Лилия Оривалова
Педагогический проект «Оригами для дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Тема: «Оригами - средство развития конструктивных умений у дошкольников»
СОДЕРЖАНИЕ
1 Паспорт проекта…. 3
2 Актуальность (проблема) … 6
3 Анализ среды (внешней и внутренней) … 8
4 Цели и задачи проекта… 13
5 Участники проекта…. 13
6 Ресурсы проекта…. 14
7 Механизм реализации проекта…. 17
Публикация «Педагогический проект „Оригами для дошкольников“» размещена в разделах
8 План реализации проекта… 18
9 Ожидаемые результаты. Критерии оценки эффективности…. 27
10 Перспективы дальнейшего развития проекта…. 28
1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Таблица 1- Паспорт проекта
Название проекта Оригами для дошкольников
Тема
проекта Оригами – средство развития конструктивных умений у дошкольников
Автор
проекта Оривалова Лилия Александровна, слушатель группы профессиональной переподготовки по программе «Дошкольное образование» группа ДПО-9
Место реализации проекта МБДОУ «Детский сад № 201 «Островок детства» г. Чебоксары Чувашской Республики, старшая группа № 10
Проблема, на решение которой направлен проект В детском саду отведено недостаточное количество часов на работу с бумагой и большая часть из них посвящена вырезыванию из бумаги и составлению плоских композиций. Недостаточная степень развития технических навыков тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. И наоборот: если ребенок успешно овладевает техническими навыками: обрыванием, сгибанием, скручиванием, это приводит к успешному овладению сенсорными эталонами; приобретению поисковой деятельности; усвоению простейших навыков совместной работы; активному общению друг с другом и воспитателем; стимулированию творческого отношения к работе.
Цель
проекта Формирование у дошкольников интереса к искусству оригами, развитие конструктивных умений.
Задачи
проекта 1. Познакомить дошкольников с техникой оригами.
2. Обучать детей различным приёмам работы с бумагой, умению следовать устным инструкциям, пользоваться пооперационными картами.
2. Развивать конструктивные и творческие способности, художественный вкус, мелкую моторику рук и глазомер, развитие уверенности в своих силах и способностях.
3. Воспитывать усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу.
4. Повышение педагогической компетентности родителей по вопросам использования техники оригами в развитии своего ребенка.
Участники
проекта воспитатели старшей группы, воспитанники старшей группы, родители воспитанников старшей группы.
Сроки реализации проекта С 01. 09.2016 по 31.05.2017 (долгосрочный проект)
Ожидаемые результаты 1. У детей имеется представление о том, что оригами это искусство складывания различных фигур из бумаги.
2. Дети соотносят наглядные символы (показ) со словесными (объяснениями, умеют следовать устным инструкциям, пользоваться пооперационными карточками; владеют различными приемами работы с бумагой.
3. Дети проявляют творчество в художественном оформлении работ, применяют в оригамной композиции другие художественные материалы и техники (аппликация, коллаж, графика); проявляют уверенность в своих силах и способностях; проявляется художественный вкус.
4. Родители информированы об искусстве оригами, осознают эффективность данной технологии в развитии ребенка, создают необходимые условия для самостоятельной деятельности ребенка в технике оригами, принимают участие при создании совместных детско-родительских композициях.
2. АКТУАЛЬНОСТЬ (ПРОБЛЕМА)
Актуальность выбранной темы заключается в том, что оригами как вид конструирования из бумаги развивает у детей конструктивные и творческие способности, мышление, память, мелкую моторику, пространственное воображение. Это неоднократно подтверждалось исследованиями таких ученых как Д. Б. Эльконин, Куцакова Л. В., Афонькина С, Тарабарина Т. И., Шумаков Ю. В., Шумакова Е. Р., Косминская В. Б., Васильченко Е. И., Макаренко А. С, Комарова Т. С. и другие.
Овладение методикой использования бумаги как средства пластического моделирования позволит педагогам дошкольных учреждений развивать не только творческие способности ребенка - дошкольника, но и будет способствовать самореализации и саморазвитию детей через художественное творчество.
Кроме того, работа с бумагой, требует сосредоточенности, внимания, усидчивости, то есть таких качеств, которые в дальнейшем помогут ребенку успешно учиться в школе. Одним из основных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Оригами с этой точки зрения – удивительный метод коррекции мелкой моторики рук. Через различные действия с бумагой (в процессе ее обработки, применения разных способов и приемов складывания, сгибания) дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов.
Во время занятий оригами дети учатся не только работать с бумагой, но и развивают пространственное воображения, учатся читать чертежи, следовать устным инструкциям. На занятиях по оригами развивается устная речь ребенка, она становится красивее, грамотнее. Дети учатся свободно общаться.
Полученная радость от занятий, радость от того, что у них, получается, меняется характер общения детей. Они начинают играть со своими поделками, включаются в игру – драматизацию.
В детском саду отведено недостаточное количество часов на работу с бумагой и большая часть из них посвящена вырезыванию из бумаги и составлению плоских композиций. Недостаточная степень развития технических навыков тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. И наоборот: если ребенок успешно овладевает техническими навыками: обрыванием, сгибанием, скручиванием, это приводит к успешному овладению сенсорными эталонами; приобретению поисковой деятельности; усвоению простейших навыков совместной работы; активному общению друг с другом и воспитателем; стимулированию творческого отношения к работе.
Актуальность данной темы послужила разработке педагогического проекта «Оригами для дошкольников».
3. АНАЛИЗ СРЕДЫ (ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ)
Анализ внешней среды
Складывание фигурок из бумаги является одним из самых безопасных и доступных видов детского творчества. Поколения мальчишек и девчонок делали бумажные кораблики и самолетики, стаканчики и шапочки, прыгающих лягушек и хлопушки. Мало кто знал, что этот вид искусства насчитывает более двух тысяч лет и называется ОРИГАМИ.
Оригами — это искусство складывания фигурок из бумаги. Слово «оригами» в переводе с японского — «сложенная бумага».
История возникновения оригами уходит своими корнями в глубокую древность и неразрывно связана с появлением технологии изготовления самой бумаги. Официальная дата «появления» бумаги — 105 г. н. э., когда китайский чиновник Цай Лунь сделал доклад императору о существовании такой технологии. Китайцы ревностно хранили секрет изготовления бумаги, но, несмотря на запрет, вывезли за границу секретную технологию, в 610 году странствующий буддийский монах Дан-Хо добирается до Японии и передает секрет.
Эта технология производства бумаги сохраняется в Японии и по сей день. Рядом с крупнейшими фабриками, производящими ежедневно километры бумаги, соседствуют маленькие мастерские, где выделывают вручную отдельные и дорогие листы бумаги «Васи». Они очень прочны — выдерживают несколько тысяч сгибов, и поэтому часто используются вместо стекол в японских домах.
Несмотря на то, что бумага была изобретена в Китае, именно Япония стала родиной искусства складывания. Японское слово «ками» значит и «бумага», и «Бог». В синтоистких храмах в «санбо» — ритуальные бумажные коробочки, использовавшиеся для жертвоприношений — клали кусочки рыбы и овощей.
В периоды Камакура (1185 — 1333) и Муромати (1333 — 1573) оригами выходит за пределы храмов и достигает императорского двора. Придворные, аристократия и монахи должны были обладать определенными навыками в искусстве складывания бумаги. Записки, сложенные в форме бабочки, журавля, цветка были символом дружбы или доброго пожелания. Одним из признаков хорошего образования и изысканных манер стало умение «складывать». Знатные семьи использовали фигурки оригами как герб и печать.
В период Адзути — Момояма (1573 — 1603) и Эдо (1603 — 1867) оригами из церемониального искусства превратилось в популярный способ времяпрепровождения. Было изобретено много моделей, которые стали классическими, среди них — японский журавлик (цуру) — традиционный символ счастья и долголетия.
Во второй половине 19 века Япония широко открыла двери остальному миру; европейцы познакомились с основными фигурками оригами : лягушкой, рыбой, цветком ириса.
Настоящее революционное развитие оригами началось после Второй мировой войны благодаря усилиям мастера Акиры Йошизавы. Он изобрел условные обозначения для процесса складывания, появление которых равносильно изобретению нотных знаков в музыке. Искусство оригами можно было теперь передавать другим людям, навыки игры — фиксировать. Разработанные им знаки стали международным стандартом.
Создание игрушек из бумаги – процесс не только интересный, но и полезный, так как он способствует развитию и совершенствованию мелкой моторики у детей. А игрушки, сделанные детворой, могут стать хорошим подарком, украсить интерьер квартиры и даже использоваться при сервировке стола.
Оригами похоже на фокус — из обычного листка бумаги за несколько минут рождается чудесная фигурка! Оригами не требует больших материальных затрат, занятия оригами абсолютно безопасны даже для самых маленьких детей. С помощью оригами легко и быстро создается целый мир, в который можно играть! Не требуется особых способностей и получается у всех! С помощью оригами легко делать необычные и оригинальные подарки и украшать помещения.
Оригами особенно любят дети. Да это и неудивительно! Ведь материалом для поделки может служить и листочек из тетради, и рекламная листовка, и бумажная салфетка, и чек из магазина, и даже яркий фантик от конфеты. И заниматься оригами можно почти везде : и дома, и в саду, и на школьной перемене, и в поездке, и… да где угодно! Можно складывать фигурки птиц и животных, коробочки и колечки, кораблики и самолетики. А как интересно играть с собственной поделкой! Но ведь в технике оригами можно делать и полезные вещи, например, поделку на школьную выставку, закладку для книжки, портмоне и даже украшения, например, цветы, снежинки, гирлянды, игрушки на елку и т. д.
Сейчас оригами популярно во всем мире. Оно перестало быть просто развлечением. Ученые, архитекторы и математики исследуют геометрию оригами, создают сложнейшие технические конструкции – бумажные модели и др.
Анализ внутренней среды
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №201 «Островок детства» города Чебоксары Чувашской Республики функционирует с 15 октября 2012 года.
Деятельность в ДОУ осуществляет в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М. : Мозаика-Синтез, 2014г.
В детском саду проводятся различные платные дополнительные образовательные услуги. Среди них есть кружок «Умелые ручки (Ручной труд)». Там обучаются более 60 детей от 3 до 7 лет. Разработана рабочая программа по кружку «Умелые ручки» образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
Для занятий с детьми созданы необходимые условия. Занятия для детей проходят в оборудованном творческом кабинете, оснащенный следующим материалом: бумага белая и цветная, кисточки, клей, карандаши, и др. ; наглядные пособия (пооперационные карты, схемы) и многое другое для занятий по оригами.
Есть утвержденное расписание занятий по всем группам. Занятия проходят во второй половине дня.
В МДОУ «Детский сад № 201 «Островок детства» было проведено анкетирование среди родителей с целью узнать: интересно ли детям делать поделки из бумаги по технике оригами. Предложено было 9 вопросов. Ответили на вопросы анкеты 24 родителя, что свидетельствует о заинтересованности родителей занятиями по оригами. Возраст детей – 5-6 лет. Анализируя данные, полученные в результате анкетирования, можно сделать следующие выводы. Родители считают, что детям интересно делать поделки из бумаги, что заниматься оригами можно с любого возраста, чем раньше, тем лучше, если выбрать простейшие схемы. С точки зрения родителей знакомить с приемами складывания бумаги должны как родители, так и воспитатели (60 %). В семьях воспитанников мало кто занимается поделками из бумаги. Но родители считают, что польза для детей от изготовления поделок большая. 15 человек (62 %) ответили, что оригами формирует тонкую моторику рук, а 6 родителей (25 %, что развивает творчество, воображение, 3 человека (13%)– развивают познавательные способности. Следует отметить, что многие хотели бы получить информацию об оригами.
Таким образом, на основании анализа анкетирования родителей можно поставить следующие цели:
1. Проводить работу по ознакомлению родителей об удивительной истории оригами и ее значении в жизни дошкольника в ДОУ.
2. Провести мастер – классы с родителями по поделкам из бумаги, чтобы они познакомились с техникой оригами и технологическими картами, чтобы в семьях воспитанников продолжалась работа с детьми.
В результате мониторинга диагностического обследования детей в соответствии с методиками Парамоной Я. Д., Лиштван З. В., Тарабариной Т. И. из 29 детей высокий уровень показали 6 детей (от 15 до 20 баллов). Они самостоятельно складывают прямоугольный лист пополам, квадратный по диагонали, умеют фиксировать сгиб кончиком пальца, проглаживают линию сгиба; правильно и самостоятельно называют и показывают все геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг) и понятия (угол, сторона, линия сгиба); самостоятельно режут ножницами по прямой линии.
11 детей – со средним уровнем (от 9 до 14 баллов). Дети с помощью наводящих вопросов (инструкций) воспитателя складывают лист пополам по диагонали, фиксируют сгиб кончиком пальца, проглаживают линию сгиба; самостоятельно называют (показывают) 1-2 геометрические фигуры, 1-2 геометрических понятия; требуется помощь воспитателя при резании ножницами по прямой линии.
Низкий уровень у 12 детей. Они не могут самостоятельно складывать лист пополам по диагонали или отказываются от выполнения задания; не знают и не показывают геометрические фигуры и геометрические понятия; не умеют и не пытаются резать ножницами по прямой линии.
4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель: Формирование у дошкольников интереса к искусству оригами, развитие конструктивных умений.
Задачи:
1. Познакомить дошкольников с техникой оригами.
2. Обучать детей различным приёмам работы с бумагой, умению следовать устным инструкциям, пользоваться пооперационными картами.
2. Развивать конструктивные и творческие способности, художественный вкус, мелкую моторику рук и глазомер, развитие уверенности в своих силах и способностях.
3. Воспитывать усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу.
4. Повышение педагогической компетентности родителей по вопросам использования техники оригами в развитии своего ребенка.
5. УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
Воспитатель
Дети
Родители
6. РЕСУРСЫ ПРОЕКТА
Качество реализации проекта обеспечивается использованием нескольких видов ресурсов.
Нормативно-правовые ресурсы
Методическое обеспечение:
Информационные ресурсы:
- информационные стенды для родителей (в ДОУ и группах);
- сайт ДОУ;
- сетевой город;
- презентации;
- видеофильмы.
7. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Подготовительный
этап Основной этап Заключительный
этап
- Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
- Изучение нормативно-правовых документов и методической литературы;
- Анализ ресурсного обеспечения;
-Обогащение материально-технических ресурсов;
- Создание детского центра активности;
-Анкетирование родителей;
- Беседа с детьми;
-Консультация с родителями;
-Создание презентации;
-Диагностика детей старшей группы;
-Изготовление брошюры. С детьми:
-Рассматривание с детьми пооперационных карт, схем;
-Знакомство с техникой изготовления оригами;
- Беседы;
- Проведение занятий;
- Организация и показ настольного театра;
- Дидактические игры;
- Упражнения;
- Подвижные игры;
-Изготовление выносного материала на улицу в технике оригами;
-Изготовление коллективной работы с детьми.
С родителями:
- Показ презентации;
- Беседы;
- Деловые игры;
- Мастер – класс для родителей;
-Брошюра для родителей;
- Папка-передвижка;
-Родительское собрание;
- Консультация. -Обобщение результатов работы над проектом;
- Оформление выставки работ детей и родителей;
-Диагностика результатов работы над проектом;
- Проведение итоговых открытых занятий для родителей;
-Изготовление видеороликов.
8. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этап проекта Мероприятия Срок Ответственные
Подготовительный Работа педагога :
- Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
- Изучение нормативно-правовых документов и методической литературы;
-Анализ ресурсного обеспечения;
-Создание детского центра активности «Оригами»;
- Подготовка к беседам с детьми «Такая разная бумага», «Что такое оригами?»;
-Подготовка к консультации на тему «Конструктивная деятельность в старшем дошкольном возрасте»;
- Создание презентации на тему «Базовые формы оригами»;
- Подбор иллюстраций с изображением моделей оригами;
-Диагностика детей старшей группы в соответствии с методиками Парамоной Я. Д., Лиштван З. В., Тарабариной Т. И. ;
-Изготовление брошюрок «Оригами – средство развития конструктивных умений у дошкольников». Сентябрь – Октябрь Оривалова Л. А.
Работа с детьми:
-Создание детского центра активности «Оригами»;
- Проведение беседы с детьми «Что такое оригами?»;
- Просмотр презентации на тему «Базовые формы оригами»;
- Чтение художественной литературы «Японский журавлик»;
-Диагностика детей старшей группы в соответствии с методиками Парамоной Я. Д., Лиштван З. В., Тарабариной Т. И. ;
-Знакомство со специальными терминами и условными обозначениями (складка «долиной», «горой», «молния», наметить линию, выгнуть наружу и т. д.) Сентябрь – Октябрь Оривалова Л. А.
Работа с родителями:
- Консультации на тему «Конструктивная деятельность в старшем дошкольном возрасте»;
- Знакомство с программой кружка «Умелые ручки»;
- Помощь в организации центра активности детского творчества;
- Знакомство с брошюркой «Оригами – средство развития конструктивных умений у дошкольников». Сентябрь – Октябрь Оривалова Л. А.
Основной Работа с детьми:
-Рассматривание с детьми пооперационных карт, схем;
- Знакомство с техникой изготовления оригами;
-Беседы «Оригами. История появления и развития», «Бумага, разновидности бумаги».
- Подготовка поделок к настольным театрам «Три медведя», «Три поросенка», «Гуси-лебеди», «Котенок по имени Гав»;
-Изготовление поздравительных открыток ко дню Воспитателя, ко дню пожилого человека, рождения (открытки, к Новому году, к 23 февраля, к 8 марта;
-Занятия по конструированию из бумаги (оригами) :
Базовая форма «квадрат»,
«двойной квадрат»,
«книжка»,
«дверь»,
«дом»,
«треугольник»,
«блин»,
«воздушный змей»,
«бомбочка»,
«рыба»,
«катамаран»,
«лягушка»,
«птица»
И производные от этих форм поделки;
- Занятия по коммуникации: «Расскажи о своей поделке»,
- Организация и показ настольного театра для старших и средних групп.
-Дидактические игры: «Построим дом», «Чего не хватает?», «Собери и построй», «Какая постройка рассыпалась?», «Мастерская форм», «Есть у тебя или нет?»
( знакомство с геометрическими понятиями: угол, сторона, квадрат, треугольник, центр, диагональ;
Игра «Найди такой же» на закрепление математических отношений: цвет, форма, размер;
- Упражнение «Сравни» на ориентировку на плоскости квадрата и треугольника, расположенных по-разному стороны (угол) левая, правая, верхняя, нижняя, центр, середина;
- Подвижные игры с использованием масок, выполненных в технике оригами : «У медведя во бору», «Два Мороза»,
«Воробушки и автомобиль», «Рыбак и рыбки»;
-Изготовление выносного материала на улицу в технике оригами : вертушки, самолеты, кораблики, лодки, пароходы с двумя трубами;
- Для сюжетно-ролевых игр: кулечки, кошельки;
-Изготовление коллективной работы с детьми. Октябрь – Май Оривалова Л. А.
Работа с родителями:
- Показ презентации на тему «Оригами с дошкольниками»;
- Беседы об истории возникновения техники оригами, значении для детей старшего дошкольного возраста.
- Деловая игра с родителями «Оригами – как одна из форм работы с детьми по развитию конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста»;
- Проведение мастер классов для родителей;
- Раздача брошюр для семей с упражнениями по отработке основных элементов складывания, с условными обозначениями, принятыми в оригами;
- Папка-передвижка «Оригами с детьми»;
- Родительское собрание на тему «В стране оригами»;
- Консультация «Для чего нужно оригами детям?» Октябрь – Май Оривалова Л. А.
Заключительный Работа с детьми:
- Итоговые занятия;
- Оформление выставки работ детей;
-Диагностика результатов работы над проектом. Май Оривалова Л. А.
Работа с родителями:
- Проведение итоговых открытых занятий для родителей;
- Анкетирование родителей;
- Изготовление видеороликов по кружку «Умелые ручки» для просмотра родителям.
9. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
1. У детей имеется представление о том, что оригами это искусство складывания различных фигур из бумаги.
2. Дети соотносят наглядные символы (показ) со словесными (объяснениями, умеют следовать устным инструкциям, пользоваться пооперационными карточками; владеют различными приемами работы с бумагой.
3. Дети проявляют творчество в художественном оформлении работ, применяют в оригамной композиции другие художественные материалы и техники (аппликация, коллаж, графика); проявляют уверенность в своих силах и способностях; проявляется художественный вкус.
4. Родители информированы об искусстве оригами, осознают эффективность данной технологии в развитии ребенка, создают необходимые условия для самостоятельной деятельности ребенка в технике оригами, принимают участие при создании совместных детско-родительских композициях.
Критерии оценки эффективности:
1. Достижение цели проекта и выполнение поставленных задач.
2. Соблюдение механизма реализации проекта и полное выполнение плана мероприятий.
3. Достижение ожидаемых результатов.
4. Удовлетворение образовательных потребностей воспитанников ДОУ и их родителей.
10. ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА
Проект долгосрочный, рассчитан на один год.
Наиболее целесообразно проведение проекта в течение одного года – с целью более глубокого и всестороннего охвата данной проблемы. Проект планируется использовать не только несколько месяцев или пол года, потому что результаты будут более эффективными, когда ребенок проходит все ступени.