Сардаана Чагаан
Проект «Шахматный кружок для дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное образование «Чурапчинский улус (район)»
Муниципальное казенное управление
«Управление образование Чурапчинского улуса района»
МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Чуораанчык» с. Чурапча.
«Шахматный кружок для дошкольников «Дьулус».
Проект подготовила Ча5аан Сардаана Ивановна, воспитатель.
"Шахматы - больше, чем простой расчёт,
больше, чем применение набора правил.
В них есть элементы индивидуальности и
Публикация «Проект „Шахматный кружок для дошкольников“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Проекты
- Шахматы. Проекты, планы
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
творчества. Они настолько богаты,
что просуществуют ещё тысячи лет. "
М. Эйве (1901-1981,
математик, 5-й чемпион мира по шахматам с
1935 по 1937.
«Практически все науки и образование в России сегодня ориентированы не на творческий поиск, а на количественный рост знаний. Возможно, поэтому происходит «топтание на месте» и нет качественного прорыва, основанного на умении использовать уже имеющиеся знания и навыков анализа конкретной ситуации. Интеллектуализация общества означает не просто механический прирост знаний в целом и у каждого человека в отдельности. Это, прежде всего, освоение логического мышления и творческого поиска для принятия оптимального решения в той или иной конкретной ситуации. Такие навыки и способности могут сформировать только лишь шахматы» - так писал в своей статье «Шахматное образование в России» первый президент Республики Саха (Якутия) Михаил Ефимович Николаев. В 2000 году Министерством образования Якутии был подписан приказ "О введении уроков шахмат в образовательных учреждениях Республики Саха (Якутии)". Где приказ гласил: "С 2000-2001 учебного года ввести в программу с 1 по 4 классы общеобразовательных школ республики учебный предмет "шахматы" за счет часов по выбору". Для раскрытия творческих способностей учащихся приказа рекомендовалось использовать курс И. Г. Сухина "Шахматы - школе".За основу решено было взять программу обучения, предложенную еще в 1994 году И. Г. Сухиным. Сухин Игорь Георгиевич - председатель комиссии "Шахматы и образование" ДЮК РШФ, член комиссии "Шахматы и образование" РШФ, член Координационного совета по развитию шахматного образования в системе образования РФ, старший научный сотрудник Института теории и истории педагогики Российской Академии образования (РАО, член Совета РАО по сравнительной педагогике, руководитель проекта "Шахматы детям" Министерства образования РФ. Данная программа размещена в Сборнике программ общеобразовательных учреждений для начальных классов и рекомендована как основа для обучения в системе детских дошкольных учреждений.
Шахматы – это вид спорта, который помогает расширить круг общения детей старшего дошкольного возраста, предоставляет им возможность самовыражения, способствует развитию логики, мышления, концентрации внимания, воспитанию воли. Экспериментально подтверждено, что у детей, вовлеченных в волшебный мир шахмат в раннем возрасте, лучшая успеваемость в школе, особенно по точным наукам. Дошкольное детство – небольшой период в жизни человека. Но именно в это время ребёнок овладевает речью, мышлением, воображением. В детском саду закладывается прочный фундамент для обучения в школе. Придя в школу, многие дети не могут сосредоточиться, усидеть на одном месте, не способны действовать в уме, то есть не могут сформировать внутренний план действий. Чтобы помочь нашим выпускникам, будущим первоклассникам мы решили познакомить их с шахматами. Шахматы - это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценимая роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме. Игра в шахматы развивает наглядно - образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Удивительная любознательность малышей позволяет увлечь их игрой в фигуры. Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает духовный мир. Знакомство с шахматами в раннем возрасте способствует развитию у детей воображения и логического мышления, укрепляет память, учит сравнивать и планировать свою деятельность. Дети учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования. Эта удивительная игра стала средством воспитания и обучения. Наш проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – обучению игре шахматам дошкольников.
Проектом предусмотрен объект исследования, которыми выступают особенности условий сформирования шахматного образования у дошкольников, а предметом деятельности является процесс освоения дошкольникамипрограммы обучения шахматам.
Актуальность создания проекта. Воспитание современного ребёнка и его познавательных способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики особенно в современных условиях, поскольку любой стране нужны личности творческие, волевые, решительные, коммуникабельные. Именно поэтому актуальной становится разработка нашего проекта. Мы предполагаем, что педагогически правильная организация занятий шахматами для дошкольников в детском саду позволит решить комплекс задач по формированию у детей интереса к определенному виду спорта – шахматам.
Исходя из этой проблемы, поставили цель: Создать условия для развития шахматного образования у дошкольников и способствовать популяризации работы кружка по шахматам среди родителей.
Задачи проекта :
Образовательные:-расширять кругозор;
-активизировать мыслительную деятельность воспитанников;
-тренировать логическую память и мышление;
-развивать наблюдательность и внимание.
Воспитательные: - настойчивость,
- спокойствие;
-уверенность в своих силах;
-развивать коммуникативные качества.
Эстетические:-Играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные. Изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляют ему истинное удовольствие, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой.
Физические:-побуждать уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.
В процессе обучения детей дошкольного возраста игре в шахматы очень важно воспитывать привычку в преодолении трудностей:
- от простого материала к сложному;
- от легкого к более трудному ;
- от известного к неизвестному;
- вносить в занятия элементы новизны и занимательности.
Сроки реализации проекта : 3 года.
Этапы проекта : 1 этап – подготовительный
2 этап – организационный
3 этап – этап практической реализации
4 этап - итоговый
. Ожидаемые результаты:
-приобретение ребенком всего комплекса интегративных качеств;
-активное вовлечение детско-взрослого сообщества в социум;
-овладение ребенком элементарными навыками шахматной игры;
-методическое обеспечение воспитательно-образовательной деятельности;
-пополнение библиотечки методической литературой по шахматам в ДОУ;
-программа шахматного кружка «Дьулус»;
Участники проекта :
-воспитанники детского сада;
-родители;
- педагоги ДОУ.
План мероприятий по реализации проекта :
I этап – 2016-2017 у. г. - Первый год обучения: Организационный момент, создание педагогических условий; Создание обогащенной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ:
- организация помещения для занятий;
- оснащение помещения необходимым оборудованием (шахматные столы, игральные наборы, выставочные стеллажи, тематический библио-видеофонд, мультимедийная коллекция, наглядный материал, мультимедийное оборудование);
- разработка методического обеспечения проекта;
- разработка программы обучения игры в шахматы для дошкольников «Дьулус»;)
II этап – 2017-2018 у. г. – Второй год обучения: участие на конкурсах и соревнованиях;
III этап – 2018-2019 у. г. – Третий год обучения: аналитический этап работы над проектом, подведение итогов.
Планируемыйобьем работы.
1. Изучить психолого-педагогическую, научно-методическую литературу по исследуемой проблеме;
2. Разработать программу по внедрению шахмат для детей старшего дошкольного возраста;
3. Организовать обогащенную предметно-пространственную среду, способствующую развитию активности ребенка в шахматной игре и других видах деятельности,
4. Взаимодействать с родителями, заинтересовать и их к работе шахматного кружка;
5. Способствовать формированию у старших дошкольников живого интереса к игре в шахматы;
6. Подведение итогов и распространение опыта работы по проекту;
Основание для разработки проекта :
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ ;
- Приказ. N 661 от 5 августа 2013 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации»;
-Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях СанПиН 2.4.1.3049-13;
- Приказ МО РФ №2211 от 18.05.2004 «О развитии шахматного образования в системе образования РФ».
Предлагаемый курс создан с учетом мирового опыта обучения игре в шахматы и опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок. В их числе:
— широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски;
— применение нестандартных дидактических заданий и игр;
— детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;
— преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур;
— выявление стержневой игры первого этапа обучения "Игры на уничтожение" : фигура против фигуры;
— разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры;
— неспешный подвод к краеугольному шахматному термину "мат".
Сам курс максимально простой и учитывает возрастные особенности детей: в неделю вводится не более одного нового понятия.
Образовательная деятельность по обучению воспитанников игре в шахматы, осуществляемая в ходе режимных моментов строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
Модель интеграции, представленная в данном пособии – многоуровневая:
1. Уровень общих целей и задач – в основной образовательной области «Познание», реализуемой в ходе шахматного обучения - наряду с решением конкретных специфических задач реализуются общие цели программы – формирование интегративных качеств, в том числе универсальных предпосылок учебной деятельности, развитие воображения, творчества и т. д.
2. Уровень общих дидактических принципов – основой для проектирования образовательного процесса является ДСДМ Л. Г. Петерсон, конкретизированная на дошкольной ступени образования. Создание образовательной среды происходит на основе дидактических принципов, которые позволяют организовать единый воспитательно-образовательный и здоровьесберегающий процесс:
- принцип психологической комфортности;
- принцип деятельности;
- принцип целостного представления о мире;
- принцип творчества;
- принцип вариативности;
- принцип минимакса;
- принцип непрерывности;
3. Уровень общей технологии организации образовательного процесса – практическая реализация системы дидактических принципов инструментально обеспечивается технологией «Ситуация» (модификация ТДМ обучения Л. Г. Петерсон с учетом специфики дошкольного детства). Причем рекомендуется использование как целостной образовательной технологии, так и ее фрагментов с учетом методической целесообразности.
4. Уровень содержания разных образовательных областей –образовательная область «Познание» содержательно связана со всеми другими областями. Разные образовательные области обогащают содержание друг друга, раскрывая различные аспекты одного и того-же явления, углубляя понимание и обеспечивая целостность восприятия. Детям таким образом дается возможность по-разному проживать полученную информацию, ведь информация осваивается через разные каналы восприятия: слуховой, зрительный, кинестетический.
Методы работы с детьми:
Словесные: объяснение, указания, ответы на вопросы.
Игровые:
Наглядные:
Организационные формы взаимодействия с детьми– индивидуальная, коллективная, групповая, подгрупповая, в парах. А. Франс справедливо считал, что: «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», а Д. Максвелл любил повторять: «Нет лучше метода сообщения уму знаний, чем метод преподнесения их в как можно более разнообразных формах». Поэтому во время путешествия ребят в удивительный мир шахмат, используется широкий арсенал форм работы: шахматные сказки, ребусы, загадки, занимательные задачи, викторины, игры, мультимедийные презентации, лепка, рисование, чтение художественной литературы и другие.
Организационные форм взаимодействия с семьями воспитанников – на сегодняшний день семья - полноправный участник ВОП: программа предлагает наиболее эффективные формы взаимодействия с семьей и социумом по шахматному обучению дошкольников.
Все представленные уровни интеграции реализуются на основе единого комплексно-тематического планирования.
Основной этап реализации проекта :
Организация дидактического оснащения реализации проекта :
- Организация шахматного уголка в группе;
- Альбом «В стране деревянных королей»;
- Альбом «Великие гроссмейстеры»;
- Книжки-малышки «Азбука маленького шахматиста», «Шахматные сказки», «Королевство в картинках»;
- Организация работы мини-музея, выставочной экспозиции «Черно-белое королевство»;
- Выставка детских творческих работ «Ход конем»;
- Макеты: фрагменты шахматной доски, шахматных фигур;
- Фотовернисаж «С шахматами на ты»;
- Дидактические игрушки: шахматная матрешка, шахматные пирамидки, разрезные шахматные картинки, шахматное лото, шахматное домино, кубики с картинками шахматных фигур, темные и светлые кубики и др.
Образовательная деятельность:
Тематические образовательные ситуации:
-Шахматная доска
- Шахматные фигуры
-Начальное положение
-Ладья
- Слон
- Ладья против слона
- Ферзь
-Ферзь против ладьи и слона
-Конь
- Конь против ферзя, ладьи, слона
- Пешка
- Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня
- Король
- Король против других фигур
- Шах
- Мат
- Ничья
- Рокировка
- Шахматная партия
Развлекательно-игровые и развивающие программы:
- мастер-класс по шахматной игре;
- Турнир «Поиграй со мной гроссмейстер»;
- Мюзикл «Куда идет король?»;
-Развлечение «Шахматная ярмарка»;
- Презентация «О, этот яркий черно-белый мир»;
- Изобразительная мастерская «Пешка. Ферзь. Король.»;
- Спортивный праздник «Страна черно-белых королей»
Кульминационное мероприятие:
- звездный шоу-турнир «Все могут короли!»
Совместные мероприятия с родителями:
- шахматный турнир взросло-детских команд;
- энциклопедия для родителей «Малыш и шахматы»;
- семейный конкурс творческих работ «Волшебные фигуры»;
- тематическое консультирование «Педагогика с вариациями».
Методическое обеспечение воспитательно-образовательной деятельности:
- разработка комплексно-тематического планирования и приложений к проекту;
- ММП «Шахматные фигуры», «Простейшие комбинации», «Великие шахматисты» и др;
- пополнение библиотечки проектной деятельности в ДОУ.
Работа со СМИ:
- блок статей в печатные издания;
- блок сюжетов по ТВ.
Данный анонс мероприятий носит рекомендательный характер и допускает внесение корректив и изменений в ход воспитательно-образовательного процесса.
Аналитический этап /итоговый/ :
Итоговый проектный день :
-Творческий отчет педагогов о реализации проекта;
-Мониторинг и анализ реализации проекта, на основе разработанных критериев;
-Анализ сравнительной диагностики уровня развития детей, социализации;
-Анализ влияния реализации проекта на динамику развития детей;
-Корректировка плана проектной деятельности на основе анализа проведенной работы;
-Пополнение банка данных о реализации проекта (мониторинг проведенных мероприятий, фото, видео, медиаархив, данные об участниках проекта)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Адрущенко, Т. Ю. Коррекция психологического развития младших
школьников на начальных этапах обучения / Т. Ю. Адрущенко. – М. : Речь, 2007. – 215 с.
2. Андросова, М. П. Развитие диалогического общения детей старшего
дошкольного возраста в условиях сельского ДОУ / М. П. Андросова. – М. : Спутник»,
2010. – 133 с.
3. Арушанова, А. Г. К проблеме определения уровня речевого развития
дошкольника / А. Г. Арушанова // Проблемы речевого развития дошкольников и младших
школьников / Отв. ред. А. М. Шахнарович. - М. : Институт национальных проблем
образования МОРФ, 2011. - С. 4 - 16.
4. Бабкин, А. М. Русская фразеология, ее развитие и источники
/ А. М. Бабкин. – СПб. : Петрос, 2012. - 145 с.
5. Белобрыкина, О. А. Речь и общение / О. А. Белобрыкина. – Ярославль :
Академия развития, 2009. – 305 с.
6. Божович, Л. И. Психологические закономерности формирования личности
в онтогенезе / Л. И. Божович. – М. : Просвещение, 2009. – 237c.
7. Волкова, Л. С. Логопедия / Л. С. Волкова. - М. : Речь, 2009. – 445 с.
8. Герасимова, Л. Н. Вопросы изучения детской речи / Л. Н. Герасимова. – М. :
Просвещение, 2012. –254 с.
9. Гоголева, С. В. Дидактические игры / С. В. Гоголева, Л. П. Лепчикова,
М. Н. Саввина. – Якутск : ЯКИ, 1992. – 86 с.
10. Гризик, Т. И. Развитие речи детей 4 – 5 лет / Т. И. Гризик. – М. :
Просвещение, 2007. – 234 с