пару и т. п.
Сюжетно-ролевые игры: «Пожарные»; «Пожар на парковке»; «Семья. Один дома» и т. п.
По окончании блока: организация экскурсии в Пожарную часть
Постановка спектакля: «Кошкин дом».
II. Блок. Безопасность на улице (декабрь, январь, февраль)
Задачи: Формировать навыки безопасного поведения на дорогах. Продолжать знакомить с дорожными знаками, учить ориентироваться в дорожных ситуациях, возникающих по пути из дома в детский сад и обратно.
Рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, научить детей правильно себя вести в таких ситуациях. Познакомить с правилами безопасного поведения в толпе.
Темы: «Светофор! Правила дорожного движения»; «Осторожно, гололед», «Осторожно, сосульки»; «Осторожно тонкий лед»; «Незнакомый человек в лифте, подъезде, на улице»; «Если ты потерялся».
Составление рассказа по опорным словам: дорога, прохожий, магазин.
Чтение литературы: Людмила Петрановская «Что делать если…» и др.
Рассматривание обучающих плакатов по темам.
Просмотр обучающих видеороликов: «Уроки осторожности тетушки совы»; Сборник «Фиксики и безопасность»; «По всем правилам вместе с Хрюшей»; «Спасик и его друзья»; «Безопасность со смешариками»; «Желдос»; «Аркадий паравозов» и др.
Дидактические игры и задания: «4 лишний»; «Найди пару»; «Мемори»; «Найди отличия»; «Верно-неверно» и др.
По окончании блока:
Постановка спектакля: «Кот, петух, лиса» ( закрепление тем: «один дома»; «Незнакомый человек»)
Тематическая беседа инспектора полиции на тему: «ПДД»
III. Блок. Безопасность в природе (март, апрель, май)
Задачи: Обучать детей элементарным правилам поведения в природе. Формировать у дошкольников представление об опасностях, возникающих при контакте с животными и насекомыми. Продолжать формировать представления дошкольников о правилах безопасности на воде. Учить оказывать первую медицинскую помощь при ушибах, укусах насекомых и т. п. Развивать познавательный интерес к миру природы, сочетая с ознакомлением с опасными растениями, ягодами, грибами. Воспитывать навыки личной безопасности. Воспитывать желание беречь и охранять природу
Темы: «Бездомные животные»; «Дикие животные и птицы»; «Поход. Что делать, если ты заблудился в лесу»; «Природные явления. Правила поведения при грозе»; «Укусы насекомых. Осторожно клещ!»; «Съедобное-несъедобное в лесу»; «Первая Медицинская Помощь»; «Безопасность на воде».
Чтение литературы: Людмила Петрановская «Что делать если…» и др.
Рассматривание обучающих плакатов по темам.
Просмотр обучающих видеороликов: «Уроки осторожности тетушки совы»; Сборник «Фиксики и безопасность»; «По всем правилам вместе с Хрюшей»; «Спасик и его друзья»; «Безопасность со смешариками»; «Желдос»; «Аркадий Паровозов» и др.
Дидактические игры: «4 лишний»; «Найди пару»; «Мемори»; «Найди отличия»; «Верно-неверно»; «Съедобное – несъедобное»; «Опасно — не опасно», «Выбери съедобные грибы и ягоды», «Лесник», «Буду осторожен в природе», «Собери грибы в корзину», «Верно-не верно», «Съедобные — несъедобные ягоды», «Что будет, если…», «Лесная аптека», «Правила поведения в лесу», «Хорошо-плохо», «Враг или друг?» (встречи с насекомыми, животными).
Показ схем «Будь природе другом» (что нельзя делать в природе).
Игровая ситуация «Расскажи Незнайке, как вести себя в лесу». и др.
По окончании блока:
- рекомендации и памятки родителям «Правила поведения в природе»;
- инсценировка спектакля «Доктор Айболит» по мотивам К. И. Чуковского
3. Заключительный этап:
- викторина «Азбука безопасности»;
- раздаточный материал для родителей.
Планируемые результаты:
•Дети овладеют навыками безопасного поведения в различных опасных ситуациях.
•У детей сформируется интерес к проблеме собственной безопасности. •Дошкольники научатся бережно относиться к природе.
•У детей сформируется понимание того, что может быть опасным в общении с природой.
•Повысится уровень компетентности родителей в вопросах воспитания безопасного поведения дошкольников в природе.
• Группа пополнится необходимым материалом: наглядность по безопасному поведению детей в быту, на улице, в природе, картотека дидактических и настольно-печатных игр по теме, памятки для детей и родителей, видеоматериалы, фотоальбом и альбом детских работ.
Литература:
1. Н. Мельникова, Л. Захарова, Г. Шакурова Один дома /Дошкольное воспитание. - 1999 -№10. с. 44
2. Т. Телегина КВН «Моя безопасность» / Дошкольное воспитание. -2005. -№10. с. 65
3. С. Пидручная Сказки – за безопасность детей/Дошкольное воспитание. – 2008. -№ 2 с. 124
4. Усачева Т. В. Безопасность по плану / Воспитатель -2008 -№ 9 с. 98
5. Петрова И. В. Безопасное поведение в социуме / Воспитатель -2008 -№ 9 с. 135
6. Широкова С. Формирование навыков безопасного поведения на дороге. /Ребёнок в детском саду. -2010 -№ 3 с. 57
7. К. Ю. Белая О службах спасения, или кто приходит на помощь в чрезвычайных ситуациях/Дошкольник. Младший школьник – 2008 -№ 4 с. 24
8. К. Ю. Белая Если потерялся ребёнок/ Дошкольник. Младший школьник -2007 - №4 с. 27
9. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. Безопасность : учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.
10. В. В. Рыньков, Т. В. Юдина. Азбука экологического воспитания дошкольников.
11. В. А. Новицкая, Л. С. Римашевская, Т. Г. Хромцева. Правила поведения в природе для дошкольников.
12. Т. П. Гарнышева «ОБЖ для дошкольников».
13. Т. А. Шорыгина «Осторожные сказки».
14. О. В. Чермашенцева. Безопасность для малышей. Основы безопасного поведения дошкольников.
15. Л. Петрановская «Что делать если…»