Елена Цыпышева
Продуктивная деятельность с детьми раннего возраста «Аппликация»
▼ Скачать + Заказать документы
Наш садик работает по программе «От рождения до школы», и если смотреть целевые ориентиры которые касаются продуктивной деятельности, то там написано: Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация). Если посмотреть конкретно образовательную область «Художественно-эстетическое развитие» то там читаем: Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности, совершенствование умений в рисование, лепке, аппликации, прикладном творчестве.
Публикация «Продуктивная деятельность с детьми раннего возраста „Аппликация“» размещена в разделах
Но в программе нет на возраст 2-3 года такой продуктивной деятельности как аппликация, она начинается только в младшей группе с 3-4 лет.
Так почему, такой интересный вид деятельности как аппликация не включен в программу. Может, считается, что это сложно для детей 2-3 лет. Ведь эта деятельность предусматривает работу с мелкими плоскостными изображениями и формами, владение навыками намазывания, наклеивания и т. д. Деятельность, в общем-то, действительно, нелегкая, но нелегкая не значит бесполезная.
1. Аппликация предполагает, что малыш будет выполнять набор определенных последовательных действий, что воспитывает усидчивость и способность доводить работу до конца.
2. Занятия аппликацией помогают детям запоминать названия цветов, т. к. используется цветная бумага, разбираться в формах и размерах.
3. Благодаря выкладыванию несложных композиций у дошкольников формируются зрительно-двигательные связи, развивается мелкая моторика, движения пальцев становятся более уверенными. Полученный опыт составления сюжетных композиций из готовых форм помогает в последующем рисовании.
4. Аппликация положительно влияет на развитие логического мышления: умения сравнивать и сопоставлять, выделять главное. Все это приводит к более раннему развитию аналитико-синтетических процессов, которые, между прочим, являются основой успешного обучения в школе.
Какие же виды и техники аппликаций доступны детям ясельного возраста?
1. Обрывная аппликация.
которая похожа на выкладывание мозаики: ребята отрывают кусочки бумаги или салфетки и заполняют ею нарисованный контур предмета.
Конечно, в начале года возникали проблемы с нанесением клея, и я помогала детям, то сейчас с этим справляются в основном все.
2. Аппликация из геометрических фигур.
Суть этой техники в том, что с помощью набора геометрических фигур дети создают изображение. Работа строится на показе и присутствует, обязательно, образец. Уже сейчас данная аппликация усложняется и детям предлагается сделать уже используя только образец.
3. Сенсорика + аппликация.
В ясельном возрасте всегда определяющим является сенсорное развитие, а аппликация опирается на чувственное восприятие и стимулирует познание свойств и качеств предметов.
Есть несколько правил, которые необходимо соблюдать при работе с детьми :
1. Если занятие по аппликации подразумевает использование обрывной техники, то детали изготавливают сами дети. Для этих целей лучше всего использовать салфетки или тонкую матовую бумагу.
2. шаблоны должны быть выразительными и ясными. То есть у малышей не должно возникать сомнений, кто перед ними — утенок либо цыпленок, яблоко либо апельсин.
3. Когда воспитанники ясельной группы только начинают осваивать аппликативную деятельность, воспитатель работает с подгруппами детей (несколько человек в каждой, в дальнейшем занятие проводится полностью с группой. Также, чтобы внести разнообразие в продуктивную деятельность, тем самым поддерживая детский интерес к ней, периодически следует предлагать воспитанникам создание коллективных композиций.
4. При проведении работы педагог обязательно учитывает разницу в развитии детей. Поэтому во время занятия обязательно должен использоваться индивидуальный подход. Дети могут немного отличаться друг от друга по возрасту, в группе раннего возраста иногда имеет значение и разница в несколько месяцев. Кроме того, некоторые малыши редко посещают дошкольное учреждение и, соответственно, своевременно не осваивают программу. Однако, что касается разделения дошкольников на подгруппы, нужно осуществлять его не по возрасту, а по другому параметру — уровню развития воспитанников.
5. Занятие заканчивается исключительно на позитивной ноте — педагог хвалит всех воспитанников, восхищается их успехами, что в свою очередь, стимулирует ребят к дальнейшему творчеству.
Конечно, раз в программе нет такого отдельного занятия как аппликация, а как вы видите, она проводится. То хочу вас уверить, они идут не в ущерб основной программе. Просто я очень уважаю комплексные занятия, и включаю аппликацию в любой вид деятельности : познание, развитие речи, лепка итд.
Например: лепка, тема «Окошечко для петушка». Ведь гораздо интереснее создать этот домик самостоятельно, в котором живет петушок, а потом из пластилина катать колбаски и формировать окошко, в которое будет смотреть петушок.
Познание «Дикие животные зимой -медведь», изучаем, познаем, ну и закрепляем с помощью аппликации- Мишка спит в берлоге.
Хочется закончить свое выступление словами Н. К. Крупской, которая писала: «. Очень рано ребенок начинает стремиться. самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал и научить, как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно не выразилось».