Венера Кузнецова
Методическая разработка. Программа «Формирование адекватного эмоционального восприятия у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Целью программы является формирование адекватного эмоционального восприятия у старших дошкольников, а именно умение понимать эмоциональное состояние другого человека, адекватно поступать в эмоциональных ситуациях и снимать собственные негативные эмоции социально приемлемыми методами.
Программа рассчитана на 1,5 месяца.
Пояснительная записка.
Публикация «Методическая разработка, Программа „Формирование адекватного эмоционального восприятия у старших дошкольников“» размещена в разделах
В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Ее необходимо развивать.
Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Взрослому необходимо способствовать выделению и осознанию собственных состояний и переживаний ребенка.
Главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольников - это появление способности управлять эмоциями, то есть произвольность поведения. Поведение постепенно превращается из побуждаемого спонтанными чувствами и впечатлениями («полевого поведения») в поведение «волевое», что означает переход от внешней к внутренней его регуляции, к возможности выбора собственного поведения (Леонтьев А. И., 1995). Наблюдая за внешними эмоциональными проявлениями, ребенок учится понимать поведение других людей и правильно реагировать в соответствии с ним.
Отсутствие нормальных взаимоотношений в семье, чувства любви к ребенку приводит к невозможности формирования ощущения собственной значимости.
Данная программа позволяет ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и научить адекватно на него реагировать.
Цель программы – формирование адекватного эмоционального восприятия у детей 5 - 7 лет.
Основные задачи.
1. Развитие умения различать эмоциональные состояния и связанные с ним физические ощущения.
2. Обучить словесной передаче своего эмоционального состояния.
3. Развитие способности делиться своими переживаниями.
4. Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.
5. Обучить навыкам саморегуляции и адекватного отреагирования эмоций.
6. Научить снимать собственные негативные эмоции социально приемлемыми методами.
6. Формировать у детей доброжелательное поведение.
7. Развивать чувство собственной значимости.
Занятия проводятся с подгруппой детей, 1-2 раза в неделю. Длительность занятия 25-30 минут. Предполагается, что занятия проводятся с группой детей, которые рассаживаются в кружок на ковре или на стульчиках. Психолог располагается вместе с детьми в круге.
В качестве основных методов и приемов на занятии используются: психогимнастика, обыгрывание эмоционального состояния, обыгрывание конфликтных ситуаций и обучение детей выходам из них, элементы групповой дискуссии, психологические этюды. В работе с детьми используется также метод арт-терапии. В процессе арт-терапии удовлетворяется актуальная потребность в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Высвобождается психологическая энергия, которая тратится ребенком на неэффективное напряжение. Ребенок начинает чувствовать себя спокойно, расслабляется.
Таким образом, в программе используются разнообразные формы и методы организации работы детей, которые позволяют раскрыть содержание их личного опыта относительно предложенной темы.
Каждое занятие должно завершаться чем-то радостным, веселым, положительным.
Занятие 1. «Наказание».
Цель: снять напряжение, которое формируется у ребенка при неадекватной системе наказания дома и научить его вести себя так, чтобы оно вновь не возникало.
1. Игра «Снежный ком».
Цель: создание положительного эмоционального состояния.
2. Беседа.
Цель: выработка умения распознавать и описывать свои эмоции и чувства других людей.
3. Упражнение.
Цель: релаксация, поддержание благоприятной атмосферы.
4. Игра «Угадай эмоцию».
Цель: ознакомление детей с эмоциями, учить выразить заданное эмоциональное состояние через мимику и пантомимику.
5. Упражнение «Понимаем друг друга».
Цель: развивать умение учитывать в своём поведении состояния, желания и интересы другого человека.
Закончить занятие можно, предложив детям, спросить друг у друга, что они чувствуют в данный момент.
Занятие 2. «Страх».
Цель: научить опознавать страх, снимать напряжение социально приемлемым способом.
1. «Рукопожатие».
Цель: создание положительного эмоционального состояния.
2. Беседа с детьми.
Цель: научить ребенка опознавать чувство страха, адекватно реагировать на него.
3. Прослушивание музыки.
Цель: релаксация, поддержание благоприятной атмосферы.
4. «Рисуем страх».
Цель: развитие умения справляться со своими страхами.
5. Упражнение «Коробка переживаний».
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Занятие № 3. «Боль».
Цель: научить опознавать боль, снимать напряжение социально приемлемым способом.
1. «Здравствуйте!».
Цель: развитие экспрессии, создание положительного эмоционального состояния.
2. Беседа.
Цель: научить опознавать боль и вести себя в соответствующей ситуации.
3. Упражнение «Сюжетные картинки».
Цель: умение определять эмоциональные состояния других людей, развитие эмпатии.
4. Игра «Дождь в лесу».
Цель: релаксация, снятие психоэмоционального напряжения.
5. Упражнение «Вкусные конфеты».
Цель: развитие стремления к восприятию, пониманию и принятию эмоций чувств другого, построения своего поведения в соответствии с ними (на примере сочувствия).
Занятие № 4. «Обида».
Цель: научить опознавать обиду и вести себя в соответствующей ситуации.
1. «Приветик».
Цель: развитие экспрессии, создание положительного эмоционального состояния.
2. Беседа.
Цель: научить опознавать обиду.
3. Упражнение «Дарю цветок».
Цель: релаксация, снятие психоэмоционального напряжения.
4. Упражнение «Что делать, если тебя кто-то обидел?».
Цель: умение детей адекватно реагировать в случае обиды.
5. Упражнение «Я рисую обиду».
Цель: развитие стремления к восприятию, пониманию и принятию эмоций чувств другого, построения своего поведения в соответствии с ними.
Занятие № 5. «Злость».
Цель: научить опознавать злость, адекватно реагировать на чужую агрессию, снимать напряжение социально приемлемым способом.
1. «Давайте поздороваемся».
Цель: снятие мышечного напряжения, создание положительного эмоционального состояния.
2. Беседа с детьми.
Цель: научить опознавать злость.
3. Упражнение «Ветерок».
Цель: релаксация, снятие психоэмоционального напряжения.
4. Продолжение беседы «Примеры ситуаций»
Цель: научить опознавать злость и вести себя в соответствующей ситуации.
5. Упражнение «Справимся со злостью».
Цель: научить ребенка владеть своими эмоциями и адекватно реагировать на чужую агрессию, снимать напряжение социально приемлемым способом.
Занятие № 6. «Грусть».
Цель: научить опознавать грусть и вести себя в соответствующей ситуации.
1. Упражнение «Назови себя ласково».
Цель: создание положительного эмоционального состояния.
2. Беседа.
Цель: научить опознавать грусть.
3. Упражнение «Самоуважение».
Цель: релаксация, снятие психоэмоционального напряжения.
4. Этюд «Гадкий утенок».
Цель: учить выразить заданное эмоциональное состояние через мимику и пантомимику.
5. Упражнение «Как следует поступать, если кому-то грустно».
Цель: научить опознавать грусть и вести себя в соответствующей ситуации.
Занятие № 7. «Стыд».
Цель: научить опознавать чувство стыда и вести себя в соответствующей ситуации.
1. Упражнение «Прогноз погоды».
Цель: выявление эмоционального состояния каждого ребёнка вначале занятия.
2. Беседа.
Цель: научить опознавать стыд.
3. Упражнение «Полный покой души».
Цель: релаксация, снятие психоэмоционального напряжения.
4. Этюды «Кто съел варенье?», «Кот Васька».
Цель: учить выразить заданное эмоциональное состояние через мимику и пантомимику.
5. Упражнение «Как избежать неприятных чувств».
Цель: научить опознавать чувство стыда и вести себя в соответствующей ситуации.
Занятие № 8. «Вина».
Цель: научить опознавать чувство вины и вести себя в соответствующей ситуации.
1. Игра «Клубочек».
Цель: снятие мышечного напряжения, создание положительного эмоционального состояния.
2. Беседа.
Цель: научить опознавать вину.
3. Упражнение «Цветок».
Цель: релаксация, снятие психоэмоционального напряжения.
4. Игра «Что было бы, если бы…».
Цель: обучить словесной передаче эмоционального состояния.
5. Упражнение «Как избежать чувства вины».
Цель: научить опознавать чувство вины и вести себя в соответствующей ситуации.
Занятие № 9. «Месть».
Цель: показать неэффективность мести и научить защищаться, не переходя на месть.
1. Упражнение «Волшебная подушка».
Цель: снятие мышечного напряжения, создание положительного эмоционального состояния
2. Беседа.
Цель: обогащение знаний детей о «мести».
3. Упражнение «Прекрасный сад».
Цель: релаксация, снятие психоэмоционального напряжения.
4. Продолжение беседы «Примеры ситуаций».
Цель: показать неэффективность мести и научить защищаться, не переходя на месть.
5. «Рисуем настроение».
Цель: выявление эмоционального состояния каждого ребёнка по окончанию занятия.
Занятие № 10. «Наши чувства».
Цель: Выработка умения распознавать и описывать свои эмоции и чувства других людей.
1. Упражнение «Волшебный ящик».
Цель: через мимику и пантомимику выразить заданное эмоциональное состояние.
2. Игра «Лото настроений».
Цель: умение определять эмоциональные состояния.
3. Прослушивание музыки.
Цель: релаксация, поддержание благоприятной атмосферы.
4. Этюд.
Цель: учить выразить заданное эмоциональное состояние через мимику и пантомимику.
5. «Рисуем настроение».
Цель: умение ребенка передавать эмоцию в рисунке.