Наталья Лутовинова
Проект «Мир без мусора» для дошкольников 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Мир без мусора»
для дошкольников 5-7 лет
В природе нет ни воздаяний, ни наказаний, а только последствия.
Роберт Ингерсолл
Природа может обойтись без человека, а он без нее — нет.
Али Апшерони
1. Пояснительная записка. Обоснование необходимости проекта.
В современном мире человечество, развиваясь, вступая в новые отношения с окружающей средой, встает перед экологической катастрофой. Человек отравляет среду своего обитания, не задумываясь о возможных последствиях. Экологическая ситуация в мире требует от людей изменения поведения, смены ценностных ориентиров. Человек – это часть природы, и охрана окружающей среды – важнейшая задача человечества. Экологическое воспитание в детском саду имеет немаловажное значение, так как в этот период у детей формируются основы экологической грамотности, культуры, сознания. Детям нужно помочь понять, что необходимо беречь и охранять окружающую среду.
Публикация «Проект „Мир без мусора“ для дошкольников 5–7 лет» размещена в разделах
- Мусор. Защитим природу от мусора
- Мусор. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Темочки
2. Паспорт проекта
1 Название проекта «Мир без мусора».
2 Полное наименование учреждения Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 28 открытого акционерного общества «Российские железные дороги».
3 Адрес учреждения 236039, г. Калининград, ул. Серпуховская, д. 46.
4 Электронный адрес учреждения detsad28rzd@mail.ru.
5 Разработчик проекта Воспитатель: Лутовинова Наталья Александровна
6 Нормативная и методическая база для разработки проекта
Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. – Воронеж, 2009.
Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. – СПб. : Детство-Пресс, 2007.
Жизнь леса : энциклопедия / авт. текста М. Р. Пимон ; пер. с фр. А. Васильевой. - Москва : Махаон, 2008.
Интернет-ресурсы: http://nsportal.ru, https://infourok.ru, http://www.maam.ru
7 Цель проекта: Формировать у детей гуманно-целостное отношение к природе, привлечь внимание детей и взрослых к проблеме засорения окружающей среды.
8 Задачи проекта:
Расширять знания об окружающей среде.
Формировать у детей гуманно-целостное отношение к природе, привлечь внимание детей и взрослых к проблеме засорения окружающей среды.
Развивать умение детей работать в группе, навыки общения.
Воспитывать любовь к природе, бережное отношение, воспитывать экологическую культуру природопользования.
9 Возрастная группа детей, на которую нацелен проект:
Дошкольники старшего возраста (5 – 7 лет)
10 Ресурсное обеспечение реализации проекта
Методическое: разработка механизма, критериев и показателей оценки результативности реализации проекта;
Информационное: формирование банка данных по реализации проекта; мониторинговые мероприятия;
Материально-техническое: Привлечение уже имеющихся ресурсов для обеспечения реализации проекта: технические средства обучения. Дидактические материалы, методическая литература. Необходимое пополнение методического обеспечения, приобретение дидактических средств обучения, оформление, пополнение предметно – развивающей среды. Обеспечение условий для организации игровой деятельности (сюжетно – ролевые игры, театрализованные, подвижные, дидактические и пр.).
12 Участники взаимодействия:
Воспитанники, родители (законные представители, педагоги детского сада.
13 Основные принципы проекта:
Интеграция; дифференциация; наглядность, доступность; принцип развивающего обучения; сотрудничество; принцип комплексно – тематического построения образовательного процесса
14 Формы и методы работы:
С детьми - в регламентированных и нерегламентированных видах деятельности: непосредственно образовательная деятельность, конкурсы, игровые и проблемные ситуации, дидактические и творческие игры, участие в выставках, организация творческих мастерских, совместная и самостоятельная деятельность детей, театрализованная, трудовая деятельность, просмотр познавательного видео, чтение художественной литературы.
С родителями – в совместной деятельности: организации бесед, консультаций, анкетирования, информационно – просветительской работы, совместных с родителями выставок; привлечение родителей к сбору информационных и иллюстративных материалов, оформление альбомов.
15 Сроки реализации январь 2017 г. – апрель 2017 г.
16 Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели :
Формирование основ экологической грамотности у детей; ребята будут бережнее относиться к природе, будут придерживаться правил поведения; дети будут пытаться контролировать свое поведение и поступки в окружающей среде, чтобы не нанести вред; дети будут проявлять интерес к природе; создание огорода на окне с использованием бросового материала.
17 Система организации контроля выполнения:
Контроль в рамках проекта осуществляет воспитатель, согласно плану работы за проведением плановых мероприятий. Определение уровня знаний воспитанников будет отслеживаться в ходе наблюдений в свободной деятельности, в сюжетно-ролевых играх, беседах.
3. Концепция Проекта
3.1 Этапы реализации проекта
1 этап. Аналитический (16 -31 января 2017 года).
Содержание работы : Определение общего направления работы. Изучение литературы по проблеме проекта, ее анализ. Постановка целей и задач. Обоснование актуальности выбранной темы. Разработка плана мероприятий в рамках реализации проекта. Обеспечение условий для реализации проекта, в том числе подбор дидактических, развивающих и сюжетно-ролевых игр, методической и познавательной литературы, пр.
Предполагаемый результат : Утверждение темы, мотивация её выбора. Формулирование задач и цели проекта. Разработка диагностического инструментария.
2 этап. Организационный (1 февраля -28 февраля 2017 года).
Содержание работы : Анкетирование детей. Разработка соответствующих тематических планов, методических рекомендаций, конспектов, пособий, информационного сопровождения проекта. Оформление наглядного материала для педагогов и родителей. Выявление основных тенденций и закономерностей.
Предполагаемый результат: Создание информационной базы для организации систематической работы по проекту.
3 этап. Практический (реализация проекта:1 марта - 21 апреля 2017 года)
Содержание работы : Привлечение детей к активному участию в реализации проекта. Чтение художественной литературы, тематические беседы, развлечения, творческая продуктивная деятельность детей, игровая деятельность, экскурсии. Пополнение развивающей среды. Организация выставок детских работ, включение родителей в образовательную деятельность детского сада посредством оказания помощи в изготовлении продуктов проекта.
Предполагаемый результат: Обновление содержания воспитательно – образовательного процесса по воспитанию дошкольников. Активное участие дошкольников в мероприятиях в ходе реализации проекта.
4 этап. Итоговый (аналитический 22-28 апреля 2017года).
Содержание работы : Обработка и систематизация материала, обобщение и оформление полученных результатов, соотнесение результатов деятельности с целями и задачами по основным направлениям реализации Проекта. Определение перспективы развития на следующий период.
Предполагаемый результат: Оценка результатов по реализации проекта. Обобщение, распространение опыта по реализации проекта. Создание итоговой презентации по результатам проведения проекта.
3.2 Стратегия осуществления проектной деятельности
Календарно – тематическое планирование проекта «Мир без мусора»
Март
Совместная деятельность педагогов и детей
Беседы на тему: «Как помочь Земле быть красивой», «Лес – легкие Земли», «Зачем перерабатывать мусор», «Мы – друзья природы»,
Игра-инсценировка «Путешествие по дороге за мусором»
Чтение стихотворений на тему охраны окружающей среды (http://www.zanimatika.narod.ru)
Выпуск стенгазет «Сохраним Землю»
Экскурсия по территории детского сада
Посадка огорода на окне с использованием ненужных пластиковых бутылок, коробочек, пластиковых стаканчиков от йогурта, работа «Вторая жизнь упаковки», «Пчёлки из капсул от киндер сюрпризов»
Экспериментирование «Грязный или чистый снег тает быстрее?», «Как вырастить срезанную веточку?
Работа с родителями
Анкетирование родителей «Сбережем родную природу». Сбор бросового материала. Привлечение к совместному детьми изготовлению стенгазет.
апрель
Совместная деятельность педагогов и детей
Беседы на темы «Правила поведения в лесу, на водоеме», «Ты – часть природы», «Как утилизируют батарейки». Экскурсия во двор близлежащего дома, беседа о необходимости разделять мусор по разным контейнерам
Конкурс поделок из ненужных вещей «Подари новую жизнь».
Уборка участка, украшение клумб на участке поделками из бросового материала
Показ мультфильмов серии «Сказки тетушки Совы»
Раскрашивание картинок «Двор без мусора» для оформления выставки.
Работа с родителями
Консультации и буклеты по экологической теме «Правила поведения в природе», «Войди в природу другом»
Привлечение к совместному детьми изготовлению поделок на конкурс.
3.3 Условия эффективности проекта
• Добровольное желание ребенка включаться в ту или иную деятельность. Доверие ребенку в выборе средств достижения поставленной цели. Побуждение ребенка к новому виду деятельности, интерес воспитанника к познанию нового.
• Соответствие воспитательных задач реальным возможностям. Предоставление возможностей каждому участнику проекта самовыражаться.
• Добровольное желание включения родителей воспитанников в работу по проекту.
3.4 Возможные риски реализации проекта
Возможные риски реализации Проекта
Отсутствие интереса у детей. Низкий уровень знаний у детей об окружающей природе. Непонимание детьми взаимосвязи живой и неживой природы. Взрослые на проводимых детским садом мероприятиях будут соблюдать правила поведения в природе, а в последующем, в повседневной жизни - как привыкли. У детей может возникнуть понимание того, что можно в определенных ситуациях поступать, по отношению к природе, хорошо, а в других плохо. Невыполнение запланированных мероприятий
Предполагаемые пути преодоления
Организация деятельности с воспитателями по изменению их отношения к участию в проекте. Корректировка плана, увеличение сроков реализации
В презентации использованы картинки с интернет-ресурсов.