Татьяна Сундукова
Консультация «Формирование представлений у детей второй младшей группы о профессии врач, медицинская сестра» (4 часть)
▼ Скачать + Заказать документы
Экскурсия в медицинский кабинет является действенным средством в формировании представлений дошкольников о профессиях. Но необходимо учитывать ряд условий по ее организации и проведении. Организуя экскурсию, я использую в ее содержании занимательный материал, стихи, загадки, что делает экскурсию более увлекательной, эмоционально насыщенной. В процессе экскурсии я организовываю встречу с медицинской сестрой, даю возможность детям задать вопросы. Педагог во время экскурсии может дополнить информацию, данную медсестрой, рассказать об тех качествах, которыми должны обладать представители данной профессий. По возвращении в группу с детьми обсуждается увиденное. Беседа проходит в живой, непринуждённой форме. Правильно организованная и проведенная экскурсия выполняет следующие функции:
Публикация «Консультация „Формирование представлений у детей второй младшей группы о профессии врач, медицинская сестра“ (4 часть)» размещена в разделах
- Врач. Знакомство с профессией медицинских работников
- Консультации для родителей
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Консультации
- Темочки
- реализация принципа наглядности обучения;
- повышение уровня научности обучения и закрепления его в жизни, практике.
В процессе экскурсии дети не только обогащаются новыми впечатлениями, они получают возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий. Демонстрируя дошкольникам трудовые действия, взрослый производит их подчеркнуто, комментируя каждую операцию.
Наблюдения за трудом взрослых уточняют представления детей о профессиях, побуждают любознательность, интерес к деятельности взрослых, способствуют выработке положительного отношения, уважения к их труду. В процессе наблюдений необходимо давать небольшое количество сведений, постепенно их, расширяя и углубляя, дополняя известное новыми знаниями, закрепляя известное. Очень важно, чтобы усложнение содержания представлений во время наблюдений выражалось не только в нарастании объема познавательного материала, но и в постепенном изменении характера, во все большем углублении в суть наблюдаемых явлений. Педагог должен обращать внимание детей на самого трудящегося человека, его отношение к выполняемой работе, взаимоотношения с другими людьми. Наблюдение за профессиональной деятельностью взрослого положительно влияют на поведение детей, способствует воспитанию уважительного и доброжелательного отношения к труду врача, медицинской сестры.
У детей особенно возрастает интерес к наблюдаемому труду взрослых, если они могут принять в нем, хотя бы небольшое участие.
Ко второму направлению форм работы с детьми «совместная деятельность взрослого и ребенка» относятся: сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, художественное слово, игровые ситуации, песни, пальчиковые гимнастики и другие, которые могут реализовываться в течение режимных моментов дня, свободной и совместной деятельности воспитателя и ребенка.
Сюжетно - ролевая игра. Тематика сюжетных игр связана с профессиональной деятельностью врача и медицинской сестры.
При этом в одной сюжетно-ролевой игре могут переплетаться как фантастические, так и реальные события. Развитие способов сюжетосложения происходит за счет придумывания и комбинирования разнообразных ситуаций взаимодействия людей и событий. Сюжетно-ролевые игры могут носить импровизированный характер или иметь заранее продуманный сценарий. Игра является целью развития творческих и коммуникативных способностей ребенка. По мнению Е. А. Климова именно в сюжетно-ролевых играх закрепляются полученные дошкольниками знания о профессиях, корректируются сведения о виде деятельности и взаимосвязи профессий. Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания, подтверждением чего являются их роли в сюжетно-ролевых играх. Понимание элементарных представлений о профессии возможно в процессе сюжетно-ролевой игры, в которой имитируется сюжет ситуации, модели поведения, возникает интерес и устремление ребенка к определенной сфере профессиональной деятельности ребенка, побуждает к достижению самостоятельно поставленной цели.
Этапы педагогической технологии
1 этап: Обогащение представлений работе доктора.
2 этап: Определение ситуации взаимодействия людей, придумывание и сочинение событий, хода и развития в соответствии с темой (Маша заболела и пришла к врачу. Доктор ее осматривает, назначает лечение. Мед сестра ставит горчичники). Создание предметно- игровой среды в сотворчестве с воспитателем (вырезывание горчичников и таблеток из цветного картона). Совместная игровая деятельность воспитателя с детьми.
3этап: Самостоятельная игровая деятельность детей
Осознать общественную значимость труда взрослого ребёнку помогают дидактические игры. Форма их организации разнообразная: индивидуальная, групповая, подгрупповая. В самостоятельной деятельности можно использовать дидактические игры по формированию первичных представлений о труде взрослых. Например, такие дидактические игры, как «Кто, что делает?», «Профессии», «Угадай профессию», «Кому это надо?», детей учат классифицировать предметы как результат определенной трудовой деятельности. Грамотное планирование проведения дидактических игр в сочетании с другими видами педагогической деятельности в работе с детьми позволяет говорить о расширении представлений о людях разных профессий.
В детской художественной литературе много произведений, прославляющих труд врача. С помощью данных произведений можно дать новую информацию о профессиях, закрепить ранее полученные знания. Научить детей гордиться данными профессиями, открыть для ребёнка значимость его трудовой деятельности, воспитывать уважительное отношение к труду врача и медсестры.
Для систематизации детских представлений о профессиях врач и медицинская сестра, ценностного отношения к результатам труда человека мною были использованы образовательно-игровые ситуации: «Рана», «Как у Васи горло заболело, «Спор фонендоскопа и градусника»
Планирование непосредственно образовательной деятельности по теме «труд врача» и количество часов, отводимое на ее изучение
Тема Цели и задачи Вид деятельности Режимный момент Количество часов
«Кто нас лечит» Закрепить знания о витаминах, уточнить представление об овощах. Закрепить понятие детей, что врачи лечат заболевших людей, помогают им побороть болезнь и снова стать здоровым. Учить проявлять заботливое отношение к своим друзьям
Воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровыми,
Развивать, речь, внимание. Познавательную активность. беседа утро 1-15мин
«Экскурсия в медицинский кабинет
Приложение Познакомить детей с профессией врача и медицинской сестры. Учить отвечать на вопросы полными ответами.
Воспитывать уважительное отношение к сотрудникам детского сада.
Развивать наблюдательность экскурсия 1 половина дня 1-15 мин
Профессия врач
Учить детей отвечать на вопросы педагога, поддерживать диалог, понимать смысл загадки, составлять небольшой рассказ по картине с помощью вопросов. Воспитывать уважительное отношение профессии. Развивать наблюдательность нод 1половина дня 1- 15мин
Я хочу быть здоровым нод 1половина дня 1-15 мин
Таблетки на каждой ветке нод 1половина дня 1- 15 мин
итог 75 мин
Планирование совместной деятельности воспитателя и детей
(приложение 1)
Тема Цели и задачи Вид деятельности Режимный момент
Кому что нужно для работы? Цель: учить детей соотносить орудия труда с профессией людей; называть соответствующие профессии, предметы и их назначение. Дидактическая игра 2 половина дня
Кукла заболела Задачи.
1. Закрепить ранее полученные знания о труде врача, умение пользоваться атрибутами игры.
2. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре, эмоциональную отзывчивость.
3. Развивать у детей интерес к сюжетно-ролевым играм, помочь создать игровую обстановку. Развивать речь, обогащать словарный запас, закреплять звукопроизношение Сюжетно- ролевая игра 2 половина дня
Доктор Айболит Цель: Продолжать развивать интерес к слушанию сказки, учить понимать ее содержание, вызывать радость от прослушанного произведения, определять характер героя. Чтение художественной литературы 1 половина дня
Как у Васи горло заболело Воспитание сочувствия, желания помочь Ситуативный разговор 2 половина дня
Фонендоскоп и градусник, что главнее? Закрепить название инструментов, развивать познавательную активность. Ситуативный разговор 2 половина дня
Четвертый лишний Учить детей соотносить предметы с профессией, находить лишнее изображение. Дидактическая игра 2 половина дня
Папа вызывает скорую помощь Цель: учить детей последовательно называть предметы труда и подбирать картинку с изображением человека соответствующей профессии. Сюжетно- ролевая игра. 2 половина дня
От слова к слову Цель: учить детей последовательно называть предметы труда и подбирать картинку с изображением человека соответствующей профессии. Дидактическая игра 1 половина дня.
Едем на работу Цель: учить детей ориентироваться в пространстве комнаты, находить свое место в соответствии со зрительными ориентирами - картинками с изображением профессиональных символов. Развивать внимание, память в процессе данной игры. Дидактическая игра 2 половина дня
Оденем куклу на работу Цель: учить детей соотносить рабочую одежду с профессией человека, называть соответствующие профессии. Дидактическая игра 1 половина дня.
Кукла поправилась учить действиям врача : осмотреть больного, измерив температуру, посмотрев горло, послушав трубочкой: Сюжетно- ролевая игра. 2 половина дня
Врач и медсестра Учить разделять действия врача и медсестры. Врач осматривает, назначает лечение, медсестра выполняет назначение Сюжетно- ролевая игра. 2 половина дня
Приложение 2 Формирование представлений о профессии врача на основе художественного слова. Чтение стихов В любые режимные моменты
На основании целей, задач и планируемых результата я выделила следующие уровни освоения материала детьми.
Уровни усвоения материала.
Низкий. Нечеткое представление о трудовом процессе. Ребенок знает называние профессии, но затрудняется в раскрытии значимости труда; не может объяснить, где и кем работают его родители, в чем ценность их труда. Познавательное отношение к труду неустойчивое.
Средний. Ребенок имеет представление о значимости профессии, устанавливает связи между разными видами труда, понимает значение использования техники. Стремится аргументировать свои суждения. Может объяснить, чем заняты его родители, в чем ценность их труда. Интерес к труду взрослых устойчив.
Высокий. Ребенок самостоятельно пользуется моделью трудового процесса как средством познания трудовой деятельности взрослых. Владеет речью - доказательством, верно, обосновывает ценность труда. Проявляет устойчивый интерес к труду взрослых, стремление оказать посильную помощь. Строит самостоятельную деятельность, руководствуясь знанием ее общей структуры.