Наталья Алыкова
Консультация «Технологии коррекции темпо-ритмической организации устной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологии коррекции темпо-ритмической организации устной речи
Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи при заикании
Работа по организации темпо-ритмической стороны речи при заикании начинается с развития координации и ритмизации движений и включает решение следующих задач:
1. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.
2. Развитие чувства темпа и ритма неречевых и речевых движений.
Публикация «Консультация „Технологии коррекции темпо-ритмической организации устной речи“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
В коррекционной работе с заикающимися необходимым является темпо-ритмическое объединение артикуляционной и общей моторики, что достигается специальным упражнениями под музыку в процессе логопедической ритмики. Логопедическая ритмика включает разнообразные двигательные упражнения в следующей последовательности:
1) Ритмическая разминка.
Цель - развитие ритмических движений под музыку, в процессе чего уточняются и развиваются координированные движения рук и ног, формируется умение менять темп и ритм движения, а также организация детей, создание «настроя» на определённый вид деятельности.
2) Упражнения, регулирующие мышечный тонус.
Цель - снижение или перераспределение мышечного напряжения, воспитание пластичности движений.
Используются специальные упражнения на напряжение и расслабление мышц.
3) Упражнения для развития чувства темпа и ритма.
Цель - ритмизация движений, от самых простых до самых сложных, артикуляционных.
Используются: ходьба, отхлопывание и отстукивание под разные музыкальные темпы и ритмы, а потом пропевание слогов и слов на заданные ритмы.
4) Упражнения на развитие координации речи с движениями.
Цель - ритмизация устной речи.
Используются двигательные упражнения под музыку с одновременным проговариванием вслух постепенно усложняющихся речевых заданий.
5) Пение.
Цель - коррекция темпа речи и нормализация речевого дыхания. Для этого выбираются ритмичные и мелодичные песни. Постепенно в процессе работы подбираются песни с более сложными темпо-ритмическими характеристиками.
6) Игра.
В конце логоритмического занятия у детей дошкольного возраста, как правило, проводится игра, целью которой является закрепление навыков, полученных на занятиях.
Логопедическая работа по развитию способности использовать в речи различные темповые характеристики включает следующие этапы.
1) Развитие общих представлений о темпе.
2) Развитие восприятия различного темпа речи.
Выделение данного этапа обусловлено тем, что достаточный уровень речевого слуха, и в частности таких его компонентов, как восприятие и дифференциация различного темпа и ритма речи, имеет определяющее значение для формирования интонационной выразительности речи заикающегося.
3) Развитие умения воспроизводить различный темп речи.
а) воспроизведение темповой характеристики фразы вместе с логопедом;
б) воспроизведение темповой характеристики фразы отраженно за логопедом;
в) самостоятельное воспроизведение определенного типа фразы. Поскольку у заикающихся, как правило, наблюдается ускоренный темп речи, то коррекционная работа проводится с использованием специальных упражнений, направленных на его нормализацию. Упражнения проводятся систематически, основной прием работы - подражание темпу речи логопеда. Устранение ускоренного темпа речи осуществляется путем следующих упражнений:
1. Проговаривание фраз в медленном темпе сопряженно и отраженно за логопедом;
2. Самостоятельное проговаривание фраз в медленном темпе под отхлопывание или отстукивание каждого слога (слова) ударами рукой по столу, ударами мяча и т. д.
3. Ответы на вопросы логопеда - сначала шепотом в медленном темпе, затем медленно и ритмично - вслух;
4. Проговаривание фраз под медленную музыку;
5. Медленное проговаривание чистоговорок и скороговорок;
6. Речевые игры, в которых присутствует необходимость медленного проговаривания слов;
7. Использование инсценировок (применение кукол-персонажей естественно замедляет темп речи, т. к. в процессе изложения текста дошкольники должны осуществлять различные действия с фигурками);
8. Рассказы по картине, чтение стихотворений в медленном темпе (сопряженно и отраженно за логопедом, под удары метронома и без них, самостоятельно).
Во всех случаях при выполнении упражнений может предусматриваться зрительный контроль над темпом речи посредством зеркала, что также в значительной мере способствует замедлению темпа.
Особой задачей коррекционной работы является развитие чувства ритма. Ритмическая способность является средством пространственно-временной организации движений. Чувство ритма в своей основе имеет моторную природу. Онтогенез чувства ритма тесно связан с процессом становления у детей моторики, зрительно-моторной координации, а в дальнейшем с формированием речевого ритма. Речевой ритм выполняет важную функцию в формировании моторного стереотипа речи. В процессе развития речи ритм становится «скелетом» слова и играет важную роль в процессе усвоения лексем и опознания их при восприятии.
М. Е. Хватцев писал, что при заикании вся работа основывается на ритме, а «главные упражнения - чёткое ритмическое чтение по слогам под отбиваемый такт рукой с постепенным ускорением темпа чтения».
В системе Л. З. Арутюнян ритмизация речи осуществляется при помощи синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки, определяющими ритмико-интонационный рисунок фразы, когда с участием руки отрабатывается модель послогового проговаривания.
Другими приёмами ритмизации речи можно считать :
1) замедленную речь с сохранением редукции;
2) послоговую речь с сохранением ударности всех позиций слогов, но с увеличением времени на произнесение каждого слога с сохранением слабой редукции;
3) дирижирование;
4) приём позвукового (побуквенного) произношения со вставкой гласного звука после каждого согласного (И. А. Сикорский);
5) отстукивание, одновременное с проговариванием;
6) скандированная речь с равноударными слогами;
7) полный стиль произношения, не предполагающий редукции и основывающийся на полногласии и дополнительном акцентировании первого слога каждого слова.
Таким образом, видно, что в коррекции ритмики речи работа базируется на слоге, поскольку именно слог, первоначальный «кирпичик» речи, остаётся неповреждённым, в то время как вся остальная речевая система при заикании разрушена.
У лиц с заиканием имеются нарушения речевых ритмов разных уровней: послогового, пословного и синтагматического. При обучении ритмизации устной речи необходимо тщательно отбирать речевой материал.
Л. И Белякова и Е. А. Дьякова указывают, что на первых этапах работы при подборе стихотворных текстов необходимо учитывать следующее:
а) стихи должны быть с устойчивой ритмикой, т. е. однообразным распределением ударных слогов в строфе;
б) состоять из достаточно коротких фраз;
в) стихи должны содержать простую лексику и не включать слова с сочетаниями согласных.
Размер стиха подбирается в следующей последовательности: хорей -
ямб -дактиль.
1. Хорей: Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь?
Красный, желтый, голубой,
Не угнаться за тобой.
(С. Я. Маршак)
Ритмический рисунок хорея: _'_ _'_ _ _' _ (1, 3 ,5 ударные слоги).
2. Ямб: Идёт бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
«Ой, досточка кончается,
Сейчас я упаду».
(А. Барто)
Ритмический рисунок ямба: _ _' _ _' _ _' (2, 4, 6 ударные слоги).
3. Дактиль: Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Ритмический рисунок дактиля: _' _ _ _' _ _ _' (1, 4, 7 .ударные слоги).
Наиболее трудными для усвоения являются стихи типа дольников, в которых нарушается соответствие синтаксического членения в строке, а также стихи, осложненные стечением согласных и обилием малоупотребительных слов.
Помимо тренировки ритма артикуляции на стихотворных текстах, с целью установления плавной речи применяются различные виды упражнений, направленные на выработку ритмических артикуляций в сочетании с движением руки. Одним из видов таких упражнений является «послоговый ритм» или теппинг, заключающийся в следующем.
Проговаривание каждого слога текста сопровождается отбиванием ритма раскрытой ладонью ведущей руки о твердую поверхность. Каждый удар ладони приходится на гласную. Вначале тренировка послогового ритма проводится в замедленном темпе. Темп речи ускоряется по мере овладения навыком.
Навык послогового ритма на первом этапе вырабатывается на стихотворном тексте (хорей, ямб) и материале скороговорок.
Л. И Белякова и Е. А. Дьякова отмечают, что в результате такой ритмизации слоги выравниваются по длительности звучания, т. е. снимается редукция гласных звуков (предударных и заударных, свойственная русскому языку Есть опасность, что на фоне жесткого послогового ритма речь может приобретать монотонный «роботообразный» характер, что вызывает негативную реакцию заикающегося. Поэтому очень важно, чтобы обучение формированию ритмизированной речи проходило одновременно с активной работой по формированию интонационного оформления высказывания. Постепенно движения руки становятся ритмоводителем речевых артикуляций. Поэтому при обучении заикающихся теппированию обращают внимание на то, чтобы движения руки во время речевой паузы не прекращались. Это позволяет заикающимся после паузы легко вступать в речь.
По мере усвоения слогоразмерной речи движения руки применяются все реже и, наконец, снимаются. Однако речь с нередуцированным произнесением гласных тренируется у заикающихся длительное время.
Устная речь с нередуцированным произнесением безударных гласных называется полным стилем произнесения. Он способствует выделению ритмической структуры слова в артикуляторной программе, выравнивает все слоги по времени произнесения, что в целом является основной для ритмизации речевого процесса и формирования плавной речи.
Одним из видов упражнений, направленных на выработку ритмизации речевых артикуляций является пословный ритм.
Главной характеристикой этого технического приема по установлению плавной речи является движение всей руки в сочетании с произнесением каждого слова фразы. При этом рука движется на каждое слово от себя и к себе (по траектории восьмерки) непрерывно в процессе произнесения фразы. Особенное интенсивно движение руки осуществляется на ударный слог слова. Скорость и ритм движения руки подбирается индивидуально - от резкого в среднем темпе до плавного в замедленном темпе.
При невротической форме заикания ритмизация речи быстро усваивается. Их ритмизированная речь под влиянием упражнений довольно быстро становится интонированной. Имеется опасность, что быстрое достижение положительного эффекта приводит к прекращению заикающимися этой группы тренировок в ритмизированной речи. В то же время речевая ритмизация, как и любой двигательный навык, особенно у взрослых, нуждается в длительной автоматизации.
При неврозоподобной форме заикания усвоение ритма крайне затруднено. Вначале необходимо подобрать индивидуальный темпоритм, при котором заикающийся чувствовал бы себя достаточно комфортно. Затем необходима постепенная, индивидуальная тренировка ритмических движений руки. Следующим этапом тренинга является совместная тренировка ритмических движений руки и речи. Интонационно-мелодическое оформление ритмизированной речи тоже очень затруднено и требует тщательной и длительной тренировки.
В целом ряде методик по установлению плавной речи у лиц с заиканием предлагаются различные приёмы ритмизации речи (Л. И. Богомолова, Л. З. Андронова, В. М. Шкловский).
В ряде методик первый этап установления ритмизованной речи сопровождается значительным замедлением её темпа до одного слога в секунду. (Л. З. Андронова).
Для того чтобы темпо-ритмическая организация речи лиц с заиканием автоматизировалась и стала стабильной, темп и ритм должны подбираться индивидуально, вызывая у пациента чувство комфорта.
Методика восстановления темпо-ритмо-интонационной стороны речи по методике Н. А. Чевелевой.
Н. А. Чевелева считает, что заикающихся детей необходимо учить умело пользоваться словарным запасом, правильно и конкретно формулировать мысль, быстро и точно подбирать определенное слово передавать содержание в строгой логической последовательности, то есть нужно развивать у них определенные стороны связной речи. А также преодоление заикания достигнет полного и стойкого эффекта, если будет вестись одновременно в двух направлениях: непосредственное исправление речи детей и корригирования особенностей их психической деятельности.
Для этих целей с большой эффективностью может быть использован программный материал д. /с. Представляется вполне возможным соединить обучение и воспитание детей с процессом развития у них связной речи и работой по перевоспитанию имеющихся особенностей в протекании психических процессов.
Развивая у заикающихся детей связную речь, нужно начинать с самой простой ее формы – ситуационной и постепенно подводить их к умению пользоваться контекстной речью. Основной смысл проводимых логопедических занятий состоит не в тренировки навыков механической речи, а в том, чтобы научить детей легко и свободно выражать свои мысли, отвечать, спрашивать, пояснять, рассказывать, делать выводы, заключения, обобщения.
Механическая тренировка речи детей, упражнения в сопряженной, отраженной речи, воспроизведение заученного текста, как показала практика, не приносят желаемых результатов. Занятия должны вызывать у детей интерес и постоянное желание отвечать на «сложные» и «хитрые» вопросы логопеда.
Автор данной методики считает необходимым для развития связной речи использовать не только время занятий, но и режимные моменты: дежурство по группе, подготовка к прогулке, к занятиям, к обеду и др. В этом случаи могут служить конкретным, наглядным материалом одежда детей, посуда, игрушки, личные вещи ребенка и т. п. Логопед спрашивает, чья это вещь, какого она цвета, что надевает или ставит на стол ребенок, что он делает в данный момент. При этом нужно помнить, что вопросы логопеда должны относиться только к конкретным предметам и действиям.
.