Жанна Федоренко
Проблемы в устной речи
▼ Скачать + Заказать документы
Чтобы справиться с ними, предлагаем вашему вниманию некоторые обучающие игры и упражнения. При моделировании различных игровых ситуаций один и тот же вид работы воспринимается по-разному, следовательно, более прочными становятся приобретённые речевые навыки.
Для расширения словарного запаса потренируйте ребё нка в подборе глаголов и прилагательных к существительным:
- Что делает кошка? Кошка бегает, прыгает, мяукает, ловит, лакает…
Предложите ребё нку подобрать предмет к действиям:
- Кто умеет летать? Птицы, бабочки, мухи…
- Мяч - какой? Резиновый, цветной, красивый, большой.
Публикация «Проблемы в устной речи» размещена в разделах
Дошкольник должен владеть простейшими обобщениями: посуда, одежда, обувь, овощи, фрукты, ягоды, деревья, игрушки, мебель, животные (дикие, домашние, птицы (домашние, зимующие, перелётные, транспорт, профессии…
Важно учить ребёнка правильно подбирать антонимы, т. е. слова противоположного значения: весёлый – грустный, узкий – широкий, лёгкий – тяжёлый…
С целью формирования навыков родовой принадлежности попросите ребёнка назвать предметы, о которых можно сказать «мой» (мяч, карандаш, лист, цветок и т. д.); «моя» (кукла, книга, кисть, линейка, майка и т. д.). Предложите подобрать слова, о которых можно сказать «он» (стол, шкаф, кубик, нож и т. п., «она» (лампа, машина, девочка и т. п.).
Работая над согласованием прилагательных с существительными, спросите, о чём можно сказать «зелёный» (лист, пенал, ботинок); «зелёная» (лента, тетрадь, кофта, шапка)
Очень часто встречаются ошибки детей в образовании формы родительного падежа множественного числа. С целью профилактики подобных ошибок можно предложить упражнение «Скажи, чего нет» : деревья-нет деревьев, окна-нет окон, стулья-нет стульев и т. п.
Для отработки согласования числительных с существительными попросите ребёнка посчитать, например, одна мышка, две мышки, три мышки и т. д. Это упражнение можно усложнить, одновременно согласуя числительные и прилагательные с существительными. Например, один резиновый мяч, два резиновых мяча и т. д.
Упражнения по формированию навыков словообразования весьма разнообразны.
Учите образовывать названия детёнышей домашних и диких животных, птиц. Предложите поиграть в игру «Кто у кого?» : козлёнок у козы, котёнок у кошки, барсучонок у барсучихи и т. д.
Отработать навык образования уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных можно с помощью упражнения «Назови ласково» :дом-домик, кошка-кошечка и т. д. ; зелёный-зелёненький, сладкий-сладенький и т. д.
Ребё нок должен научиться образовывать качественные и относительные прилагательные от существительных: дом из кирпича – кирпичный, сок из вишни – вишнёвый и т. д.
Наибольшие трудности вызывает у детей образование притяжательных прилагательных: хвост лисы (чей) – лисий, кольцо мамы (чьё) – мамино и т. д.
Ребёнок должен уметь образовывать названия предметов, служащих для хранения чего-либо: карандаш-карандашница, конфета-конфетница и т. д.
Полезно учить детей образовывать названия профессий: учить-учитель, музыка-музыкант и т. д.
В результате этих упражнений малыш должен научиться переносить сформированные речевые навыки на новый материал, уметь пользоваться ими в самостоятельной речи.