МААМ-картинки

Методическая разработка. Программа «Формирование адекватного эмоционального восприятия у старших дошкольников»

Венера Кузнецова
Методическая разработка. Программа «Формирование адекватного эмоционального восприятия у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Целью программы является формирование адекватного эмоционального восприятия у старших дошкольников, а именно умение понимать эмоциональное состояние другого человека, адекватно поступать в эмоциональных ситуациях и снимать собственные негативные эмоции социально приемлемыми методами.

Программа рассчитана на 1,5 месяца.

Пояснительная записка.

Публикация «Методическая разработка, Программа „Формирование адекватного эмоционального восприятия у старших дошкольников“» размещена в разделах

В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Ее необходимо развивать.

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Взрослому необходимо способствовать выделению и осознанию собственных состояний и переживаний ребенка.

Главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольников - это появление способности управлять эмоциями, то есть произвольность поведения. Поведение постепенно превращается из побуждаемого спонтанными чувствами и впечатлениями («полевого поведения») в поведение «волевое», что означает переход от внешней к внутренней его регуляции, к возможности выбора собственного поведения (Леонтьев А. И., 1995). Наблюдая за внешними эмоциональными проявлениями, ребенок учится понимать поведение других людей и правильно реагировать в соответствии с ним.

Отсутствие нормальных взаимоотношений в семье, чувства любви к ребенку приводит к невозможности формирования ощущения собственной значимости.

Данная программа позволяет ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и научить адекватно на него реагировать.

Цель программы – формирование адекватного эмоционального восприятия у детей 5 - 7 лет.

Основные задачи.

1. Развитие умения различать эмоциональные состояния и связанные с ним физические ощущения.

2. Обучить словесной передаче своего эмоционального состояния.

3. Развитие способности делиться своими переживаниями.

4. Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.

5. Обучить навыкам саморегуляции и адекватного отреагирования эмоций.

6. Научить снимать собственные негативные эмоции социально приемлемыми методами.

6. Формировать у детей доброжелательное поведение.

7. Развивать чувство собственной значимости.

Занятия проводятся с подгруппой детей, 1-2 раза в неделю. Длительность занятия 25-30 минут. Предполагается, что занятия проводятся с группой детей, которые рассаживаются в кружок на ковре или на стульчиках. Психолог располагается вместе с детьми в круге.

В качестве основных методов и приемов на занятии используются: психогимнастика, обыгрывание эмоционального состояния, обыгрывание конфликтных ситуаций и обучение детей выходам из них, элементы групповой дискуссии, психологические этюды. В работе с детьми используется также метод арт-терапии. В процессе арт-терапии удовлетворяется актуальная потребность в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Высвобождается психологическая энергия, которая тратится ребенком на неэффективное напряжение. Ребенок начинает чувствовать себя спокойно, расслабляется.

Таким образом, в программе используются разнообразные формы и методы организации работы детей, которые позволяют раскрыть содержание их личного опыта относительно предложенной темы.

Каждое занятие должно завершаться чем-то радостным, веселым, положительным.

Занятие 1. «Наказание».

Цель: снять напряжение, которое формируется у ребенка при неадекватной системе наказания дома и научить его вести себя так, чтобы оно вновь не возникало.

1. Игра «Снежный ком».

Цель: создание положительного эмоционального состояния.

2. Беседа.

Цель: выработка умения распознавать и описывать свои эмоции и чувства других людей.

3. Упражнение.

Цель: релаксация, поддержание благоприятной атмосферы.

4. Игра «Угадай эмоцию».

Цель: ознакомление детей с эмоциями, учить выразить заданное эмоциональное состояние через мимику и пантомимику.

5. Упражнение «Понимаем друг друга».

Цель: развивать умение учитывать в своём поведении состояния, желания и интересы другого человека.

Закончить занятие можно, предложив детям, спросить друг у друга, что они чувствуют в данный момент.

Занятие 2. «Страх».

Цель: научить опознавать страх, снимать напряжение социально приемлемым способом.

1. «Рукопожатие».

Цель: создание положительного эмоционального состояния.

2. Беседа с детьми.

Цель: научить ребенка опознавать чувство страха, адекватно реагировать на него.

3. Прослушивание музыки.

Цель: релаксация, поддержание благоприятной атмосферы.

4. «Рисуем страх».

Цель: развитие умения справляться со своими страхами.

5. Упражнение «Коробка переживаний».

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Занятие № 3. «Боль».

Цель: научить опознавать боль, снимать напряжение социально приемлемым способом.

1. «Здравствуйте!».

Цель: развитие экспрессии, создание положительного эмоционального состояния.

2. Беседа.

Цель: научить опознавать боль и вести себя в соответствующей ситуации.

3. Упражнение «Сюжетные картинки».

Цель: умение определять эмоциональные состояния других людей, развитие эмпатии.

4. Игра «Дождь в лесу».

Цель: релаксация, снятие психоэмоционального напряжения.

5. Упражнение «Вкусные конфеты».

Цель: развитие стремления к восприятию, пониманию и принятию эмоций чувств другого, построения своего поведения в соответствии с ними (на примере сочувствия).

Занятие № 4. «Обида».

Цель: научить опознавать обиду и вести себя в соответствующей ситуации.

1. «Приветик».

Цель: развитие экспрессии, создание положительного эмоционального состояния.

2. Беседа.

Цель: научить опознавать обиду.

3. Упражнение «Дарю цветок».

Цель: релаксация, снятие психоэмоционального напряжения.

4. Упражнение «Что делать, если тебя кто-то обидел?».

Цель: умение детей адекватно реагировать в случае обиды.

5. Упражнение «Я рисую обиду».

Цель: развитие стремления к восприятию, пониманию и принятию эмоций чувств другого, построения своего поведения в соответствии с ними.

Занятие № 5. «Злость».

Цель: научить опознавать злость, адекватно реагировать на чужую агрессию, снимать напряжение социально приемлемым способом.

1. «Давайте поздороваемся».

Цель: снятие мышечного напряжения, создание положительного эмоционального состояния.

2. Беседа с детьми.

Цель: научить опознавать злость.

3. Упражнение «Ветерок».

Цель: релаксация, снятие психоэмоционального напряжения.

4. Продолжение беседы «Примеры ситуаций»

Цель: научить опознавать злость и вести себя в соответствующей ситуации.

5. Упражнение «Справимся со злостью».

Цель: научить ребенка владеть своими эмоциями и адекватно реагировать на чужую агрессию, снимать напряжение социально приемлемым способом.

Занятие № 6. «Грусть».

Цель: научить опознавать грусть и вести себя в соответствующей ситуации.

1. Упражнение «Назови себя ласково».

Цель: создание положительного эмоционального состояния.

2. Беседа.

Цель: научить опознавать грусть.

3. Упражнение «Самоуважение».

Цель: релаксация, снятие психоэмоционального напряжения.

4. Этюд «Гадкий утенок».

Цель: учить выразить заданное эмоциональное состояние через мимику и пантомимику.

5. Упражнение «Как следует поступать, если кому-то грустно».

Цель: научить опознавать грусть и вести себя в соответствующей ситуации.

Занятие № 7. «Стыд».

Цель: научить опознавать чувство стыда и вести себя в соответствующей ситуации.

1. Упражнение «Прогноз погоды».

Цель: выявление эмоционального состояния каждого ребёнка вначале занятия.

2. Беседа.

Цель: научить опознавать стыд.

3. Упражнение «Полный покой души».

Цель: релаксация, снятие психоэмоционального напряжения.

4. Этюды «Кто съел варенье?», «Кот Васька».

Цель: учить выразить заданное эмоциональное состояние через мимику и пантомимику.

5. Упражнение «Как избежать неприятных чувств».

Цель: научить опознавать чувство стыда и вести себя в соответствующей ситуации.

Занятие № 8. «Вина».

Цель: научить опознавать чувство вины и вести себя в соответствующей ситуации.

1. Игра «Клубочек».

Цель: снятие мышечного напряжения, создание положительного эмоционального состояния.

2. Беседа.

Цель: научить опознавать вину.

3. Упражнение «Цветок».

Цель: релаксация, снятие психоэмоционального напряжения.

4. Игра «Что было бы, если бы…».

Цель: обучить словесной передаче эмоционального состояния.

5. Упражнение «Как избежать чувства вины».

Цель: научить опознавать чувство вины и вести себя в соответствующей ситуации.

Занятие № 9. «Месть».

Цель: показать неэффективность мести и научить защищаться, не переходя на месть.

1. Упражнение «Волшебная подушка».

Цель: снятие мышечного напряжения, создание положительного эмоционального состояния

2. Беседа.

Цель: обогащение знаний детей о «мести».

3. Упражнение «Прекрасный сад».

Цель: релаксация, снятие психоэмоционального напряжения.

4. Продолжение беседы «Примеры ситуаций».

Цель: показать неэффективность мести и научить защищаться, не переходя на месть.

5. «Рисуем настроение».

Цель: выявление эмоционального состояния каждого ребёнка по окончанию занятия.

Занятие № 10. «Наши чувства».

Цель: Выработка умения распознавать и описывать свои эмоции и чувства других людей.

1. Упражнение «Волшебный ящик».

Цель: через мимику и пантомимику выразить заданное эмоциональное состояние.

2. Игра «Лото настроений».

Цель: умение определять эмоциональные состояния.

3. Прослушивание музыки.

Цель: релаксация, поддержание благоприятной атмосферы.

4. Этюд.

Цель: учить выразить заданное эмоциональное состояние через мимику и пантомимику.

5. «Рисуем настроение».

Цель: умение ребенка передавать эмоцию в рисунке.

Публикации по теме:

Проект эмоционального развития «Радость» Проект эмоционального развития «Радость» был разработан педагогом-психологом Закауловой Н. А. Он был внедрен в практику ДОУ в сентябре 2013г.

Работа группы «Смородинка» по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы у детей старшего возраста. Одним из способов оказания помощи детям старшего возраста по обеспечению адекватного реагирования в коммуникативной сфере, развитию навыков.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методическая разработка. Программа «Формирование адекватного эмоционального восприятия у старших дошкольников»
Опубликовано: 23 марта 2015 в 21:00
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка. Программа «Формирование адекватного эмоционального восприятия у старших дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Венера Кузнецова (УИ 328698) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД