Лыткина Августина Егоровна
Кружок «Чарующие звуки хомуса». Развитие у старших дошкольников умения играть на музыкальном инструменте «хомус»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа кружковой работы «Чарующие звуки хомуса».
Пояснительная записка.
Хомус – символ духовной культуры земли Олонхо распространен более чем в 100 странах мира, и имеет 162 разновидностей, сотни названий, и одни древние истоки. По мнению ученых, появился хомус, 5000 лет назад, и является ровесником египетских пирамид. У нас, в республике Саха (Якутия, хомус - музыкальный инструмент №1. Его история происхождения в Якутии трактуется по-разному. Самая главная версия говорит о тюрскоязычных корнях хомуса из стран Азии, другие же предполагают, что коренные народности имели костяные и деревянные разновидности хомуса.
Публикация «Кружок „Чарующие звуки хомуса“, Развитие у старших дошкольников умения играть на музыкальном инструменте „хомус“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные инструменты
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
У якутов хомус всегда был рядом. В старину музыка хомуса помогала нашему народу пережить долгие зимы, воспевая красоты пробуждающейся природы, солнечных дней и унося в далекий мир сказочных богатырей Олонхо. Использовалась музыка хомуса и во время рыбалок и охоты.
Мы считаем, что хомус соединяет нас с нашими корнями, сближает людей разных национальностей и поддерживает связь между поколениями. Стремление показать ребенку, что уникальность родной культуры можно познать и почувствовать, побудило нас, создать кружок «Чарующие звуки хомуса».
Цель кружка : формирование и развитие умения играть на музыкальном инструменте «хомус» детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с этой целью нами выделены следующие задачи:
- создать культурологическую предметно-пространственную среду развития ребенка и оказать ему помощь в самоопределении, национальной самоидентификации, национальном самосознании на базе своей культуры;
- развивать эмпатию, доброту, дружеские отношения, такие качества личности, как умение одухотворять окружающую природу, способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы, другим человеком;
- воспитывать в детях стремление к активному познанию жизни, художественно-речевые навыки, интерес к игре на хомусе;
- развивать внимание, память, творческое мышление, воображение, умение видеть прекрасное, исполнительские навыки, формировать эстетический вкус;
- подвести детей к пониманию искусства, мировой культуры через приобщение к музеям города, слушание игры хомусистов-виртуозов, собственную игру на хомусе.
При реализации поставленных задач мы остановились на следующих основополагающих принципах воспитания:
- принцип культуросообразности, т. е. опора в воспитательном процессе на этнокультурные традиции народов, национально-этническую обрядность, привычки;
- принцип расширения связей ребенка с окружающим миром, предполагающий преодоление имеющейся в дошкольных учреждениях замкнутой системы воспитательной работы, обогащение общения детей с окружающим социумом и природой, приобщение к культуре родного края;
- принцип приоритетности культурного регионального наследия, означающий воспитание патриотизма на родном материале с целью формирования уважения к своему дому (семье, соседям, друзьям, бережного отношения к природе родного края); приобщение ребенка к культурному национальному наследию, образцам национального, в том числе местного фольклора, художественным народным промыслам, этнокультурным традициям, произведениям местных писателей, художников, поэтов и композиторов;
- принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка, требующей создание условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, эмпатии, что представляет собой неотъемлемую часть формирования личности, воспитания у него культуры межличностных отношений.
Технология реализации:
- вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в ходе приобщения к хомусу;
-интеграция различных видов деятельности: игры, музыкального, изобразительного, театрального, познавательного;
- создание предметно-пространственной развивающей среды.
Работа кружка реализуется поэтапно. Разработан календарно-тематический план и система занятий, которые можно включить в НОД по ФЦКМ и проводить в свободное от занятий время.
I этап работы. Занятия объединяются общей темой «Чарующие звуки хомуса». Цель занятий – формирование интереса к звукам музыки хомуса в прекрасном исполнении хомусистов-виртуозов Якутии С. Шишигина, П. Оготоева, А. Дегтяревой, Ф. Гоголевой. После слушания музыки - диалог и беседа с детьми, рисование по впечатлению: здесь дети делятся с впечатлениями, рассказывают, рисуют. Воспитателю необходимо развивать в детях внимание, воображение, фантазию. Методы и методические приемы, используемые на занятиях I этапа – слушание, беседа, диалог, посиделки у камелька, графическая речь, обыгрывание игрового персонажа, создание игровой ситуации, анализ и обсуждение рисунков-эскизов.
II этап работы. На данном этапе занятия объединяются темой «История хомуса». Здесь детей знакомим с историей возникновения хомуса в мире и у нас в республике, подчеркиваем его многонациональность, говорим о том, что 30 ноября провозглашен у нас в республике днем хомуса, так как в этот день в 1990 году в Якутске был открыт Музей хомусов народов мира. Здесь широко используется воспитателями информация из разных источников, в том числе из Интернета, занятия проводятся с использованием ТСО. На данном этапе широко используется метод проектов и интегрированный метод. Детям предлагается создать проект истории хомуса, нарисовать модель хомуса, историю хомуса, о создателях хомуса – кузнецах. Здесь необходимо отметить, что при выполнении проектов взаимодействие с родителями обязательно. Для этого проводятся родительские собрания, консультации и семинары для родителей.
III этап - «Мы играем на хомусе» - это приобщение к игре на хомусе по желанию и в зависимости от возраста ребенка.
IV этап – обобщающий - фестиваль «Этигэн хомус». В рамках фестиваля – участие в городских и республиканских мероприятиях «Туой тойук, дуорай хомус!», «Полярная звезда», «Творческая мозаика» и др.
Литература:
1. Л. М. Кларина. Детская проектная деятельность / Л. М. Кларина // Игра и дети. – 2006. – №4. – С. 2-3.
2. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Сост. Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – З-е изд., испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2005. – 96с.
3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Сост. Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – З-е изд., испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2005. – 96с.
4. Семенова, А. Д. Современное функционирование этнопедагогики в технологии обучения и воспитания саморазвивающейся гармоничной личности: монография / А. Д. Семенова. – Якутск: Изд-во ЯГУ, 2005. – 117с.
5. Ситникова, Н. В. Ключевые компетентности: подходы к оцениванию / Н. В. Ситникова // Народное образование Якутии. – 2003. - №2. – С. 23-27.
6. О. Н. Степанова, П. И. Филиппова. Формирование этнокультурной компетентности в поликультурной среде ДОУ: методическое пособие. – Я. : Институт повышения квалификации работников образования им. С. Н. Донского-II, 2006. – 65с.
Календарно – тематический план в старшей группе
Сроки Тема Цель и задачи Методы и приемы Работа с родителями
1 неделя октября «Чарующие звуки хомуса» Активизировать познавательный интерес к семье, к близкимю Слушание, беседа, диалог с детьми. Посиделки у камелька.
3 неделя октября «История хомуса» Дать представления детям из какого материала изготавливали инструмент- хомус наши предки. Показ экспозиций. Обыгрывание игрового персонажа.
1 неделя ноября Посещение Музея Хомуса Познакомить детей с культурой наших предков. Слушание экскурсовода, обсуждение, впечатление. Сопровождение родителей в музей.
3 неделя ноября Рисуем на тему «Звуки хомуса» Привить детям любовь к культуре народов Саха. Иллюстрации, аудиозаписи голосов природы, анализ и обсуждение рисунков. Провести выставку детских рисунков «Звуки хомуса».
1 неделя декабря «Якутский музыкальный инструмент- хомус» Познакомить с якутским народным инструментом- хомус. Слайд презентация, беседа Мини-выставка.
3 неделя декабря Техника игры на хомусе Научить правильно держать хомус, правильно дышать. Практические методы Изготовление национального костюма.
2 неделя января «Техника игры на хомусе» Продолжать учить овладевать приемами ударов пальцами о язычок, уметь слушать основной звук хомуса.
- Консультации, советы родителям.
1 неделя февраля «Способы фиксирования хомуса» Обучить навыкам правильной игры на хомусе - Консультации, советы родителям.
3 неделя февраля «Способы фиксирования хомуса»» Продолжение - Консультации, советы родителям
1 неделя марта Извлечение звука Научить видоизменять различные звуки. - Консультации, советы родителям.
3 неделя марта Посещение музея Хомуса Ознакомление детей с национальным музыкальным инструментом «Хомус», познакомить с разновидностями Хомуса разных народов. Аудиозаписи, музейные экспонаты. Сопровождение родителей.
1 неделя апреля Посещение музея Хомуса, просмотр мультфильма «Ньургун Боотур Стремительный» Познакомить детей с миром и героями «Олонхо», понять сюжет Олонхо (верхний, средний, нижние миры). Слушание экскурсовода, обсуждение, впечатление. Сопровождение родителей.
3 неделя апреля Участие в городском фестивале «Туой хомус, дуорай тойук» Научить детей публичному выступлению, обогатить словарный запас. Национальные костюмы, Сопровождение родителей.
1 неделя
мая Прослушивание аудиозаписи знаменитых в мире хомусистов Расширять представление детей о якутском народном инструменте, воспитывать чувство принадлежности к культуре своего народа. Аудиозапись, иллюстрации, портрет известного хомусиста П. Оготоева Посиделки у камелька.
3 неделя
мая Встреча с работником музея Хомуса Привить интерес детей к хомусу, игре на хомусе. Обсуждение и впечатление, диалог с детьми. Мастер- класс.
4 неделя
мая Общесадовский национальный праздник «Ыьыах» Уважение к национальным традициям, культуре, играм и обычаям своего народа. Национальные костюмы, нац. кухня, атрибуты для проведения праздника. Оформление туьулгэ, приготовление нац. блюд, помощь в организации праздника.
Календарно – тематический план подготовительной группы
Сроки Тема Цель и задачи Оборудование Работа с родителями
1 неделя октября
Приемы ударов по язычку
Познакомить детей с различными приемами игры на хомусе
Слушание, беседа, диалог с детьми.
Консультации, советы родителям.
3 неделя октября Способы дыхания и движения губ - Слушание, беседа, диалог с детьми. Консультации, советы родителям.
1 неделя ноября Способы дыхания и движения губ - Слушание, беседа, диалог с детьми. Консультации, советы родителям.
3 неделя ноября Изменения звука - Слушание, беседа, диалог с детьми. Консультации, советы родителям.
1 неделя декабря «История предков» Познакомить детей с историей наших предков: жилище «балазан», «хотон», «ампаар», «булуус». Макет жилища наших предков, иллюстрации.
-
3 неделя декабря Целевая экскурсия в художественный музей Познакомить с картинами якутских художников. Развивать эстетический вкус у детей. Слушание экскурсовода, обсуждение, впечатление от увиденного. Сопровождение родителей.
4 неделя декабря «Игры наших предков» Продолжаем знакомить детей видами якутских национальных игр, развивать самостоятельно организовывать соревнование.
Атрибуты для игр С помощью родителей обновить картотеку настольных якутских игр.
2 неделя января Прослушивание аудиозаписи знаменитых в мире хомусистов Продолжаем знакомить детей с культурой якутского народа. Аудиозаписи хомусистов Посиделки у камелька.
3 неделя января Рисование по впечатлению Привить детям любовь к культуре народов Саха. Иллюстрации, аудиозаписи голосов природы, анализ и обсуждение рисунков. Провести выставку детских рисунков.
1 неделя февраля Подготовка к публичным выступлениям на большую сцену. Развивать творческой активности, выступления на разных мероприятиях. Слушание, беседа, диалог с детьми.
Начинаем репетировать игру на хомусе. Родительское собрание, консультации, распределяем роли, костюмы, декорации.
3 неделя февраля Подготовка к публичным выступлениям на большую сцену. Развивать творческой активности, выступления на разных мероприятиях. Слушание, беседа, диалог с детьми.
Начинаем репетировать игру на хомусе. Слайдовые презентации по темам, иллюстрации, методические-художественные литературы.
1 неделя марта Участие в городском фольклорном конкурсе «Кемус дор5оон» Научить детей публичному выступлению, обогатить словарный запас. Сопровождение родителей.
3 неделя марта Участие в республиканском конкурсе-фестивале Научить детей публичному выступлению, обогатить словарный запас. Сопровождение родителей.
1 неделя апреля Проектная деятельность. Защита работ по темам
«Хомус» Научить детей выразительно читать, раскрыть содержание выбранной темы. Подведение детьми итогов работы с помощью выступления. Присутствие родителей на защите проектов.
Апрель-май Участие в фольклорных фестивалях-конкурсах «Туой хомус, дуорай тойук» итд - Подведение детьми итогов работы. Сопровождение родителей.