Людмила Туманова
Конспект открытого занятия по аппликации «Печка — душа избы» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Продолжать знакомить детей с традиционно-бытовой культурой русского народа.
Задачи:
Образовательные: Познакомить детей с предметами старинного русского быта (печь). Продолжать знакомить с предметами старинного русского быта.
Развивающие: Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей. Развивать коммуникативные умения. Развивать восприятие, внимание, мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные: Воспитывать интерес, любовь к традициям и обычаям русского народа, к русскому фольклору. Воспитывать самостоятельность, аккуратность, бережное отношение к старинным вещам.
Словарная работа: печь, ухват, чугунок, хлебная лопата, самовар, кочерга, печник, части печи (печурки, заслонка, устье, под, лежанка).
Предварительная работа: посещение мини-музея русской культуры и казачества на базе ДОУ, чтение русских народных сказок.
Оборудование: Заготовки аппликаций, клей по числу детей, чугунок, угольки, картинки по теме занятия, слайдовая презентация, интерактивная игра «Русская печь»
Ход занятия:
1часть
Приветствие гостей
Ребята, сегодня у нас необычное занятие. К нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. (Здороваемся с гостями).
Мир вам, гости дорогие, вы явились в добрый час –
Встречу теплую такую мы готовили для вас.
Хлебосольством да радушием знаменит родной наш край.
Здесь для вас и печка русская, и медовый каравай!
Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие в далекое прошлое, во времена, когда жили наши прадедушки и прабабушки. Но прежде чем отправиться в путешествие, скажите мне, пожалуйста, в какой стране мы живем, как она называется? (Россия). Правильно. А много лет назад наша страна называлась Русь, а людей, которые жили на Руси, называли русичи.
2часть
На картинках мы видим, как жили наши прадедушки и прабабушки. Они много трудились, и все делали своими руками. Русский народ строил себе дома из дерева. Как же назывался такой дом?
Дома назывались избами.
Что же было главным в избе? Отгадайте мою загадку.
Стоит изба из кирпича, То холодна, то горяча. (Печь).
Правильно, это печка, и сегодня мы будем говорить про русскую печку
В старину говорили : «Русская печь – царица дома», или «Печь нам – мать родная».
Русский народ любит принимать гостей. Гостю всякому были рады. Принято было Гостя в дом пригласить и
накормить. И я приглашаю вас пройти и сесть на стулья. (Садятся на стулья.) Ребята, что нужно было сделать, чтобы в доме было тепло?
Дети: Печь затопить.
Восп. : Правильно. Для чего еще нужна была печка в избе?
Дети: в печке пекли хлеб, готовили еду, возле печки сушили одежду, продукты, травы, обувь, на печи спали.
Восп: в печи раньше даже мылись. То есть внутрь печи свободно пролезает взрослый человек. При помощи разогрева тела внутри печи, на Руси лечили болезни.
Печь служила кроватью, ведь печка не остывала почти сутки. Чтобы увеличить спальное место наравне с печкой пристраивали сбоку настил из досок - полати.
Печь на Руси очень любили, относились к ней, как к живой. У нее даже был рот, так называли устье - самое жаркое место печи, которое закрывали заслонкой, специальным железным щитом.
В боковой стене печи сделаны небольшие углубления - печурки. В них обычно сушили мокрые рукавицы, дрова. Поверху русской печи располагается лежанка для отдыха и сна, ее называли «спиной» печи.
Вы правильно, ребята, сказали, что в печи хозяйка готовила еду, пекла хлеб. Готовить приходилось много, так как семьи были большими.
А в чем варили еду, кашу, суп? (в горшках или чугунках)
Да, это горшок, но он не глиняный, а из металла, из чугуна. Поэтому его называют чугунок.
А как же хозяйка ставит чугунок в печь, если у него нет ручек? (Ответы детей.)
Для того, чтобы поставить чугунок в печь, пользовались специальным приспособлением. Называется оно ухват.
Чтобы в чугунке каша быстрее сварилась, нужно угли в печке пошевелить. А для этого нам понадобится кочерга – это изогнутый железный прут, используется для выгребания углей, перемещения дров в горящей печи. А вот этот деревянный предмет на что похож? (на лопату). Это хлебная лопата. Она нужна, чтобы класть пироги, хлеб в печь и вытаскивать их, когда они испекутся.
Все эти предметы называются кухонной утварью, и некоторые из них я могу вам показать.
Вот, посмотрите, ребята, я вам из нашего музея старины принесла чугунок. Давайте рассмотрим его. Потрогайте его, какой он на ощупь? Ответы детей. Ой, а здесь в чугунке что то лежит. /достает угольки/. Ребята как вы думаете, что это? Ответы детей. Это, ребята, угольки. В них огонь превращает дрова, когда они сгорают.
Жил да был огонь в печи, пёк на праздник куличи,
Сушил одежду, воздух грел да поленья с треском ел.
И путём пищеваренья в уголь превращал поленья.
Те поленья рассыпались, угольками разбегались.
Ребята, в давние времена у детей не было ни цветных карандашей, ни ручек, ни фломастеров, ни красок. А рисовали дети вот такими вот угольками. Хотите попробовать? Давайте возьмем угольки и украсим нашу печку. Ведь раньше люди с уважением и почтением относились к печи и даже красиво украшали ее узорами. /дети выполняют задание на столе/
Игра «Найди картинку-ответ»
А еще возле печки загадки сочиняли. И я предлагаю вам поиграть в
игру «Отгадай загадку – покажи отгадку». Я загадываю вам загадку, а вы
должны ее отгадать. Если ответ правильный, прозвучат апплодисменты.
Бычок рогат в руках зажат,
Еду хватает, а сам голодает. (Ухват.)
Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля.
Где там в печке уголек,
Кашу сварит… (чугунок).
Выпускает жаркий пар, Древний чайник… (самовар).
Он по горнице гуляет
Пыль и мусор собирает. (Веник.)
Кривая собачка в печку глядит. (Кочерга.)
Бабушка седа – бела, зимой всем мила.
А как лето прибывает, про нее все забывают. (Печь)
Печь топили дровами. У хорошего хозяина всегда были заготовлены дрова на зиму. Давайте и мы представим,
как это делали раньше.
Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять (Хлопаем руками).
За дровами мы идем
И пилу с собой несём (Ходьба).
Вместе пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Чтобы печку протопить, (Делают движения пильщиков)
Много надо напилить.
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки, (Колют дрова)
А теперь их соберём
И в печку отнесём, (Наклоны)
После тяжкого труда
Надо посидеть всегда (Садятся на стульчики)
В: Для того чтобы печь затопить, надо ее сначала сложить.
Как вы думаете, каждый человек мог сложить печь или для этого существовали специальные люди? (Предположения детей.)
Кто клал печь? (Печник)
Печники всегда считались самыми уважаемыми из мастеров, ведь от них зависело, будет ли в доме тепло суровой зимой. Неправильно сложенная печь начинает дымить и не удерживает тепло. В ней пригорает пища.
Ребята, а хотите и вы сегодня побыть печниками и сложить добротную русскую печь? В этом деле вам помогут ваши умелые ручки.
Воспитатель объясняет последовательность работы: Сначала приклеиваем большой прямоугольник на лист-основу, затем прамоугольник поменьше и на него самый маленький. После этого приклеиваем дымоход нашей печи, затем устье на которое помещаем заслонку таким образом, чтобы она открывалась. Поэтому намазываем клеем только край заслонки. Затем приклеиваем печурку с заготовленными дровами и печную утварь. Посуду кухонную ставим на полки, чугунок помещаем в устье печи, в нем варится каша для деток. /дети выполняют задание/
3 часть
Молодцы, ребята. Из вас вырастут отличные печники. На этом наше путешествие в прошлое завершается. Вам понравилось, дети?
Сегодня мы с вами узнали о самом главном и необходимом в доме в древней Руси. Что же это? (Печь.)
Печка в доме – мать родная.
Без нее хоть помирай,
Кто в деревне жил, тот знает,
Что без печки рай-не рай.
Печка вам не просто место,
Где горит охапка дров:
На печи подходит тесто,
Что для завтрашних хлебов.
Сбоку, где обогреватель
Потеплей, уж много лет
Греет кости на полатях
Добродушный старый дед.
Даже там, внизу под печкой,
Где во тьме не разглядишь
Ничегошеньки без свечки,
Есть душа живая – мышь.
Всех-то печка обогреет,
Приласкает, даст покой,
Это вам не батарея
Радиаторов с трубой.
Всех как мамка приголубит,
С ней и пища и ночлег.
Потому ее так любит
Всякий русский человек.