Черкасова Людмила
Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Я хочу в ясли»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада
«Я хочу в ясли»
Выполнила воспитатель
Черкасова Л. Н.
группа «Птички»
г. Шахты
2021
Введение
Публикация «Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада „Я хочу в ясли“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Младшая группа
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Актуальность проекта. Поступление ребенка в ясли вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых. И она не напрасна. Известно, что изменение социальной среды сказывается на психическом и на физическом здоровье детей. Особенно уязвимым для адаптации является ранний возраст, поскольку именно в этот период детства ребенок менее всего приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. В этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния ребенка. Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность, беспокойство. Ребенок много плачет, стремится к физическому контакту со взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от них, сторонится сверстников. Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне, аппетите. Разлука и встреча с родными протекают очень бурно, малыш не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами. Меняется и активность ребенка по отношению к предметному миру. Игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается. Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом. Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни.
Адаптационный проект «Я хочу в ясли!» для детей раннего возраста с 1,5-3 лет, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста. Одно из главных направлений проекта, помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности.
Ведущая деятельность в раннем дошкольном возрасте является игра, в основе проекта лежат игровые упражнения.
Цель:
-создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей в условиях детского сада.
Задачи:
• преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
• развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
• развитие игровых навыков;
• работа с родителями направленная на качественные изменения в привычном жизненном укладе семьи, на новые уровни взаимодействия с сотрудниками детского сада; формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; повышение коммуникабельности между родителями.
Участники проекта
Воспитатель, родители, дети
Вид проекта : долгосрочный
Сроки реализации: Август – декабрь 2021г. На сроки проекта влияют следующие факты – адаптационный период может затянуться с учетом индивидуальности ребёнка и особенности семейных отношений; дата поступления в детский сад; заболеваемость/посещаемость.
Ожидаемый результат данного проекта – это успешная адаптация детей и родителей к условиям детского сада.
• Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду.
• Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию.
• Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
• Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.
Реализация проекта.
Подготовительный этап.
1. Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;
2. Разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;
3. Пополнение предметно-развивающей среды групп младшего возраста;
4. Разработка информационного материала для родительского уголка о проведении проекта «Я хочу в ясли».
5. Составление плана работы с детьми и родителями.
6. Проведение информационно-просветительской работы среди родителей.
Основной этап.
1. Заполнение адаптационных листов.
2. Знакомство детей с детским садом, друг с другом. Ежедневно, последовательно вводить правила поведения в группе и приучения к режиму дня. Систематично проводить адаптационные игры и мероприятия с детьми.
3. Проведение родительских собраний, консультаций.
Завершающий этап.
1. Анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей.
2. Подведение итогов адаптации на родительском собрании.
Формы работы с родителями:
1. Консультирование - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
2. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду;
3. Выпуск памяток об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.
Условия необходимые для реализации проекта :
Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
В игровой зоне поместили игрушки:
- для развития предметной деятельности - пирамидки, сенсорные игры, кубы, различного рода вкладыши, крупный и мелкий строительный материал расположены на полках, которые доступны детям.
- для развития движений - мячи разных размеров, машины, каталки, коляски, шары и шарики;
- для развития сюжетных игр - куклы, предметы одежды, утюжок, полотенце и т. п. ; крупная мебель для кукольного уголка; больничка.
- для развития речи и обогащения впечатлений - набор игрушечных животных, набор кукол, книги, картинки, раскраски.
План проекта.
Игровая деятельность:
• Настольно-печатные («Чей домик», «Кто спрятался», «Собери картинку», «Из какой сказки»)
• Сюжетно-ролевые («Больница», «Отведем дочку в садик»)
Адаптационные игры («Загляни ко мне в окошко», «Мы шли, шли, шли и что-то нашли»)
Музыкальные игры («Отгадай, что звенит»)
Подвижные игры («Солнышко и дождик», «Мишка косолапый», «Догоню тебя» и т. д.)
Хороводные игры («Пузырь», «Каравай», «Карусели»)
Пальчиковые игры («Этот пальчик», "Мы капусту рубим", "Замок", "Мы делили апельсин")
Словесные игры («У кого какая мама - домашние животные», «Что мы делаем утром, днем и вечером в детском саду».)
Конструктивная деятельность: Разнообразные конструкторы
Задания («Давай построим башню», «Спрячем мышонка в домик», «Уложим в кровать больную куклу», «Посадим птенчика на башню».)
Изодеятельность:
Рисование («Нарисуем для Тани мячик», «Украсим платье - пальчиками», «Мостик для бычка».)
Лепка («Мячик для Тани», «Колобок», «Рябинка».)
Аппликация («Тарелочка с ягодами», «Клубочки».)
Художественная литература: Чтение цикла стихотворений А. Барто «Мои игрушки»
Русские народные сказки: «Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят».
Произведения К. Чуковского «Муха-цокотуха», Стихотворение С. Михалкова «Щенок», Е. Благининой «Котенок».
Осеннее развлечение.
Новогодние развлечение
Заключение:
Анализируя проделанную работу можно сделать вывод: Тема проекта была выбрана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности (игровую, познавательную, художественно-речевую, музыкально-игровую); отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей, дети проявляли интерес и желание играть, возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей.
В ходе реализации данного проекта адаптация детей к детскому саду прошла без осложнений; эмоциональное напряжение детей понизилось, игра помогла детям успокоится, развить коммуникативные способности. Дети стали общаться друг с другом, охотнее расставаться утром с родителями.