Лучший педагог года

Проект «Ложки расписные, да звонкие какие!» в старшей группе

Мерзлова Татьяна
Проект «Ложки расписные, да звонкие какие!» в старшей группе

Актуальность:

Приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры и в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости.

Музыкальный фольклор как часть народной культуры, обладая большим мировоззренческим, интеллектуальным и творческим потенциалом, является верным средством воспитания преемников традиций, открытых для диалога с другими народами.

Публикация «Проект „Ложки расписные, да звонкие какие!“ в старшей группе» размещена в разделах

В художественно-эстетическом образовании и воспитании детей значительную роль играет приобщение к народному музыкальному творчеству, к народной культуре. Народное музыкальное творчество Н. В. Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живыми летописями».

Уже в глубокой древности музыкальные инструменты играли немаловажную роль в воспитании детей. Первыми музыкальными инструментами в жизни ребёнка были звуковые игрушки — трещотки, погремушки, жужжалки, бубенцы и т. д. Они развивали у детей, сначала на уровне движений, чувство ритма, а в дальнейшем — интерес к музыкальной деятельности. Стоит отметить, что игрушки-инструменты являются своего рода посредниками в процессе адаптации ребёнка к окружающему миру в условиях традиционной культуры.

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок обладал какими-нибудь способностями – художественными, математическими, музыкальными и т. д. Стремясь их обнаружить и развить, мамы и папы ведут ребятишек в различные кружки, школы. А какие способности можно развивать дома? К сожалению, музыкальная деятельность в детском саду чаще ограничивается традиционными видами организации детей. Хотелось бы, чтобы музыка не заканчивалась на пороге музыкального зала, а звучала на протяжении всего дня, обогащая эмоциональную сферу ребенка новыми впечатлениями.

Почему именно деревянные ложки? Ложки были и остаются одним из наиболее популярных у русского народа ударных инструментов. Деревянные ложки — это отражение самобытности нашей русской культуры и ее культурных традиций. Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимостью и колоритом. Ещё в XVIII в. инструментальные ансамбли и солдатские хоры использовали в своём творчестве ложки. На них играли весёлые и шуточные песни. К этому времени относится изображение ложек на лубочных картинках со сценками из народной жизни. Скоморохи использовали ложки для ритмического сопровождения плясок и дополняли их звучание бубенцами, привязанными к ручкам ложек. В настоящее время этот музыкальный инструмент – обязательный атрибут фольклорных и инструментальных ансамблей.

Проблема:

Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, народной инструментальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной.

В дошкольном возрасте именно музыка наиболее непосредственно воздействует на развитие творческих способностей. В этот период жизни ребёнок эмоциональной открыт, у него преобладает образное восприятие окружающего мира. Музыка познается ребёнком как источник положительных эмоций, который расширяет его жизненный опыт, стимулирует к активной деятельности.

К сожалению, в последнее время сложилась такая ситуация, что музыкальное искусство (в том числе и песенный жанр) под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на путь примитивизации и коммерциализации. Ребёнок начинает принимать за музыку произведения новомодных, но не долговечных на сцене исполнителей, чьё

«искусство» ограничивается незамысловатыми мелодиями, банальными, избитыми ритмами и сюжетными штампами. Его уже в раннем детстве программируют на одностороннее, упрощённое, стандартизированное миросозерцание, легко управляемое средствами массовой информации. Между тем доступность музыки не обуславливает её высокую художественную ценность.

Можно избежать этой ситуации, если первоначальное музыкальное воспитание детей осуществляется с опорой на традиции народной музыки и исполнительства на народных инструментах. Вход в мир народной музыки и инструментов, ребёнок подсознательно ощущает в себе «зов предков». Характерные для русской народной культуры звуки, тембры, орнаменты, мелодии, формы «пронизывают» его насквозь.

Ребёнок осознаёт, что он является неотъемлемой частью своего общества, своей культуры. Народная музыка и музыкальные инструменты придают этому процессу социализации детей большую естественность.

Уже в глубокой древности музыкальные инструменты играли немаловажную роль в воспитании детей. Первыми музыкальными инструментами в жизни ребёнка были звуковые игрушки — трещотки, погремушки, жужжалки, бубенцы и т. д. Они развивали у детей, сначала на уровне движений, чувство ритма, а в дальнейшем — интерес к музыкальной деятельности. Стоит отметить, что игрушки-инструменты являются своего рода посредниками в процессе адаптации ребёнка к окружающему миру в условиях традиционной культуры.

Воспитание ребенка через приобщение к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, желание детей играть на народных инструментах и стремление более полно развивать у детей уже имеющиеся музыкальные способности, побудило меня к проектной деятельности. Я считаю, что включение народной музыки в повседневную жизнь детского сада позволит привить ребенку элементы музыкальной культуры и повысить качество музыкального воспитания.

Новизна проекта :

Проект направлен на формирование духовно-нравственного, патриотического воспитания, т. к. помогает приобщению детей к русской культуре.

Цель проекта :

Обогащение духовной культуры детей через игру на русских народных инструментах (ложках).

Задачи проекта :

• Приобщать детей к русской национальной культуре;

• Обучать основам техники игры на ложках;

• Развивать музыкальные способности и творческий потенциал детей;

• Способствовать созданию условий для самовыражения ребенка и развитию его исполнительских, артистических качеств;

• Воспитывать у детей гордость за свой народ, формировать уважение к традициям и обычаям страны, края;

• Изучить историю возникновения ложек;

• Совершенствовать исполнительские приемы игры на ложках;

• Участие в концертной деятельности.

Участники проекта :

Дети старшей группы, музыкальный руководитель и воспитатели.

Тип проекта :

творческо-информационный, коллективный.

Продолжительность проекта :

краткосрочный (две недели).

Предварительная работа:

• Подбор необходимой информации для просмотра и прослушивания с детьми (звучания деревянных инструментов в грамзаписи);

Подбор художественной литературы: К. Пино «История деревянной ложки»;

• Подбор для просмотра с детьми иллюстраций, альбомов с изображением русских народных инструментов;

• Подбор для прослушивания с детьми народных музыкальных произведений в исполнении балалаечников, гармонистов, ложечников;

• Подбор методической литературы для знакомства детей с русским народным костюмом, с промыслами.

• Подбор музыкальных произведений (плюс, минус фонограмм) для разучивания песен и танцев;

• Составление конспектов непосредственно-образовательной деятельности по музыкальному воспитанию;

• Составление рекомендаций для родителей по изготовлению экспериментальных инструментов (инструментов-самоделок).

Работа с воспитанниками:

• Презентация проекта;

• Консультация «Роль фольклора в развитии детей» (музыкальный стенд);

• Мастер-класс «Искусство игры на деревянных ложках»

Продукт проектной деятельности :

• Дидактические игры;

• Фотографии досугов;

• Модели непосредственно-образовательной деятельности;

• Папки-передвижки с консультациями;

• Музыкальные произведения и рисунки детей «Моя расписная ложка» с USB-устройства на интерактивной доске.

Роль родителей в реализации проекта :

• Консультации («Музыкальный фольклор – как средство всестороннего развития ребенка» (папка-передвижка);

• «Организация музыкально-эстетического воспитания в семье в современных условиях» (папка-передвижка);

«Рекомендации по изготовлению экспериментальных инструментов» (папка-передвижка);

• Изготовление в домашних условиях инструментов-самоделок.

План осуществления проекта :

• Практические занятия по обучению приемам игры на ложках;

• Показ открытого занятия по теме «Ложки расписные, да звонкие такие»;

• Мастер-класс для детей (обучение приемам игры на ложках);

• Участие детей в концертной деятельности перед детьми детского сада – выступление на празднике «Осень Золотая», «Мы ребята-ложкорята».

Содержание работы:

Беседа с детьми с использованием модели вопросов.

– Что мы знаем о ложках?

– Кто первый стал играть на ложках?

– Как давно и где они появились?

Глава1

Краткая история возникновения ложек:

Мы узнали, что родина деревянной ложки – Египет. Это было очень давно. Сначала ложки делали из камня. Каменная ложка – тяжёлая, очень неудобная. Потом ложку стали делать из дерева. Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков.

Как давно и где они появились сказать теперь совершенно невозможно. Первые довольно подробные сведения о них появились в конце 18 века и свидетельствовали о широком

распространении их среди крестьян. Некоторые исследователи предполагают, что ложки возникли у русских в подражание испанским кастаньетам.

То, что инструмент бытовал задолго до конца 17 века, косвенно свидетельствуют лубочные картинки, относящиеся к 18-19 векам. Например, ложки изображены в руках потомственных скоморохов Савоськи и Парамошки. Их инструменты украшены бубенцами. Под другой картинкой, изображающей козу и медведя, есть надпись: «Медведь с козою прохлаждается,

на музыке своей забавляются. Медведь шляпу вздел, в дудку играл, а коза сива в сарафане красивом – с рожками и с колокольчиками, и с ложками скачет, и в присядку пляшет».

Эти красивые ложки делают русские умельцы. Расписная деревянная ложка с давних времён гостит не только на столах. В наши дни деревянная ложка – знаменитый русский сувенир.

Каждый гость нашей страны старается увезти его с собой на память.

Деревянные ложки – это отражение самобытности нашей русской культуры и народных традиций.

Деревянные ложки хороши ещё и тем, что их можно использовать по прямому назначению. Пища станет во сто крат вкуснее и ароматнее, если её есть деревянными ложками. К тому же, если пользоваться деревянной ложкой во время еды, то вы никогда не сможете обжечься горячей пищей. Это прекрасный обычай, который не стоит забывать.

Материал и технология изготовления ложек:

Деревянные изделия не только красивы – это экологически чистый материал. Для изготовления ложек использовалась древесина яблони, липы, рябины и т. д. Пользоваться деревянными изделиями полезно для здоровья. Недаром на Руси испокон веков ели из

деревянной посуды деревянными столовыми приборами и были здоровы до самой старости.

Вырезать настоящую русскую ложку непросто, от мастера требуется большое мастерство и талант. Вырезание деревянных сувениров – это целое искусство, которому обучаются годами. Вначале столяру нужно определиться с формой ложки : круглая или овальная, плоская,

объёмная или гранёная.

Каждая форма деревянной ложки соответствует своему назначению. Это может быть ложка

для солений, десертная ложечка, шумовка, ложка для горчицы, соли и т. п. Деревянные ложки имеют нарядный вид. Ложку украшают изящной резьбой, иногда настолько искусной, что приходится разглядывать в лупу отдельные её детали.

Другие ложки расписывают вручную настоящие художники, применяя старинную технику письма, затем покрывают специальным лаком.

Ложка как музыкальный инструмент.

Деревянные ложки можно использовать и как превосходный музыкальный инструмент. Дело в том, что, когда мы ударяем ложками друг о друга, они издают удивительно гармоничный чистый звук. Подобное свойство деревянных изделий сразу оценили музыканты всего мира, и сейчас существует целая школа игры на деревянных ложках.

Музыкальные ложки по внешнему виду мало чем отличаются от обычных столовых

деревянных ложек. Есть народные мастера, которые делают только музыкальные ложки. Их ложки отличаются несколько большей толщиной, а значит, прочностью и большой звучностью; они используют лучшие породы древесины. Такие ложки называются «звончатые».

Глава 2

Реализация творческого проекта. Ход работы. Описание этапов творческого процесса:

Когда мы начали заниматься в ансамбле, было трудно не то что правильно держать ложки, чтобы они звучали, даже ритм иногда не получалось простучать. Мы слушали разную музыку, пробовали отбивать ее ритм, играли в специальные игры, в которых можно было потренироваться и посоревноваться друг с другом. Учились разным приемам игры на ложках :

ПРИЕМЫ ИГРЫ НА ДЕРЕВЯННЫХ ЛОЖКАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«Ладошки» Держать ложки за черенки и ударять друг о друга «щеками».

«Маятник» Скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном.

«Лошадка» Полость черпака одной ложки зажать в ладони левой руки. Удар производится другой ложкой. Приоткрывание полости между ложкой и ладонью, которая выполняет роль резонатора, позволяет извлекать звуки различной высоты.

«Удар двумя ложками» Ложки держатся в правой руке, между их черенками (посередине) находится указательный палец. «Щеки» черпаков обращены друг к другу (интервал между ложками 1 см, черенки ложек зажаты в ладони. Удары осуществляются по ладони левой руки перед собой, справа, слева.

«Мячики» На счет один, два, три, четыре ударяем ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от колена.

«Трещотка» Ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары. Нужно обратить внимание на удары, которые получаются от соприкосновения ложек с левой ладонью.

«Соседи» Руки вытянуть, скрестить перед собой, правая рука сверху левой, ударяем ложками по ладони соседа слева, свою левую руку

держать вверх ладонью для ударов соседа справа.

«Коленочки» Ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа.

«Плечики» Ударяют ложками, которые держат в правой руке, по ладони левой руки и по плечу соседа слева.

«Качели» Ударяют ложками по колену и по кисти приподнятой до уровня глаз левой руки с одновременным небольшим наклоном корпуса влево, вправо. На счет «раз» - удар по колену; «два» - полунаклон влево, удар по ладони приподнятой левой руки; на счет «три» - удар по колену; «четыре» - полунаклон корпуса вправо, удар по

ладони приподнятой левой руки.

«Глиссандо» Обе ложки держат тыльными сторонами друг к другу в правой руке и выполняют скользящие удары по коленям.

«Дуга» На счет «раз» - удар ложками по колену, на счет «два» - удар

«Солнышко» Удары ложками по ладони левой руки, постепенно поднимая руки и обводя вокруг головы слева на право (получается круг)

«Линеечка» Удары ложками по ладони левой руки, колену левой ноги, пятке и полу.

Были созданы музыкальные композиции-это были русские народные мелодии и мелодии в стилизованных современных обработках: Мы учились играть слаженно и выразительно, старались слушать друг друга во время игры.

Ход работы:

На одном из занятий детям было предложено прослушать произведение, которое мы слышали раньше, но не знали, как оно называется. Оказалось, что это музыка австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта. Вместе с преподавателем мы прослушали его, разобрались в строении и характере музыки (количество частей, повторяющиеся эпизоды, в соответствии с выводами нами были выбраны приемы игры на ложках, наиболее выразительно передающие характер той или иной части музыкального произведения. Так, для основной части мы решили взять прием «мячики», а для 2 части – прием «размах». В заключительной части включили два варианта «перемены» и поочередное вставание участников, а завершается выступление эффектной «корзиночкой».

От занятия к занятию нам становилось все интереснее работать над этой музыкой, появлялись новые идеи и дополнения, которые еще лучше смогут «украсить» произведение. Поскольку над произведением Моцарта мы работаем впервые и вполне сознаем ответственность перед слушателями в исполнении классической музыки, мы старались не «перегружать» основное звучание, а лишь оттенять его и дополнять самобытным звучанием деревянных ложек. Над слаженностью исполнения работали усердно и с желанием. Не сразу стали получаться «перемены», т. к. это довольно сложный прием и требует концентрации внимания всех участников, что в силу индивидуальных особенностей ребят составляет большую сложность. И все-таки, через несколько занятий у нас стала «вырисовываться» основная картинка музыкальной композиции, а в процессе индивидуальной работы с некоторыми ребятами и у них стало получаться ритмичное исполнение данного приема. Когда были отработаны основные приемы, мы соединили композицию в единое целое, сначала в медленном темпе, а затем в темпе оригинала.

Мы поняли, что язык музыки богат и многообразен, а участвовать в ее создании – большая радость и колоссальный труд.

Оценка творческого проекта :

В результате работы над проектом мы пришли к таким выводам:

Ложки бывают разные по назначению, по форме, по строению;

• Музыкальные ложки по внешнему виду мало отличаются от обычных ложек;

Ложки, сделанные из разных пород деревьев, звучат по-разному;

• Классическая музыка получает новое необычное звучание в различном исполнении;

Заключение:

Прошло время, и мы научились играть на двух ложках. Наши ребята с удовольствием играют на ложках, нам очень нравится этим заниматься.

Перспективы дальнейшего развития проекта :

• Продолжать знакомство с традициями народной культуры – русскими календарными праздниками и народным песенным искусством;

Развивать исполнительское мастерство на русских народных инструментах:

o совершенствовать технику игры на двух и на трех ложках;

o находить новые приемы игры на ложках;

o выступать перед родителями на утренниках.

• С помощью родителей и воспитателей сделать театр ложек.

Литература:

• Дыбина О. В. Что было до… : Игры – путешествия в прошлое предметов. – М. : ТЦ «Сфера», 2001;

• Латышина Д. И. Живая Русь. Быт, культура, обычаи русского народа с древнейших времён. – М. : ЦГО, 1995;

• Исакова И. Г., Кравчук В. М. В мире народных инструментов… – Псков: Изд-во ПОИПКРО, 1995;

• Использовани интернет ресурсов.

Публикации по теме:

Исследовательский проект «Какие бывают книги» в старшей группе Работа над данным проектом направлена на развитие интереса к художественной литературе, становление юных читателей и стимулирование творческой.

Конспект музыкального занятия для детей средней группы «Вот они какие — ложки расписные!»Конспект музыкального занятия для детей средней группы «Вот они какие — ложки расписные!» Конспект музыкального занятия для детей средней группы «Вот они какие, ложки расписные!»Цель: Способствовать ритмичному исполнению в игре.

Конспект НОД в первой младшей группе «Расписные ложки» к Международному Дню ложкиКонспект НОД в первой младшей группе «Расписные ложки» к Международному Дню ложки Тема занятия: "Расписные ложки". Цель занятия: знакомство детей с историей русской ложки. Задачи: 1. Рассказать детям о том, как изменилась.

Конспект ООД по рисованию «Ай да ложки расписные, вы чудесные такие!»Конспект ООД по рисованию «Ай да ложки расписные, вы чудесные такие!» Конспект организованно образовательной деятельности по художественно-эстетическому направлению (рисование) «АЙ, ДА ЛОЖКА РАСПИСНЫЕ, ВЫ.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Расписные ткани»Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Расписные ткани» Конспект занятия по рисованию в старшей группе, количество детей 16, воспитатель Алехина Т. В. Тема: «Расписные ткани» Задачи: Познакомить.

Мастер-класс по изготовлению поделки из картона и цветной бумаги «Расписные ложки»Мастер-класс по изготовлению поделки из картона и цветной бумаги «Расписные ложки» Мастер – класс по изготовлению поделки из картона и цветной бумаги «Расписные ложки» 2 апреля – Международный день ложки. Необычный,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Ложки расписные, да звонкие какие!» в старшей группе
Опубликовано: 5 февраля 2025 в 21:03
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Ложки расписные, да звонкие какие!» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Мерзлова Татьяна (УИ 3361287) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных